24.07.2024
#Русская литература
42

«Горе от ума» Грибоедова: основные идеи и особенности драматургического конфликта

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. История создания
  2. Литературный анализ произведения
  3. Темы и проблематика
  4. Роль любовного конфликта
  5. Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией
  6. Выводы
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

История создания

Замысел поэмы возник у писателя в 1816 году. Последующие пять лет он вынашивал его. Первые два акта комедии были написаны лишь в 1821 году во время пребывания на Кавказе. Летом 1823 года, во время службы в дипломатической миссии Ирана Грибоедов получил отпуск и провел его в тульском поместье своего друга С. Н. Бегичева, где закончил свою знаменитую комедию.

Затем поэт поехал в Москву, продолжил шлифовать язык произведения. Чтобы вернее передать особенности московского общества, ездил на балы, на которые никогда не был охоч. В Москве познакомился с писателями В. Ф. Одоевским, П. А. Вяземским.

В июне 1824 года Петербург, комедия снова переписывалась. Первоначальный вариант поэта не устраивал, он писал другу, чтоб никому его не читал, предал огню. Если в Москве драматург использовал свои бытовые наблюдения, то в Петербурге поправки вносились под впечатлением политической обстановки.

«Горе от ума» создавалось в тесной связи с общественной ситуацией того времени и было завершено осенью 1825 года, в канун восстания декабристов. Со многими участниками  тайного общества Грибоедов сблизился еще во время учебы в университете.

Подобно декабристам, Грибоедов был ярым противником самодержавия, считал необходимым уничтожение крепостного права, ограничение царской монархии конституцией, страстно желал свободы печати. Однако к возможности успеха военного заговора  относился недоверчиво.

Цензура не допустила «Горе от ума» к печати. Постановки тоже запретили.  Лишь небольшие отрывки из комедии вышли в альманахе «Русская Талия». Однако слух о комедии распространился еще в Москве, автор читал ее своим друзьям и знакомым. В окружении писателя было немало будущих декабристов, которые встретили комедию восторженно.

«Горе от ума» распространилось бесчисленными рукописными списками и вскоре стало известно всей мыслящей России. Декабристы использовали произведение для пропаганды своих политических идей.

«Горе от ума» Грибоедова: основные идеи и особенности драматургического конфликта

Фото: Kandinsky 3.1

Литературный анализ произведения

Название начинается со слова «горе». То, что происходит с главным героем, мы называем «драмой». А жанр произведения вслед за автором мы определяем как комедию. Сам Грибоедов в заметках определил жанр как «сценическую комедию», а исследователи — как поэтическую лирику, повесть или роман. Перед нами новаторская комедия, не случайно многие современники ее не поняли.

Особенности жанра

«Горе от ума» относится к жанру комедии. Но в нем просматриваются признаки драмы, наблюдается отход от традиционной комедии классицизма.

Комедия — драматическое произведение, которое в системе жанров классицизма относится к низшему стилю. Наблюдается отсутствие авторского повествования, организация речи в форме диалогов и монологов, ограничение действия, места и времени. Важное место занимает драматургический конфликт с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой.

В комедии А.С. Грибоедова читатель наблюдает идейно-политические споры, затрагивающие проблемы национального, общечеловеческого характера. Сюжетная линия «любовный треугольник» уходит на второй план, все несчастны.

В комедии присутствуют говорящие фамилии, но нет экспозиции. Имеют место два конфликта: общественный и личный. Наблюдается типизация героев: обманутый отец, три героя-любовника, однако Чацкий-резонер терпит поражение, Фамусов выступает как типичный представитель московского общества.

Автор отступает от строгих правил классицизма, читатель наблюдает явные признаки романтизма и реализма.

Одинокий герой выступает против всего общества с устоявшимися правилами и принципами, терпит крах, спасается путешествием или бегством.   Трагизм происходящего — явный признак романтизма. Но сюжет основан на реалистических событиях. Порок не наказан, герой сбегает, типичные характеры представлены в типичных обстоятельствах.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова — реалистическая комедия. Социально-политическая линия здесь является ведущей, любовно-бытовая линия отходит на второй план — таков был замысел автора.

