26.07.2024
#Психология
42

Высшие психические функции: что к ним относится

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие «высших психологических» функций у Л. С. Выготского
  2. Отличительные свойства высших психических функций
  3. Особенности возникновения и развития высших психических функций
  4. Законы формирования высших психических функций
  5. Понятие интериоризации и ее стадий
  6. Итог
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Высшие психические функции: что к ним относится

 

Высшие психические функции

Фото: ВПФ - высшие психические функции, генерировано Neuralwriter

Понятие о высших психических функциях

Человека отличает от животных совокупность процессов, осуществляемых с познавательными целями в головном мозге. По мере взросления личности наблюдается их развитие и усложнение в тесной взаимосвязи с нервной системой. В науке этот набор называют высшими психическими функциями (ВПФ). Выделяют несколько составляющих, например, именуемых мышлением, памятью, вниманием, речью, воображением. Относясь к одной из главных человеческих особенностей, данный комплекс процессов играет важную роль в жизни. А именно, при взаимодействии с окружением люди адаптируются, проявляют способность к обучению, могут понимать других и вести созидательную деятельность.

 Рассматриваемые здесь сложные процессы, формирующиеся с начала жизни, имеют социальное происхождение. ВПФ произвольны по способу реализации. А также опосредованы по строению, то есть даются посредством определенных факторов. Сегодня они выступают одним из главных понятий в психологии.

Обычно к ВПФ относят мышление, направленное на определенные цели, восприятие, память, воображение, особенно — творческое, речь и не только. В числе разновидностей отличают произвольные, но есть и те, что не всегда можно отнести к таковым. К примеру, если говорить о людях с обычным уровнем развития, не все автоматически способны управлять волей, внутренними чувствами и социальными эмоциями. ВПФ принято рассматривать с применением структурного подхода. Важным значением наделяется анализ звеньев или составляющих всего комплекса в целом. Оценивается роль каждой функции, место в обеспечении нормы психической деятельности. За пример можно взять переработку человеком информации в виде пространственных характеристик. Подобный анализ и синтез требуется для осуществления произвольных движений, восприятия окружения посредством зрения, обработки чувственных данных. Становится возможным мышление, решение конструктивных задач и т. д.

Отмечается соответствие выполнения определенной умственной работы деятельности локальных зон мозга. Связь высших психических функций с физиологией доказана. Выделяют и общие звенья ВПФ, находя пересечение в тех или иных мозговых структурах. К примеру, пространственный анализ, синтез базируются на функции височной, теменной, затылочной областей полушарий. При патологии возникает дефицит организации процессов. Поражение структур и тканей в этих местах приводит к симптоматике, указывающей на нарушение способности производить операции с пространственными характеристиками. Подобные состояния свойственны болезни Альцгеймера. Другие ВПФ способны оставаться в сохранности, если соответствующие мозговые области функционируют нормально.

ВПФ - логика и креатив по полушариям

Фото: ВПФ - логика и креатив по полушариям, генерировано Neuralwriter

Перед индивидуумами, членами общества стоит задача развития и последующей поддержки сформированного набора ВПФ. Рассматривая элементы комплекса отдельно, отмечают следующие предназначения для специфических функций:

  1. Мышление дает возможность анализировать информацию. Человек справляется с проблемами, применяет творческий подход. Логическая и абстрактная формы позволяют приспосабливаться к обстоятельствам при принятии решений.
  2. Память отвечает за хранение информации, извлечение ее при необходимости. Краткосрочная и долгосрочная формы используются при развитии. А также по ходу освоения, накопления знаний.
  3. Благодаря вниманию мы сосредотачиваемся, отделяя отвлекающие моменты. Фокусирование на задаче приводит к нахождению решения. Селективная и разделенная форма обуславливает успех при усвоении информации. 
  4. Посредством речи люди связываются между собой, передавая те или иные сведения, выражая мысли и чувства. Так человек приобретает опыт, навыки или обучает других. 
  5. Воображение дает возможность созидать идеи. Посредством творчества развивается интеллект. Люди по-новому смотрят на привычные вещи.

Понятие «высших психологических» функций у Л. С. Выготского

Отечественная наука интенсивно занималась данной сферой с 1920-х годов и ранее. Период получил название «инструментальной психологии». Выделение ряда процессов сознательной деятельности и определение их в качестве высших психических функций производилось при выдвижении целого ряда концепций. Формулировка создавалась советским психологом Л. С. Выготским, основателем традиции данного исследования. Ученому приходилось вводить, применять определенные понятия и отказываться от них. Начало дискуссии датируется серединой XIX века. В текстах трактатов использовались фразы: «интеллектуальные функции», «процессы и формы поведения», «характерологические образования». Однако, Л. С. Выготский отмечал важность понимания явлений, как «высших психологических», в сознательной деятельности человека.

