27.07.2024
#доклад
#конференция
42

А. П. Чехов «О любви»: анализ рассказа

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. А. П. Чехов «О любви»: анализ рассказа
  2. История создания
  3. Жанр и направление
  4. Композиция и сюжет
  5. Тематика и проблематика рассказа «О любви»
  6. Главные герои и их характеристика
  7. Символы и художественные детали
  8. Чему учит?

А. П. Чехов «О любви»: анализ рассказа

Антон Павлович Чехов создавал произведения, выделяющиеся краткостью. Небольшие юмористические рассказы, повести, пьесы знакомы практически каждому. В этой статье мы рассмотрим особенности рассказа «О любви».

А. П. Чехов «О любви»: анализ рассказа

Фото: DALL-E

История создания

Рождение миниатюры состоялось в 1898 году. Произведение создавалось три года. Замысел возник за несколько лет до написания. Записные книжки автора хранили фрагменты будущего рассказа с 1895–1898 гг. Местом публикации «О любви» стал журнал «Русская мысль».

Биография Чехова положила начало этому произведению. Прототипом образа Анны Алексеевны, возлюбленной главного героя Алехина, была русская писательница, мемуаристка Л. А. Авилова. Знакомство писателя с женщиной произошло, благодаря тому, что С. Н. Худяков, являющийся издателем «Петербургской газеты» представил Лидию Алексеевну великому драматургу. В мемуарах писательница делилась тем, что уже тогда могла «похвастаться» знаниями чеховских произведений наизусть.

На момент знакомства с Антоном Павловичем Авилова была супругой М. Ф. Авилова, не понимавшего литературных, писательских увлечений второй половины. Как признавалась мемуаристка, «муж был выбран ею в качестве неодушевленного предмета», но она сильно уважала его. В данном союзе не было места любви. Супруг знал, что вторая половина и Чехов переписываются, даже занимался чтением отдельных писем.

Писатель помогал Авиловой публиковать произведения, критиковал, рецензировал их. Вскоре общение по переписке закончилось нечастыми встречами. Воспоминания Лидии Алексеевны, изложенные в книге «А. П. Чехов в моей жизни», публикации 1940 года показывали, насколько глубока была связь между Авиловой и великим драматургом.

Отражение чувств Антона Павловича к мемуаристике проявилось в творческой жизни писателя.  Об этом свидетельствует «О любви». Он заканчивает «Маленькую трилогию», объединенную  «футлярной темой», пронизывающей чеховское творчество.

Жанр и направление

«О любви» имеет жанр рассказа. О чем свидетельствует небольшой объем, одна сюжетная линия, повествующая о двух героях. Чехов умело создавал краткую литературную форму, любил постоянно пользоваться рассказом-миниатюрой, вмещающим глубокую философию авторской мысли.  Его же он применил при создании «О любви» для гармонизации реалистического метода, заключающегося в правдивом изображении действительности, и глубокой философской писательской мысли.

Композиция и сюжет

Антон Павлович нередко пишет произведения, применяя прием композиции «рассказ в рассказе, помогающий писателю беречь языковые средства, объективно излагать мысли. Подобной структурой композиции обладает большинство чеховских произведений. Вначале автор знакомит читателя с какой-то конкретной ситуацией или каким-то жизненным случаем, переходящим в основное повествование, представленное монологом центрального персонажа.

Начало произведения открывает упоминание Павла о любовной истории отношений между горничной и поваром. Постепенно история о двух слугах приводит к рассуждениям Алехина о любви. Так автор постепенно осуществляет вхождение читателя в «полотно» произведения, чтобы  перейти к началу повествования. Окончание истории предстает в виде обрамления художественного центра произведения. 

Завязка отличается получением приглашения «отобедать», знакомством Павла с хозяйкой дома — Анной Алексеевной. 

Кульминация представлена возникшим чувством между персонажами произведения, осознанием невозможности того, что рассказать о  нем друг другу влюбленные не могут, не говоря о возможности совместного существования.

Развязка произведения состоит в прощании, отличающимся трагичностью, печалью, эмоциональностью между центральными персонажами, окончательном расставании.

Сюжет повествует о молодом человеке по имени Павел Алехин, герое «Маленькой трилогии». Молодой мужчина проходил университетское обучение, но после отцовской кончины ему пришлось вернуться на родину, чтобы закрыть долги.

Герой освоился в культурном обществе, работа на земле была для него в тягость. Постепенно у Алехина возник отказ от роскоши, что отразилось на бытовых привычках. Вскоре мужчина получил должность мирового судьи, на одном из заседаний приобрел нового знакомого — простодушного, доброго Дмитрия Лугановича.

На обеде у Дмитрия Алехин встретил Анну Алексеевну  — супругу хозяина дома. Она впечатлила главного героя. Все больше общаясь с женщиной, Алехин стал замечать, что у нее тоже существуют чувства к нему. Это заставляет героя ощущать себя виноватым перед семьей новых знакомых. Однако, любовных признаний ни с той, ни с другой стороны не последовало. Однажды супруга Анны повысили, семья должна была переехать. В поезде главные герои объяснились друг с другом, после чего последовало окончательное расставание.

