Рады, что вам понравилась статья 😊
🤔 ОпределениеМышление — это высший этап познавательной деятельности человека, обобщенное и опосредствованное отражение действительности. В процессе мышления головным мозгом обрабатывается информация, поступающая через органы чувств как из окружающего мира, так и от внутренних органов (боль, чувство голода, слабость).
Фото: Work5
Особенности мышления:
Виды мыслительных операций:
Механизмом, выполняющим мыслительные операции, является беззвучная, внутренняя речь. Такая речь сопровождается незаметными, не ощущаемыми даже самим мыслителем микродвижениями органов речи (языка, челюсти, губ). Связано это с возбуждением речедвигательных зон коры головного мозга в процессе размышления над чем-либо. Внутренняя речь характеризуется свернутости, конспективность, сокращенностью. Но при возникновении затруднений при размышлении, внутренняя речь зачастую переходит во внешнюю речь. Шепот или четкое, развернутое проговаривание слов позволяет человеку лучше запоминать и анализировать абстрактный речевой материал: имена, даты, формулы.
Таким образом, мысль реализуется в речи. Речь отражает результат мыслительного процесса: его разносторонность, глубину и степень понимания человеком предмета рассуждения. Невозможность облечь мысль в слова свидетельствует о том, что человек недостаточно хорошо понимает то, о чём хочет сказать.
🤔 ОпределениеРечь – это психический процесс передачи информации опосредованный языком.
Речь используется человеком для оформления мыслей, общения, выражения эмоций, познания окружающей действительности, самокритики, организации деятельности и т.д. Под речью понимается как непосредственно вербальное общение, так и её изображение (письмо, схемы, формулы). Речь материальна, реализуется с помощью органов артикуляции (губ, языка, челюсти, голосовых связок) и воспринимается органами чувств.
Через речь связываются все высшие психические функции человека – память, воображение, мышление, эмоции.
Этапы речевого процесса
1. Формулирование мыслей в слова.
2. Воспроизведение сформулированных слов посредством языка (вербальное общение) или прочих средств (письмом, рисунком или жестом при невербальном общении).
3. Восприятие речевых конструкций органами чувств, их понимание;
4. Обратная связь.
Виды речи:
Фото: Work5
Функции речи:
1. передача информации;
2. коммуникация (обеспечение взаимодействия между людьми);
3. влияние (убеждение партнера по общению в чем-либо);
4. обобщение (одно слово подразумевает множество вещей, обобщая их в одну группу)
5. контроль (саморегуляция);
6. сигнальная (каждое слово несет информацию).
Функциональная связь
Мыслительный и речевой процессы тесно переплетены. Процесс размышления начинается с постановки вопроса или обозначения проблемы требующих решения. Первоначальные, неоформленные обрывки внутренней речи с помощью мыслительных операций, по мере обдумывания и развития облекаются в ясную словесную форму. Грамматически сформулированная мысль имеет практическое значение, так как приобретает четкую структуру. Эта мысль может остаться на уровне внутренней речи, а может быть озвученной и стать внешней речью посредством разговора или графического изображения.
Таким образом, человек владеет мыслью облаченной в слова. Мысль, оставшаяся неясным представлением, без конкретного внутреннего проговаривания, не несет ценности и забывается.
Речевые функции развиваются параллельно с развитием мышления. Речь неразрывно связана с содержанием, которое человек вкладывает в формулируемые слова.
Показатель уровня развития мышления – качественная речь. Под такой речью понимается связное, выразительное, развернутое высказывание, наполненное смыслом, обеспечивающее взаимопонимание людей в процессе общения. Способности к связной речи начинают развиваться в детском возрасте.
Скудный словарный запас и неумение формулировать мысли свидетельствуют о слабо развитом уровне умственной деятельности.
Л. С. Выготский, рассматривая взаимосвязь между мышлением и речью, определил, что в развитии человека эти 2 функции связываются между собой примерно в возрасте 2–2,5 лет. До этого периода (доречевого) и речь, и мышление развиваются вне зависимости друг от друга.
В доречевом периоде звуковые сигналы ребtнка (предпосылки будущей речи) имеют 2 функции:
Мышление в доречевом периоде наглядно-действенное. Это значит, что ребенок не анализирует то, что он видит перед собой. Он берет предмет и производит с ним манипуляции в зависимости от побуждения, возникшего «здесь и сейчас», без долгих размышлений.
Речь в этом периоде относится ближе к рефлекторным действиям.
Начиная с 2-х – летнего возраста речь ребенка становится осмысленной, а мышление связывается с речью. С этого периода и речь и мышление человека развиваются параллельно, неотъемлемо друг от друга.
По мере овладения речью, мышление ребенка приобретает способность к:
Нарушения и отставание речевого развития затрудняют взаимодействие ребёнка с окружающими, затрудняют усвоение чтения, письма, и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Это препятствует гармоничному развитию когнитивных способностей, Отставание в учебе от сверстников вызывает у ребёнка стеснительность, изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.
Формирование и развитие речи служит показателем того, насколько успешно ребенок справляется с усложнением умственной деятельности по мере своего взросления. Уровень этой успешности оценивается по тому, в какой форме и в каком содержании ребёнок общается с окружающими (со сверстниками или взрослыми) посредством языка.
Теория научения
Развитие речи ребенка происходит через подражание. От окружающих взрослых малыш перенимает отдельные звуки, слова, постепенно учится строить целые предложения. Поощрение со стороны родителей в ответ на произношение отдельных звуков или слов вызывает у ребёнка большее желание учиться новым словам и грамматическим конструкциям. Однако в данной теории не рассматривается врожденная способность детей к словообразованию и интуитивному усвоению грамматических правил. Взрослые учат дошкольников уместно употреблять слова, а не правилам их использования. Несмотря на это, дети в разговоре неосознанно используют правильные грамматические конструкции. Также в теории не рассматривается сензитивный период развития речи – определённый возраст восприимчивости речи и стремительного расширения активного словаря.
Теория специфических задатков Хомского
Человек с рождения обладает задатками речи, которые при нормальном психическом развитии формируются к началу второго года жизни. С годовалого возраста ребенок восприимчив к человеческой речи, легко усваивает отдельные слова, понимает их смысл. Именно поэтому, не обладая ещё развитым мышлением, ребёнок в возрасте 1 года понимает обращенную к нему речь и простые просьбы: «дай», «брось», «пойдем». Дети, не заговорившие в этот период, позднее испытывают сложности с речевой деятельностью и, как следствие, мышлением.
Когнитивная теория Пиаже
Швейцарский психолог считал, что человек с рождения обладает элементарными способностями к восприятию и обработке информации. Начиная разговаривать, ребёнок произносит те слова, значение которых он знает. На основании этого, в логопедической практике, малышей первоначально учат звукоподражанию, систематически показывая изображения животных. Узнавая картинку, ребенок произносит соответствующий звук «му-у-у», «гав-гав», «га-га». Помимо этого, зачастую дети используют самостоятельно придуманные слова, а не только подражают, что свидетельствует о наличии собственного мышления.
Психолингвистическая теория речи
Сторонники этой теории предполагают, что развитие мышление и речи происходит в тесной взаимосвязи. Связь эта обусловлена тем, что для расширения активного словаря требуются определённые мыслительные способности. С другой стороны, наличие обширного словарного запаса способствуют совершенствованию мышления.
Связь мысли и слова в работе Выготского Л.С.
В своей работе «Мышление и речь» Выготский рассматривает взаимное влияние развития речи и мышления. Развиваясь, речь способствует прогрессу мышления из наглядно-действенного (когда необходимо наличие предмета, о котором говорят), в наглядно-образное (когда сам предмет можно заменить его образом) и в словесно-абстрактное (когда размышление о чем-либо возможно лишь при наличии абстрактного представления об этом). В свою очередь, речь без мышления является пустым набором звуков. Советский психолог выявил взаимосвязь между мышлением и речью. По словам ученого, «Слово само по себе — это пустота, ничего. Только приобретая определенное значение, слово несёт необходимую информацию и становится ценным. Речь — это всегда осмысленный процесс, а мысль без речи — это неструктурированная, не имеющая чёткой оболочки материя».
1. Мышление и речь — это психические процессы, развивающиеся отдельно друг от друга, но находящиеся в тесной взаимосвязи.
2. Речь находится в зависимости от мышления, несмотря на то, что мышление без речи невозможно.
3. Речь является связующим узлом между различными нитями психических процессов — памятью, воображением, мышлением, эмоциями.
4. Главная взаимосвязь мышления и речи заключается в «значении слова». Благодаря «значению» речь является осмысленной, а мысль правильно озвученной.