Становление его взглядов производилось при осознании истории. Источником выступал высокий интерес к социологическим школам Франции, идеям «коллективных представлений». Формулировка понятия Л. С. Выготского «высшие психические функции» после длительной полемики осталась неизменной, так как отражает самые сложные по организации процессы психофизиологии. Сегодня ВПФ представляют собой главный предмет нейропсихологии — научного направления исследования организации работы мозга. 

ВПФ сложны по структуре

Фото: ВПФ сложны по структуре, генерировано Robotext

Отличительные свойства высших психических функций

ВПФ формируются у человека на основании предпосылок биологического характера, складываются у ребенка при взаимодействии со взрослыми, окружающим миром. Это говорит о социальной обусловленности, включающей отпечатки конкретной культурной и исторической среды. Одним из «орудий» формирования становится речь. Так обусловлена инструментальная природа рассматриваемых процессов. Люди осваивают возможности регулирования своего взаимодействия с предметами и себе подобными, что отражается на поведении. Часто одна из функций оптимизирует существование другой. Например, при запоминании словесного ряда используются образные, логические ассоциации. Память дополняется воображением, мышлением.

Высшие психические функции отличают определенные признаки, касающиеся их осознания. Человеку доступна возможность целенаправленного регулирования и контроля. Образуется диапазон способов совершенствования ВПФ у той или иной личности, что можно считать критерием развития. С подобной точки зрения накопление опыта индивидуума, расширение арсенала таких средств в его деятельности составляет одну из задач коррекционной работы. ВПФ являются произвольными, то есть – человек может управлять ими. Например, сосредоточив на чем-то внимание, он решает жизненную задачу, отфильтровывая помехи. При этом способен действовать самостоятельно: никто его не заставляет. В общем плане выделяют следующие главные характеристики ВПФ.

Произвольность

Имеется в виду способ осуществления. Данное свойство означает, что человек способен сознательно управлять функциями или отдельными их этапами. Для реализации подобной возможности необходимо наличие неповрежденной структуры психической деятельности. Речевая система в произвольной регуляции ВПФ имеет весьма важное значение. Результатом является выстраивание собственной деятельности по замыслу. Индивид целенаправленно прилагает усилия, преодолевает трудности.

Осознанность

Это качество тесно связано с предыдущим, дополняет его. Ряд действий, направленных на выполнение задачи, осуществляется при наличии понимания смысла возникшего намерения. Стремление к цели проявляется осознанно, предопределяет регуляцию процесса и поведения. 

Опосредованность

Образование ВПФ стало возможным вследствие овладения определенными орудиями, выработанными обществом по ходу исторического развития. Люди осваивают знаковую систему, развивают способность к символической деятельности. Это главный компонент опосредовательности, проявляющейся в способах функционирования ВПФ. Приметами выступают образы, слова, числа. Все это определяет смысловую перспективу при постижении той или иной сущности. В итоге мышление может быть реализовано путем оперирования символами. 

Социальность

Происхождение ВПФ определяется связью отдельного человека с обществом. Их развитие происходит при взаимодействии людей. Отмечается прижизненное формирование под влиянием социальных факторов.

Системность

Многообразие ВПФ проявляется в особенностях развития, структуре, составе отдельных и связанных между собой частей. При имеющейся сложности продолжается совершенствование. Это возможно благодаря наличию постоянно изменяющейся системы психических процессов с определенной, но зависящей от нее динамикой. Осуществляется диалектика ВПФ при обосновании умозаключений и рассуждений относительно явлений, анализе разногласий.

Психофизиологической основой ВПФ выступает функциональная система, отличающаяся сложным составом, обладающая набором компонентов для регулирования, реализации. Каждая функция обеспечивается работой зон головного мозга. Все задействованные отделы вносят определенный вклад в выполнение задач. При этом в соответствующих мозговых структурах осуществляются конкретные физиологические процессы.