Основной смысл своей пьесы драматург видел в столкновении передовых социально-политических идей с консервативно настроенным «веком минувшим». Название пьесы выражает главную мысль, идею произведения. Это определяет «Горе от ума» как социально-политическую трагикомедию.

Чацкий еще одинок и проигрывают борьбе с социальным злом, но «век минувший» тоже  не может помешать развитию новых идей, чувствует свою гибель. Спасшийся бегством герой воспринимается как будущий победитель. Да, он побежден, но правда на его стороне.

Грибоедов стал новатором, создателем первой реалистической комедии в русской литературе.

Композиция и хронотоп

Особенность композиции пьесы состоит в ее целостной завершенности. Этому способствует наличие общественной и любовной сюжетной линии, яркие образы, смелая подача действий. Разделив пьесу на четыре действия, драматург отошел от правил классицизма, подал материал совершенно по-новому.

Со дня первого выхода отдельных глав вокруг комедии шли ожесточенные споры. Недружелюбное отношение критики вызвали особенности композиции пьесы, новаторство драматурга в подаче материала. Комедия некоторыми критиками характеризовалась как сатирическое произведение, якобы не соответствующее российской действительности.

В начале XIX века классицизм уже устарел, но правило трех единств в пьесе Грибоедовым соблюдено. Границы времени и места расширил хронотоп.

Хронотоп — единство времени и пространства — создает «виртуальную реальность», художественный мир произведения, который читатель может представить.

Хронотоп выступает как способ выяснения взглядов персонажей. Конфликт зарождается из-за разного положения героев во времени и пространстве. Сталкиваются две эпохи: «век нынешний» и «век минувший». Первый устремлен в будущее, второй постоянно смотрит в прошлое. Для Фамусова время замедлено, для Чацкого — стремительно бежит. В первом действии часы в доме Фамусова даже останавливаются. В календаре он записывает события рождения и смерти представителей своего круга.

Действие первое происходит утром в гостиной Фамусова, второе там же днем, только в окно видно, как во дворе Молчалин садится на лошадь, падает. Третье действие происходит вечером, когда на бал приезжают гости. Четвертое — ночью на крыльце. Закон единства времени писателем соблюден.

Дом Фамусова представляет собой закрытое устоявшееся пространство, это символ родственных связей, нерушимого быта. Здесь нет место чужим, случайностям. Вдруг появляется Чацкий и нарушает устоявшийся порядок.

Он как вихрь, спешит, много говорит, поэтому не вписывается в сонный московский мир. Дом Фамусова — это вся Москва.

«Век минувший» встает в речах Фамусова, когда он с восторгом, придыханием ставит в пример молодым Максима Петровича: «Не на серебре, на золоте едал». Как упал удачно! Побывал какое-то время шутом и заслужил богатство и почет.  «Что за Тузы…!» — это идеал ума, оборотистости.

Оказывается, Софья с Чацким выросли в этом доме, герой до недавнего времени был для дочери Фамусова довольно выгодной партией. Зато теперь «карбонарии», в зятья больше подходит тот, что «золотой мешок и метит в генералы».

В пьесе отражены споры и обсуждение решения важных вопросов дворянского  общества, которое уже разделилось на два противоположных лагеря. Основная масса дворян увидело в вольнодумцах угрозу собственному благополучию.

Итак, действие пьесы происходит дома у Фамусова за 24 часа. За это время читатель узнает чуть ли не обо всей России и о двух веках. «Век нынешний» не может ужиться с пережитками «века минувшего».

Герои и их характеры

Герои комедии делятся на два противоборствующих лагеря: один представлен Чацким, другой — московским обществом. 

Фамусов представляет московское барство. Фамилия говорящая, происходит от лат. fama («молва»): «Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!».

Управляющий в казенном месте, влиятельный дворянин считает себя примером для подражания, доволен собой. Но его «дела» — светские визиты, погребения, крестины, отношение к службе характеризует одна лишь реплика: «Подписано, так с плеч долой».

