23.08.2024
#доклад
#конференция
42

Зона ближайшего развития и ее применение в педагогике

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Что означает зона ближайшего развития
  2. Практическое применение теории Выготского
  3. Как строится образовательная среда с учетом ЗБР
  4. Недостатки и критика теории

Зона ближайшего развития и ее применение в педагогике

Фото: asiad

Что означает зона ближайшего развития

За годы, прошедшие с момента создания теории, сформировалось такое определение. Зона ближайшего развития оценивается как дистанция между уровнями актуального и потенциального психического развития. Лев Выготский считал, что  обучение начинают первым, процесс стартует раньше, а развитие его догоняет. Возникает и сохраняется небольшая дистанция, то есть зона ближайшего развития — понятие, которое отражает различие между тем, что ребенок уже может сделать самостоятельно, и тем, что выполняет под руководством взрослого человека. 

Задачи, выполняемые ребенком без чужой помощи — зона актуального развития (далее сокращенно ЗАР). Это индивидуальная деятельность ребенка. Уровень актуального развития влияет на процессы в зоне ближайшего развития. По Выготскому, любую задачу ребенок сначала выполняет с родителями или педагогом, а уже потом может повторить самостоятельно. 

Зона ближайшего развития (далее ЗБР) играет более важную роль в понимании динамики интеллектуального развития по сравнению с ЗАР, поскольку отражает перспективы обучения. 

Правильно построенный процесс обучения стимулирует проявление функций, еще находящихся в стадии созревания и относящихся к зоне ближайшего развития.

Практическое применение теории Выготского

ЗБР дает педагогу представление о потенциальных возможностях развития ребенка. Во время занятия с помощью конкретных заданий он может определить актуальный уровень развития ученика, оценить ЗБР, дать обоснованный прогноз для дальнейшего обучения.

Практическое применение теории Выготского

Фото: asiad

В педагогике на основе теории ЗБР разрабатываются программы индивидуальной и коллективной работы с учениками, методики для улучшения обучения в конкретных отраслях. Понятия ЗБР используется и для изучения личности ребенка, а не только исследования познавательных процессов. Обучение зависит от личностных характеристик, которые складываются стихийно и от направленных педагогических воздействий. Выявление зоны ближайшего развития повышает эффективность воздействий и улучшает интеграцию детей в коллективе. 

Как строится образовательная среда с учетом ЗБР

Задача взрослого — организовать эффективную образовательную среду для ребенка. Три компонента образования: 

  • теоретические знания, практические умения, действующие правила, присваиваемые ребенком, в том числе при взаимодействии с чужим жизненным опытом;
  • отношение ребенка к усвоенным на предыдущих этапах знаниям и навыкам;
  • осознание ребенком себя, взаимодействие с окружающими (взрослыми и ровесниками), понимание своей роли в этой среде. 

На этом строится модель ЗБР. В нее входят: 

  • компоненты ЗАР — обучаемость, способность перехода от развернутой к короткой форме выполнения задачи, уровень ее выполнения и минимальная компетенция;
  • сотрудничество со взрослым окружением;
  • сотрудничество со сверстниками;
  • актуальный уровень в будущем. 

Педагоги сначала оценивают ЗАР, а потом взаимодействие со взрослыми и со сверстниками. При сотрудничестве со взрослым ребенок присваивает знания и умения. В общении со сверстниками — пытается использовать полученные знания. 

Образовательная среда должна быть организована так, чтобы вызывать у ребенка интерес к получению новых знаний и умений, желание интегрироваться в окружение, в том числе благодаря позитивному самоощущению в коллективе. Для этого важно оценить ЗБР, для ее исследования разработаны методики количественной оценки.

Недостатки и критика теории

Хотя термин относится к числу фундаментальных понятий, ряд психологов выступил с критикой его теоретического обоснования и практического применения. Среди недостатков называют развитие несамостоятельности с раннего возраста. Это приводит к тому, что ребенок просто выполняет указания педагога или родителей, у него формируется схематическое поведение при выполнении задания. 

Однако полностью самостоятельное обучение, без посторонней помощи, в реальной жизни невозможно. Во-первых, взрослым тогда пришлось бы обеспечить полностью безопасную среду, а во-вторых, ребенок всегда будет находиться в постоянном взаимодействии с окружающими, что и приведет к использованию чужого жизненного опыта. Альтернативой этому была бы полная изоляция. 

Поэтому, несмотря на критику, теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития не теряет значения. Методику могут использовать не только профессионалы (психологи и педагоги), но и родители, которые ищут способы гармоничного обучения детей.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!