Тематика и проблематика рассказа «О любви»

Главной темой произведения является любовь, не приносящая ничего кроме страданий. Из-за запретов общества главные персонажи не могут испытать наслаждения возникшими чувствами. Тайные встречи с замужней женщиной, ложь, предательство законного супруга  —  отца детей Анны недопустимы. Именно это мешает Алехину и героине испытать счастье взаимности. 

Через рассказ красной нитью проходит тема счастья человека, невозможности его достижения. Жизнь персонажей отличается комфортом, оседлостью. Это так сковывает существование действующих лиц, что даже великое чувство не способно разорвать оковы. Возлюбленные испытывают страдания, упуская счастье.  К Алехину впоследствии приходит понимание невозможности отнести счастье  к категориям добра и зла, рассуждения только мешают высшим чувствам.  Чеховские герои осознали истину не вовремя.

Извечная тема «человека в футляре» отображается в проблематике рассказа. Раскрытие «футлярности» здесь уходит в неординарную сторону, присутствуя в образах персонажей произведения:

  • Алехин отличается трусостью в принятии важного жизненного решения, избеганием  ответственности;
  • Характеристика Лугановича заключается в умственной ограниченности ума, безучастном отношении к интеллигентному окружению, равнодушии к быту семьи;
  • Образ Анны проявляется в нежелании приносить в жертву комфортные условия, понятное привычное существование, репутацию;
  • Все герои не стремятся к изменениям, нерешительны.

В рассказе наблюдается присутствие темы раскаяния. Центральный персонаж, расставаясь с возлюбленной, приходит к осознанию необходимости отдаться чувствам, хранимым так долго в сердце. Герой постиг, что не стоило приносить в жертву любовь, ради того, чтобы спокойно жить, выполнять долг перед обществом.

Главные герои и их характеристика

Главным действующим лицом произведения выступает Павел Алехин. Внешность героя не описывается автором подробно. Описание есть в «Крыжовнике» — другом чеховском произведении, входящим в «Трилогию». Персонаж представлен в виде сорокалетнего мужчины, дворянского происхождения, которого отцовские долги заставили «поднимать имение».

Алехин обладает трудолюбием — одной из  характерной черт героя, способствующей получению должности мирового судьи. Знакомство с семьей Лугановичей является глотком свежего воздуха для него. Жизнь героя наполнилась дружбой с искренним, добрым отношением людей к нему, безвозмездной помощью. Лугановичи представляли собой просто приятную компанию, а Алехин был  всегда желанным посетителем в дом. Павел является несчастным одиноким помещиком, не способным принять решение, чтобы сделать ответственный шаг по причине страха репутационной потери.

Дмитрий Луганович представлен в виде  состоятельного дворянина, товарища председателя окружного суда. Автор описывает мужчину, как доброго, отзывчивого, всегда готового оказать помощь новому другу. Алехин вроде испытывает к Лугановичу симпатию, как к  хорошему приятелю, одновременно, считая неинтересным,  ничем не примечательным стариком.

Анна Луганович представляет супругу Дмитрия, возлюбленную Алехина. Герой испытал симпатию к женщине с первого взгляда. Она отличалась молодостью, красотой, умом, бережным отношением к детям, главному герою. Была интересной собеседницей. Они вели долгие разговоры, посещали совместно театр, она показывала, что заинтересована в нем. Постоянные душевные терзания вскоре поменяли характер Анны, она начала проявлять грубость, раздражительность, женщине даже пришлось пройти лечение от нервных срывов.

Символы и художественные детали

«О любви» имеет некоторую отличительную особенность от других произведений в виде  психологизма — описания внутреннего состояния персонажа. Автор явно не говорит, какая буря происходит в душе героев, но читатель догадывается об этом при помощи маленьких деталей, упоминаемых Чеховым.

Например, герои были на спектакле, сидели рядом, чуть соприкоснувшись плечами, Алехин испытывал шквал чувств, понимая неравнодушие к Анне. Автор показывает моменты встречи, ожидаемые возлюбленными, как героиня проявила интерес к здоровью Павла. Со стороны  разговоры, действия персонажей кажутся обыденными, но читатель прекрасно осознает природу их чувств.

Немаловажную роль в рассказе играет пейзаж. История Алехина начиналась  с серого неба — символа настроения повествования рассказа. Когда рассказ был окончен, произошло прекращение дождя, появление солнца —  свидетельства освобождения героя, душа Павла прекратила страдать.

Чему учит?

Благодаря открытому финалу, неясной авторской мысли писателя возможно самим сделать выводы о правильности поступка персонажей. Читатель должен решить самостоятельно, что бы совершил, очутившись на месте главных действующих лиц, отдался бы во власть любовных чувств или не отступал от долга, чести?

Возможно, главная цель произведения —  не упускать шанс, быть более настойчивым, особенно, когда необходимы решительные действия.

Итак, рассказ А.П. Чехова «О любви» является многогранным произведением, совмещающим несколько тем, имеющим сложную форму, множество деталей, используемых автором для показа внутреннего состояния персонажей.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!