О душевной пустоте героя, расчетливости и ограниченности материальными интересами  свидетельствует календарь, обсуждение планов со слугой Петрушкой, спор со старухой Хлестовой о количестве душ у Чацкого. Карьеру при дворе, по его мнению, можно построить по протекции, по связям, родству: «Ну как не порадеть родному человечку».

Фамусов восхищается Максимом Петровичем, который стал большим вельможей после того как три раза упал, чтобы рассмешить императрицу, почтенным камергером Кузьмой Петровичем («Что за тузы в Москве…!») Это философия его жизни, выражающая  лакейство, подхалимство, лесть.

Герой ярый противник просвещения, ученье он считает чумой, а книги, по его мнению, надо сжечь. Такие люди боятся личностей мыслящих, свободных, способных разрушить удобную общественную систему. Фамусов — противник всего нового, средоточие зла, типичный представитель крепостнической России.

Молчалина — порождение фамусовского общества. Главная черта характера его —  рабское угодничество перед сильными мира сего. Еще отец завещал ему всем угождать.. Безродный коптел бы и поныне в Твери, если бы не Фамусов.

Герой стал олицетворением низкопоклонства и угодничества, рабского молчания. Говорящая фамилия героя констатирует сама за себя. Он даже не понимает, что совершает подлость, недоумевает, как в маленьких чинах можно иметь собственное мнение.

Полковник Скалозуб — порождение аракчеевщины, отличающийся «рассудка нищетой». Цель его жизни — дослужиться до генерала. Но главное для него не защита отечества, а  достижение богатства и знатности, военная служба создает для этого все условия.

К лагерю Фамусова примыкают Татьяна Юрьевна и Марья Алексеевна — «законодатели» Москвы. Женщины держат в ежовых рукавицах московское общество, недаром их боится даже Фамусов.

Софья отличается трезвым реалистичным умом, который сочетается с сентиментальностью, рожденной французскими романами о любви. Софья живет только любовью. Она не видит ограниченность ума и неискренность Молчалина. Его бедность даже усиливает ее чувство.

Героиня не сумела оценить любовь и благородство Чацкого, зато увидела и поняла его вольнодумство. Софья не принимает критикующих пороки общества речей Чацкого, его остроумие кажется ей неудобным и опасным.

«Горе от ума» Грибоедова: основные идеи и особенности драматургического конфликта

Фото: Kandinsky 3.1

Лагерю крепостников, защитников «века минувшего», врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен Чацкий. В глазах современников он новатор,  вольнодумец, связанный с декабристами.

Содержание образа, смысл его освободительных идей, общественная его драма раскрывается в истории столкновения с Фамусовым.  Герой вырос в этом доме, с юности наблюдал быт и нравы, «низкопоклонство», пустоту жизни московского барства, что породило в его сердце скуку, ненависть к крепостникам. 

Жизнь вдали от Москвы изменила судьбу героя. Он стал сторонником патриотических чувств и идей вольности. Беспечная светская жизнь, счастливая дружба и юношеская любовь теперь уже не удовлетворяют его чувства.

В ответ на советы Фамусова служить и управлять своим имением достойно Чацкий отвечает, что был бы рад служить, да не хочет прислуживаться. Высокие понятия о чести не позволяют герою пресмыкаться перед высокопоставленными чиновниками.

В деревне Чацкий, по словам Фамусова, оплошно управлял имением. Но страшнее для старого барина-крепостника вольнодумство молодого человека, страстное обличение крепостнического строя. Его взгляды угрожают благополучию дома Фамусова, устоям общества, всему, что так важно и дорого для старого московского барина, занимающего столь высокий пост.

Причину вредного влияния фамусовщины Чацкий видит в общественных «предрассудках». Он страстно обличает тех, кто «суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма», его возмущают старухи «зловещие» и выдумки стариков дряхлеющих. В разуме, воспитании, силе идейного и морального воздействия Чацкий видит могучее средство переделки общества, изменения жизни.