ВПФ свойственны лишь человеку

Фото: ВПФ свойственны лишь человеку, генерировано Ai-next

Особенности возникновения и развития высших психических функций

Процессу совершенствования ВПФ, наблюдающемуся в период взросления человека и позже, свойственна динамика. Новое в формирующейся системе надстраивается над ранее созданным, приобретается сложность. Одни функции вбирают в себя другие, наглядные формы подлежат сокращению в плане организации, становятся автоматическими умственными действиями. Согласно современному представлению о ВПФ отмечают следующий ряд особенностей:

  1. Психические процессы человека отнюдь не развились из форм поведения животного, а являются следствием общественного и исторического опыта. В ходе социальной адаптации ВПФ формируются при жизни индивидуума. Подобное усвоение — особая форма развития, свойственная лишь людям.
  2. Для овладения ВПФ требуется выполнение двух условий: общение и предметная деятельность. Сначала это сотрудничество, затем — использование собственного опыта. 
  3. При реализации способов деятельности формируются также методы управления своим поведением. 
  4. С младенческого возраста производится учет образования и развития ВПФ под влиянием окружения, общения, взаимодействия с предметным миром. Появляется речь, затем становится возможным познание. 
  5. Процессы запоминания, освоение письма, счета, другие ВПФ развиваются по этапам. Внешняя материальная деятельность опирается на общую для всех людей речь. Затем производится внутреннее сокращение, действия осуществляются «в уме». 
  6. Опосредовательное строение ВПФ. Способность разговаривать связывает процессы, повышает уровень организации. Речь замещает как явления, так и предметы. 
  7. Системное строение ВПФ. Каждая функция связана с другими. Например, память — с вниманием, мышлением. Формируются многоуровневые сложные структуры.

ВПФ формируются с детского возраста

Фото: ВПФ формируются с детского возраста, генерировано Аi-next

Согласно некоторым концепциям рассматриваемая система является динамическим образованием, включающим большое число анатомических, физиологических факторов. Но во всех случаях присутствует функциональное объединение в одно целое. То есть, при выполнении той или иной задачи за основу берется получение единого приспособительного эффекта, дающего результат.

Законы формирования высших психических функций

ВПФ не считаются врожденными, имеют социальное происхождение. Данные процессы созидаются при взаимодействии людей. А также приобретаются посредством речи, играющей ведущую роль в формировании. Поэтому так важно развивать у ребенка достаточную способность разговаривать. В противном случае познавательный процесс начинает тормозиться. В частности, при обучении по школьной программе родители иногда сталкиваются с трудностями, жалуются на рассеянность, отсутствие внимания у детей. При выраженном характере подобных проблем важно исключить ситуацию достижения должной успеваемости ценой здоровья. 

Формирование и дальнейшее развитие ВПФ представляет собой длительный процесс. Могут совершенствоваться раньше других тактильные функции или зрительное восприятие, что связано с индивидуальными особенностями. Так при отличном слухе, способности ориентироваться в пространстве саморегуляция появляется несколько позже. Неравномерное развитие иногда приводит к неспособности ребенка самостоятельно компенсировать слабости сильными сторонами. Тогда естественными последствиями станет вопрос соответствия социальным требованиям. От родителей и педагогов требуется своевременное реагирование на проблемы.  

К примеру, у ребенка наблюдается недостаточная способность к самоконтролю. Ему трудно сосредоточиться, присутствует множество отвлекающих стимулов. Такие дети нуждаются в помощи в плане организации своих действий. Обратив внимание на уязвимое место, формируют нужное для школьных заданий произвольное внимание. Постепенно мыслительные задачи становятся под силу, опыт закрепляется. 

ВПФ и деятельность человека

Фото: ВПФ и деятельность человека, генерировано Ai-next

По теории Л. Выготского ВПФ формируются по следующим законам.

  1.  Опосредование. Формы поведения переходят от натуральных к культурным, созданным посредством знаков и иных орудий. 
  2. Социогенез. Формы поведения переходят от общественных или интерпсихических к личным, поэтому будучи социальными, они затем приобретают индивидуальность. 
  3. Вращивание. Переход ВПФ и связанных с ними операций извне внутрь. 
  4. Осознание и овладение. Данные процессы возможны лишь при достижении высшей ступени развития функции. 

Понятие интериоризации и ее стадий

Данным термином обозначают вращивание (третий закон формирования ВПФ). То есть, перенос общественных форм поведения на внутренний план индивида. Интериоризация считается главным источником появления ВПФ. Осуществление производится в процессе развития внешних и внутренних отношений у личности. Высшие психические функции проходят две стадии:

  • интрапсихическая, представляющая собой форму взаимодействия людей;
  • интрапсихическая, как внутреннее явление. 

Примером интериоризации выступает обучение детей при развитии у них способности разговаривать, мыслить. Тогда ВПФ из внешнего социального плана перейдет к индивидуальности, где будет существовать. При этом формируется и сам внутренний план. 

Итог

Называя ВПФ формами сознательной психической деятельности, отмечают их сложность. Формирование и осуществление производится посредством мотивации. Для процесса регулирования применяются соответствующие цели. Сознательное овладение ВПФ считается высшей ступенью развития.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту