17.08.2024
#доклад
#конференция
42

Взаимосвязь мышления и речи

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Классификация видов мышления
  2. Взаимосвязь мышления и речи
  3. Речь и мышление в психологии детства 
  4. Теории происхождения речи
  5. Заключение

Классификация видов мышления

🤔 Определение

Мышление — это высший этап познавательной деятельности человека, обобщенное и опосредствованное отражение действительности. В процессе мышления головным мозгом обрабатывается информация, поступающая через органы чувств как из окружающего мира, так и от внутренних органов (боль, чувство голода, слабость).

image2

Фото: Work5

Особенности мышления: 

  • объект мыслительной активности — это всегда конкретный предмет; размышления о чем-либо основаны на имеющихся знаниях и накопленном опыте; 
  • в процессе мышления происходит словесное отражение связей и отношений между предметами и явлениями;
  • имеет практическое значение для жизнедеятельности человека.

Виды мыслительных операций:

  •  Анализ — разложение цельной картины мира на отдельные свойства, качества и признаки. К примеру: ежедневно человек делает анализ погоды на улице: активность солнца, ветра, осадков, уровень температуры. 
  • Синтез — соединение отдельных частей свойств, качеств и признаков явлений/предметов в целое. Так, проведя анализ погоды, человек синтезирует полученную информацию и принимает решение, как одеться и как распланировать свой день.
  • Сравнение — сопоставление отдельных свойств, качеств и признаков явлений или предметов между собой. Определение свойств и различий.  
  • Обобщение — объединение предметов или явлений в одну группу на основе общих признаков.
  • Абстракция (отвлечение) — процесс отвлечения (абстрагирования) от тех или иных характеристик объекта для их избирательного анализа; при этом наблюдаемый объект замещается его идеализированным теоретическим образом — абстрактным объектом. Пример абстракции — карта метро или схематический атлас анатомии человека.
  • Конкретизация — выделение свойственной предмету или явлению конкретной черты. Пример конкретизации - столовые приборы, разложенные по своим отсекам: ложки, вилки, ножи и т.д.

Механизмом, выполняющим мыслительные операции, является беззвучная, внутренняя речь. Такая речь сопровождается незаметными, не ощущаемыми даже самим мыслителем микродвижениями органов речи (языка, челюсти, губ). Связано это с возбуждением речедвигательных зон коры головного мозга в процессе размышления над чем-либо. Внутренняя речь характеризуется свернутости, конспективность, сокращенностью. Но при возникновении затруднений при размышлении, внутренняя речь зачастую переходит во внешнюю речь.  Шепот или четкое, развернутое проговаривание слов позволяет человеку лучше запоминать и анализировать абстрактный речевой материал: имена, даты, формулы.

Таким образом, мысль реализуется в речи. Речь отражает результат мыслительного процесса: его разносторонность, глубину и степень понимания человеком предмета рассуждения. Невозможность облечь мысль в слова свидетельствует о том, что человек недостаточно хорошо понимает то, о чём хочет сказать.

🤔 Определение

Речь – это психический процесс передачи информации опосредованный языком.

Речь используется человеком для оформления мыслей, общения, выражения эмоций, познания окружающей действительности, самокритики, организации деятельности и т.д. Под речью понимается как непосредственно вербальное общение, так и её изображение (письмо, схемы, формулы). Речь материальна, реализуется с помощью органов артикуляции (губ, языка, челюсти, голосовых связок) и воспринимается органами чувств.

Через речь связываются все высшие психические функции человека – память, воображение, мышление, эмоции.

Этапы речевого процесса

1. Формулирование мыслей в слова.

2. Воспроизведение сформулированных слов посредством языка (вербальное общение) или прочих средств (письмом, рисунком или жестом при невербальном общении).

3. Восприятие речевых конструкций органами чувств, их понимание;

4. Обратная связь.

Виды речи:

image1

Фото: Work5
Функции речи:

1. передача информации;

2. коммуникация (обеспечение взаимодействия между людьми);

3. влияние (убеждение партнера по общению в чем-либо);

4. обобщение (одно слово подразумевает множество вещей, обобщая их в одну группу)

5. контроль (саморегуляция);

6. сигнальная (каждое слово несет информацию).

Взаимосвязь мышления и речи

Функциональная связь

Мыслительный и речевой процессы тесно переплетены. Процесс размышления начинается с постановки вопроса или обозначения проблемы требующих решения. Первоначальные, неоформленные обрывки внутренней речи с помощью мыслительных операций, по мере обдумывания и развития облекаются в ясную словесную форму. Грамматически сформулированная мысль имеет практическое значение, так как приобретает четкую структуру. Эта мысль может остаться на уровне внутренней речи, а может быть озвученной и стать внешней речью посредством разговора или графического изображения. 

Таким образом, человек владеет мыслью облаченной в слова. Мысль, оставшаяся неясным представлением, без конкретного внутреннего проговаривания, не несет ценности и забывается.

Речевые функции развиваются параллельно с развитием мышления. Речь неразрывно связана с содержанием, которое человек вкладывает в формулируемые слова. 

Показатель уровня развития мышления – качественная речь. Под такой речью понимается связное, выразительное, развернутое высказывание, наполненное смыслом, обеспечивающее взаимопонимание людей в процессе общения. Способности к связной речи начинают развиваться в детском возрасте.

Скудный словарный запас и неумение формулировать мысли свидетельствуют о слабо развитом уровне умственной деятельности.

Речь и мышление в психологии детства 

Л. С. Выготский, рассматривая взаимосвязь между мышлением и речью, определил, что в развитии человека эти 2 функции связываются между собой примерно в возрасте 2–2,5 лет. До этого периода (доречевого) и речь, и мышление развиваются вне зависимости друг от друга. 

В доречевом периоде звуковые сигналы ребtнка (предпосылки будущей речи) имеют 2 функции: 

  • эмоциональная (радость, обида, дискомфорт);
  • социальная (установление социального контакта). 

Мышление в доречевом периоде наглядно-действенное. Это значит, что ребенок не анализирует то, что он видит перед собой. Он берет предмет и производит с ним манипуляции в зависимости от побуждения, возникшего «здесь и сейчас», без долгих размышлений.

Речь в этом периоде относится ближе к рефлекторным действиям.

Начиная с 2-х – летнего возраста речь ребенка становится осмысленной, а мышление связывается с речью. С этого периода и речь и мышление человека развиваются параллельно, неотъемлемо друг от друга. 

По мере овладения речью, мышление ребенка приобретает способность к:

  • самосознанию;
  • планированию своих действий;
  • предвидению последствий;
  • регуляции своих побуждений;
  • обобщенному отражению окружающей действительности.

Нарушения и отставание речевого развития затрудняют взаимодействие ребёнка с окружающими, затрудняют усвоение чтения, письма, и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Это препятствует гармоничному развитию когнитивных способностей, Отставание в учебе от сверстников вызывает у ребёнка стеснительность, изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.

Формирование и развитие речи служит показателем того, насколько успешно ребенок справляется с усложнением умственной деятельности по мере своего взросления. Уровень этой успешности оценивается по тому, в какой форме и в каком содержании ребёнок общается с окружающими (со сверстниками или взрослыми) посредством языка. 

Теории происхождения речи

Теория научения

Развитие речи ребенка происходит через подражание. От окружающих взрослых малыш перенимает отдельные звуки, слова, постепенно учится строить целые предложения. Поощрение со стороны родителей в ответ на произношение отдельных звуков или слов вызывает у ребёнка большее желание учиться новым словам и грамматическим конструкциям. Однако в данной теории не рассматривается врожденная способность детей к словообразованию и интуитивному усвоению грамматических правил. Взрослые учат дошкольников уместно употреблять слова, а не правилам их использования. Несмотря на это, дети в разговоре неосознанно используют правильные грамматические конструкции. Также в теории не рассматривается сензитивный период развития речи – определённый возраст восприимчивости речи и стремительного расширения активного словаря.

Теория специфических задатков Хомского

Человек с рождения обладает задатками речи, которые при нормальном психическом развитии формируются к началу второго года жизни. С годовалого возраста ребенок восприимчив к человеческой речи, легко усваивает отдельные слова, понимает их смысл. Именно поэтому, не обладая ещё развитым мышлением, ребёнок в возрасте 1 года понимает обращенную к нему речь и простые просьбы: «дай», «брось», «пойдем». Дети, не заговорившие в этот период, позднее испытывают сложности с речевой деятельностью и, как следствие, мышлением.

Когнитивная теория Пиаже

Швейцарский психолог считал, что человек с рождения обладает элементарными способностями к восприятию и обработке информации. Начиная разговаривать, ребёнок произносит те слова, значение которых он знает. На основании этого, в логопедической практике, малышей первоначально учат звукоподражанию, систематически показывая изображения животных. Узнавая картинку, ребенок произносит соответствующий звук «му-у-у», «гав-гав», «га-га». Помимо этого, зачастую дети используют самостоятельно придуманные слова, а не только подражают, что свидетельствует о наличии собственного мышления.

Психолингвистическая теория речи

Сторонники этой теории предполагают, что развитие мышление и речи происходит в тесной взаимосвязи. Связь эта обусловлена тем, что для расширения активного словаря требуются определённые мыслительные способности. С другой стороны, наличие обширного словарного запаса способствуют совершенствованию мышления.

Связь мысли и слова в работе Выготского Л.С.

В своей работе «Мышление и речь» Выготский рассматривает взаимное влияние развития речи и мышления. Развиваясь, речь способствует прогрессу мышления из наглядно-действенного (когда необходимо наличие предмета, о котором говорят), в наглядно-образное (когда сам предмет можно заменить его образом) и в словесно-абстрактное (когда размышление о чем-либо возможно лишь при наличии абстрактного представления об этом). В свою очередь, речь без мышления является пустым набором звуков. Советский психолог выявил взаимосвязь между мышлением и речью. По словам ученого, «Слово само по себе — это пустота, ничего. Только приобретая определенное значение, слово несёт необходимую информацию и становится ценным. Речь — это всегда осмысленный процесс, а мысль без речи — это неструктурированная, не имеющая чёткой оболочки материя».

Заключение

1. Мышление и речь — это психические процессы, развивающиеся отдельно друг от друга, но находящиеся в тесной взаимосвязи.

2. Речь находится в зависимости от мышления, несмотря на то, что мышление без речи невозможно.

3. Речь является связующим узлом между различными нитями психических процессов — памятью, воображением, мышлением, эмоциями.

4. Главная взаимосвязь мышления и речи заключается в «значении слова». Благодаря «значению» речь является осмысленной, а мысль правильно озвученной.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!