«Горе от ума» Грибоедова: основные идеи и особенности драматургического конфликта

Фото: Kandinsky 3.1

Темы и проблематика

Грибоедов касается множества тем и проблем своей эпохи. Поэтому при жизни автора комедия была под запретом и не была напечатана.

Ведущая тема поэмы Грибоедова — тема крепостного права. Необходимость отмены крепостного права в начале XIX века обострилась.

Грибоедов в своей знаменитой комедии, кроме этого, поднимает такие животрепещущие проблемы:

  • важность образования и воспитания подрастающего поколения;
  • критика погони за чинами и наградами;
  • противостояние «века нынешнего» и «века минувшего»;
  • состояние русской армии, «скалозубовщина» и «аракчеевщина».

Кроме этого писатель затрагивает тему любви, брака и семьи, многие другие общечеловеческие проблемы.

Роль любовного конфликта

В основе драматургического произведения классицизма традиционно лежит любовный конфликт. Обычно это любовный треугольник, в котором бедный герой обладает высокими морально-этическими качествами.

Грибоедов отошел от строгих правил классицизма. В пьесе на первое место выходит общественный конфликт и любовный сюжет отходит на задний план. Концовка тоже несчастная, влюбленные расстаются.

Уже в первом действии комедии читатель становится свидетелем ночного свидания Софьи с Молчалиным. Служанка Лиза даже останавливает бой часов, дабы не разбудить хозяина. Она вспоминает Чацкого, которого с Софьей связывала юношеская любовь. Читатель догадывается о любовном треугольнике.

Героя вернули в город детства воспоминания о юношеской любви, тоска по родине. Но Софья изменилась, стала раздражительной. Пущенная героем в адрес Молчалина стрела вызвала у нее настоящее негодование. Признание Софьи, что «иные» ей милы, рождает ревность, желание узнать имя избранника. Кого любит Софья? Молчалина, Скалозуба? Впервые он решил притвориться, чтобы узнать правду.

Чацкий все еще любит Софью, желает ей счастья, но боится, что она может стать жертвой корыстолюбивых расчетов отца или полюбить жалкое ничтожество. Он пытается предостеречь ее, ссылаясь на свои права друга и брата.

Никогда не поступился бы Чацкий ради любви принципами морали и долга. Доказательство тому его отъезд, столкновение с Фамусовым. Возвышенное представление о Софье прошло, чувства растоптаны, осмеяны, именно Софья, сама того не подозревая, пустила слух о сумасшествии Чацкого. Еще более тяжелой драмой для героя стало крушение его общественных надежд.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

Особенность комедии «Горе от ума» в наличии двух конфликтов и их тесной взаимосвязи. Пьеса начинается с любовной интриги, которая служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия также помогает фамусовскому  кругу объявить Чацкого безумным и обезоружить его.

Социально-политическая линия реалистической комедии  является ведущей, любовно-бытовая линия второстепенной — таков был замысел автора.

Основной смысл своей пьесы драматург видел в столкновении передовых социально-политических идей с консервативно настроенным «веком минувшим». Название пьесы выражает главную мысль, идею произведения.

Конфликт «века нынешнего» с отжившим свое «веком минувшим» является в произведении основным. Наличие параллельных сюжетов служит более глубокому обличению нравов дворянского общества, современного Грибоедову. Недаром комедия в рукописных списках была известна всей России, многие строки из нее стали крылатыми.

Выводы

Произведение Грибоедова — это «протест против гнусной российской действительности,  … взяточников, … невежества, добровольного холопства и пр.»   (В.Г. Белинский). Горе от ума испытывает не только Чацкий. Своими обличительными речами  он наносит удар всему «веку минувшему», тормозящему новые идеи прогрессивно настроенной молодежи. Жить по-старому Фамусовы уже не могут. Если даже сторонники Чацкого еще не так сильны и терпят поражение, то и Фамусовы уже не могут остановить развитие просвещения и передовых революционных идей.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту