Рады, что вам понравилась статья 😊
Фото: ВПФ - высшие психические функции, генерировано Neuralwriter
Человека отличает от животных совокупность процессов, осуществляемых с познавательными целями в головном мозге. По мере взросления личности наблюдается их развитие и усложнение в тесной взаимосвязи с нервной системой. В науке этот набор называют высшими психическими функциями (ВПФ). Выделяют несколько составляющих, например, именуемых мышлением, памятью, вниманием, речью, воображением. Относясь к одной из главных человеческих особенностей, данный комплекс процессов играет важную роль в жизни. А именно, при взаимодействии с окружением люди адаптируются, проявляют способность к обучению, могут понимать других и вести созидательную деятельность.
Рассматриваемые здесь сложные процессы, формирующиеся с начала жизни, имеют социальное происхождение. ВПФ произвольны по способу реализации. А также опосредованы по строению, то есть даются посредством определенных факторов. Сегодня они выступают одним из главных понятий в психологии.
Обычно к ВПФ относят мышление, направленное на определенные цели, восприятие, память, воображение, особенно — творческое, речь и не только. В числе разновидностей отличают произвольные, но есть и те, что не всегда можно отнести к таковым. К примеру, если говорить о людях с обычным уровнем развития, не все автоматически способны управлять волей, внутренними чувствами и социальными эмоциями. ВПФ принято рассматривать с применением структурного подхода. Важным значением наделяется анализ звеньев или составляющих всего комплекса в целом. Оценивается роль каждой функции, место в обеспечении нормы психической деятельности. За пример можно взять переработку человеком информации в виде пространственных характеристик. Подобный анализ и синтез требуется для осуществления произвольных движений, восприятия окружения посредством зрения, обработки чувственных данных. Становится возможным мышление, решение конструктивных задач и т. д.
Отмечается соответствие выполнения определенной умственной работы деятельности локальных зон мозга. Связь высших психических функций с физиологией доказана. Выделяют и общие звенья ВПФ, находя пересечение в тех или иных мозговых структурах. К примеру, пространственный анализ, синтез базируются на функции височной, теменной, затылочной областей полушарий. При патологии возникает дефицит организации процессов. Поражение структур и тканей в этих местах приводит к симптоматике, указывающей на нарушение способности производить операции с пространственными характеристиками. Подобные состояния свойственны болезни Альцгеймера. Другие ВПФ способны оставаться в сохранности, если соответствующие мозговые области функционируют нормально.
Фото: ВПФ - логика и креатив по полушариям, генерировано Neuralwriter
Перед индивидуумами, членами общества стоит задача развития и последующей поддержки сформированного набора ВПФ. Рассматривая элементы комплекса отдельно, отмечают следующие предназначения для специфических функций:
Отечественная наука интенсивно занималась данной сферой с 1920-х годов и ранее. Период получил название «инструментальной психологии». Выделение ряда процессов сознательной деятельности и определение их в качестве высших психических функций производилось при выдвижении целого ряда концепций. Формулировка создавалась советским психологом Л. С. Выготским, основателем традиции данного исследования. Ученому приходилось вводить, применять определенные понятия и отказываться от них. Начало дискуссии датируется серединой XIX века. В текстах трактатов использовались фразы: «интеллектуальные функции», «процессы и формы поведения», «характерологические образования». Однако, Л. С. Выготский отмечал важность понимания явлений, как «высших психологических», в сознательной деятельности человека.
Становление его взглядов производилось при осознании истории. Источником выступал высокий интерес к социологическим школам Франции, идеям «коллективных представлений». Формулировка понятия Л. С. Выготского «высшие психические функции» после длительной полемики осталась неизменной, так как отражает самые сложные по организации процессы психофизиологии. Сегодня ВПФ представляют собой главный предмет нейропсихологии — научного направления исследования организации работы мозга.
Фото: ВПФ сложны по структуре, генерировано Robotext
ВПФ формируются у человека на основании предпосылок биологического характера, складываются у ребенка при взаимодействии со взрослыми, окружающим миром. Это говорит о социальной обусловленности, включающей отпечатки конкретной культурной и исторической среды. Одним из «орудий» формирования становится речь. Так обусловлена инструментальная природа рассматриваемых процессов. Люди осваивают возможности регулирования своего взаимодействия с предметами и себе подобными, что отражается на поведении. Часто одна из функций оптимизирует существование другой. Например, при запоминании словесного ряда используются образные, логические ассоциации. Память дополняется воображением, мышлением.
Высшие психические функции отличают определенные признаки, касающиеся их осознания. Человеку доступна возможность целенаправленного регулирования и контроля. Образуется диапазон способов совершенствования ВПФ у той или иной личности, что можно считать критерием развития. С подобной точки зрения накопление опыта индивидуума, расширение арсенала таких средств в его деятельности составляет одну из задач коррекционной работы. ВПФ являются произвольными, то есть – человек может управлять ими. Например, сосредоточив на чем-то внимание, он решает жизненную задачу, отфильтровывая помехи. При этом способен действовать самостоятельно: никто его не заставляет. В общем плане выделяют следующие главные характеристики ВПФ.
Имеется в виду способ осуществления. Данное свойство означает, что человек способен сознательно управлять функциями или отдельными их этапами. Для реализации подобной возможности необходимо наличие неповрежденной структуры психической деятельности. Речевая система в произвольной регуляции ВПФ имеет весьма важное значение. Результатом является выстраивание собственной деятельности по замыслу. Индивид целенаправленно прилагает усилия, преодолевает трудности.
Это качество тесно связано с предыдущим, дополняет его. Ряд действий, направленных на выполнение задачи, осуществляется при наличии понимания смысла возникшего намерения. Стремление к цели проявляется осознанно, предопределяет регуляцию процесса и поведения.
Образование ВПФ стало возможным вследствие овладения определенными орудиями, выработанными обществом по ходу исторического развития. Люди осваивают знаковую систему, развивают способность к символической деятельности. Это главный компонент опосредовательности, проявляющейся в способах функционирования ВПФ. Приметами выступают образы, слова, числа. Все это определяет смысловую перспективу при постижении той или иной сущности. В итоге мышление может быть реализовано путем оперирования символами.
Происхождение ВПФ определяется связью отдельного человека с обществом. Их развитие происходит при взаимодействии людей. Отмечается прижизненное формирование под влиянием социальных факторов.
Многообразие ВПФ проявляется в особенностях развития, структуре, составе отдельных и связанных между собой частей. При имеющейся сложности продолжается совершенствование. Это возможно благодаря наличию постоянно изменяющейся системы психических процессов с определенной, но зависящей от нее динамикой. Осуществляется диалектика ВПФ при обосновании умозаключений и рассуждений относительно явлений, анализе разногласий.
Психофизиологической основой ВПФ выступает функциональная система, отличающаяся сложным составом, обладающая набором компонентов для регулирования, реализации. Каждая функция обеспечивается работой зон головного мозга. Все задействованные отделы вносят определенный вклад в выполнение задач. При этом в соответствующих мозговых структурах осуществляются конкретные физиологические процессы.
Фото: ВПФ свойственны лишь человеку, генерировано Ai-next
Процессу совершенствования ВПФ, наблюдающемуся в период взросления человека и позже, свойственна динамика. Новое в формирующейся системе надстраивается над ранее созданным, приобретается сложность. Одни функции вбирают в себя другие, наглядные формы подлежат сокращению в плане организации, становятся автоматическими умственными действиями. Согласно современному представлению о ВПФ отмечают следующий ряд особенностей:
Фото: ВПФ формируются с детского возраста, генерировано Аi-next
Согласно некоторым концепциям рассматриваемая система является динамическим образованием, включающим большое число анатомических, физиологических факторов. Но во всех случаях присутствует функциональное объединение в одно целое. То есть, при выполнении той или иной задачи за основу берется получение единого приспособительного эффекта, дающего результат.
ВПФ не считаются врожденными, имеют социальное происхождение. Данные процессы созидаются при взаимодействии людей. А также приобретаются посредством речи, играющей ведущую роль в формировании. Поэтому так важно развивать у ребенка достаточную способность разговаривать. В противном случае познавательный процесс начинает тормозиться. В частности, при обучении по школьной программе родители иногда сталкиваются с трудностями, жалуются на рассеянность, отсутствие внимания у детей. При выраженном характере подобных проблем важно исключить ситуацию достижения должной успеваемости ценой здоровья.
Формирование и дальнейшее развитие ВПФ представляет собой длительный процесс. Могут совершенствоваться раньше других тактильные функции или зрительное восприятие, что связано с индивидуальными особенностями. Так при отличном слухе, способности ориентироваться в пространстве саморегуляция появляется несколько позже. Неравномерное развитие иногда приводит к неспособности ребенка самостоятельно компенсировать слабости сильными сторонами. Тогда естественными последствиями станет вопрос соответствия социальным требованиям. От родителей и педагогов требуется своевременное реагирование на проблемы.
К примеру, у ребенка наблюдается недостаточная способность к самоконтролю. Ему трудно сосредоточиться, присутствует множество отвлекающих стимулов. Такие дети нуждаются в помощи в плане организации своих действий. Обратив внимание на уязвимое место, формируют нужное для школьных заданий произвольное внимание. Постепенно мыслительные задачи становятся под силу, опыт закрепляется.
Фото: ВПФ и деятельность человека, генерировано Ai-next
По теории Л. Выготского ВПФ формируются по следующим законам.
Данным термином обозначают вращивание (третий закон формирования ВПФ). То есть, перенос общественных форм поведения на внутренний план индивида. Интериоризация считается главным источником появления ВПФ. Осуществление производится в процессе развития внешних и внутренних отношений у личности. Высшие психические функции проходят две стадии:
Примером интериоризации выступает обучение детей при развитии у них способности разговаривать, мыслить. Тогда ВПФ из внешнего социального плана перейдет к индивидуальности, где будет существовать. При этом формируется и сам внутренний план.
Называя ВПФ формами сознательной психической деятельности, отмечают их сложность. Формирование и осуществление производится посредством мотивации. Для процесса регулирования применяются соответствующие цели. Сознательное овладение ВПФ считается высшей ступенью развития.