Рады, что вам понравилась статья 😊
Фото: asiad
За годы, прошедшие с момента создания теории, сформировалось такое определение. Зона ближайшего развития оценивается как дистанция между уровнями актуального и потенциального психического развития. Лев Выготский считал, что обучение начинают первым, процесс стартует раньше, а развитие его догоняет. Возникает и сохраняется небольшая дистанция, то есть зона ближайшего развития — понятие, которое отражает различие между тем, что ребенок уже может сделать самостоятельно, и тем, что выполняет под руководством взрослого человека.
Задачи, выполняемые ребенком без чужой помощи — зона актуального развития (далее сокращенно ЗАР). Это индивидуальная деятельность ребенка. Уровень актуального развития влияет на процессы в зоне ближайшего развития. По Выготскому, любую задачу ребенок сначала выполняет с родителями или педагогом, а уже потом может повторить самостоятельно.
Зона ближайшего развития (далее ЗБР) играет более важную роль в понимании динамики интеллектуального развития по сравнению с ЗАР, поскольку отражает перспективы обучения.
Правильно построенный процесс обучения стимулирует проявление функций, еще находящихся в стадии созревания и относящихся к зоне ближайшего развития.
ЗБР дает педагогу представление о потенциальных возможностях развития ребенка. Во время занятия с помощью конкретных заданий он может определить актуальный уровень развития ученика, оценить ЗБР, дать обоснованный прогноз для дальнейшего обучения.
Фото: asiad
В педагогике на основе теории ЗБР разрабатываются программы индивидуальной и коллективной работы с учениками, методики для улучшения обучения в конкретных отраслях. Понятия ЗБР используется и для изучения личности ребенка, а не только исследования познавательных процессов. Обучение зависит от личностных характеристик, которые складываются стихийно и от направленных педагогических воздействий. Выявление зоны ближайшего развития повышает эффективность воздействий и улучшает интеграцию детей в коллективе.
Задача взрослого — организовать эффективную образовательную среду для ребенка. Три компонента образования:
На этом строится модель ЗБР. В нее входят:
Педагоги сначала оценивают ЗАР, а потом взаимодействие со взрослыми и со сверстниками. При сотрудничестве со взрослым ребенок присваивает знания и умения. В общении со сверстниками — пытается использовать полученные знания.
Образовательная среда должна быть организована так, чтобы вызывать у ребенка интерес к получению новых знаний и умений, желание интегрироваться в окружение, в том числе благодаря позитивному самоощущению в коллективе. Для этого важно оценить ЗБР, для ее исследования разработаны методики количественной оценки.
Хотя термин относится к числу фундаментальных понятий, ряд психологов выступил с критикой его теоретического обоснования и практического применения. Среди недостатков называют развитие несамостоятельности с раннего возраста. Это приводит к тому, что ребенок просто выполняет указания педагога или родителей, у него формируется схематическое поведение при выполнении задания.
Однако полностью самостоятельное обучение, без посторонней помощи, в реальной жизни невозможно. Во-первых, взрослым тогда пришлось бы обеспечить полностью безопасную среду, а во-вторых, ребенок всегда будет находиться в постоянном взаимодействии с окружающими, что и приведет к использованию чужого жизненного опыта. Альтернативой этому была бы полная изоляция.
Поэтому, несмотря на критику, теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития не теряет значения. Методику могут использовать не только профессионалы (психологи и педагоги), но и родители, которые ищут способы гармоничного обучения детей.