30.08.2024
#доклад
#конференция
42

Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Образ Луки в пьесе «На дне»
  2. Образ Сатина
  3. Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

Образ Луки в пьесе «На дне»

Действие драмы М. Горького разворачивается в ночлежном доме, где живут «бывшие» люди, выпавшие из разных сословий общества. Они находятся на самом низу социальной лестницы, страдают от нищеты, пытаются выжить в нечеловеческих условиях. Они рассуждают о своих судьбах, о человеке и мире, решают сложные вопросы о справедливости, человеческом достоинстве, о свободе, смысле жизни, правде, вере.

В темном царстве нищеты и безнадежности появляется странник. Появляется и простонародной жизненной философией вносит в устоявшиеся пессимистические настроения ее жителей надежду на лучшее будущее. Его появление является завязкой конфликта. Лука сразу становится центром внимания постояльцев, к каждому он находит подход.

О себе старик говорит скудно: отбывал срок в Сибири, «мяли много», теперь свободно бродит по свету, собирается поглядеть на «новую веру» в Малороссии.

Имя напоминает евангелиста Луку и означает «светлый», по другой точке зрения, оно от «лукавого» (эвфемизм слова «черт»). На фоне циничной брани и грубости слова Луки будто светлым лучом освещают мрак подвала: «Народ честной», «батюшка», «милая», «голубка», «матушка», «браток» — такими словами обращается он к ночлежникам. В каждом из них он видит человека, открывает светлые стороны их характеров. В его уста писатель вкладывает слова о сущности человека, которая определяется не деньгами, не положением в обществе, не чинами, а чем-то другим: «Как ни притворяйся, а человеком родился, человеком и помрешь».

Он жалеет Анну, которая в тягость собственному мужу. Актера уговаривает бросить пьянство, говорит, что стоит только захотеть, все зависит от него самого: Вовсе не лицемерит, когда говорит, что кто-то добрым должен быть, надо жалеть людей.

По его мнению, люди нуждаются в добром отношении к себе, даже преступники. Двоих воров, забравшихся в чужую дачу, он считает «хорошими мужиками», только отчаявшимися от голода.

Заступаясь за Настю, пытается пристыдить Барона, упрекает Квашню за безразличие к состоянию больной женщины. Он сочувствует униженным, уважает даже жуликов. Лука уважает человеческое достоинство, понимает, что жить надо во имя чего-то высокого и важного. Такой подход производит в сознании ночлежников переворот.

Ночлежники спорят о правде, но у каждого эта правда своя. Лука мудро замечает: «Почему слово говорится — вот в чем дело».

Старик кажется окружающим лукавым, но он не рассказывает небылицы. Убеждает Актера лечиться от алкоголизма, якобы есть такие бесплатные лечебницы для желающих избавиться от зависимости. Исторические факты подтверждают, что лечебницы в начале XX века были в Москве, Казани. Не зря старик обнадеживает Актера, ему даже удается на какое-то время того убедить.

Некоторые взгляды Луки вызывали споры среди литературных критиков. Пьеса написана в 1902 году, перед первой русской революцией, должна была выражать атеистические настроения. А герой успокаивает умирающую Анну словами: «Господь скажет:   «…Отведите ее… в рай! Знаю, жила трудно …»». Старик утверждает христианскую веру.

Вторая нестыковка возникает, когда он расхваливает Пеплу жизнь в Сибири. Бывший каторжник идет из этой самой Сибири, ищет праведную землю и расхваливает несвободную жизнь. Тот не верит, грубо ему отвечает. Однако Лука уверен, что Васька Пепел в Сибири устроился бы и нашел занятие по душе. Однако тот не последовал его совету, хотя высказывал желание бросить постыдное занятие, честно трудиться и звал Наташу с собой.

Все смеются над Настей, рассказывающей о свидании с любимым. Понятно, что девушка выдумала красивую историю о любви. Лука не смеется, говорит, что надо верить, заступается за поруганную и оскорбленную девушку, он видит, что она способна верить в настоящую любовь.

История о праведной земле тоже реально существовала. Веру в нее исповедовали странники, их еще называли бегунами. Это была раскольничья секта, к ней, видимо, старик и принадлежал. У него нет документов, бегуны сжигали их, видя в бумагах Антихриста. К тому же старик упоминает город Томск, который тогда был известен как перевалочный пункт бегунов, ищущих ту самую землю. Одни направлялись к берегам  Японии, другие в Китай — никто не знал, где они находятся.

Некоторые критики трактовали образ Луки как проповедника лжи, смирения. Но это не так. На вопрос, есть ли Бог, он отвечает, что есть, коли человек верит.

Драматург не идеализирует Луку, однако «сводить поведение Луки к проповеди терпения и смирения, пассивности и покорности совершенно неверно». Ночлежники обвиняют старика в том, что он внушил им ложную надежду. Однако он не обещал поднять их со дна жизни, лишь показал им собственные возможности. К тому же он никого не обвиняет, объясняет их неудачи внешними обстоятельствами.

Образ Луки в пьесе «На дне»

Фото: Kandinsky

Образ Сатина

Самый живописный образ, именно ему принадлежат вдохновенные слова о Человеке с большой буквы, его достоинстве, свободе, смысле жизни. «Человек выше сытости!» — доказывает герой, хотя влачит нищенское существование у Костылева.

По словам самого героя, служил на телеграфе, был не последним человеком. В его репликах читатель с самого начала улавливает философское отношение к жизни, начитанность, широту взглядов. Попал «на дно» после тюрьмы. «Убил подлеца в запальчивости и раздражении… из-за сестры».

Органон, сикамбр, макробиотика — кажется, что герой несет бессмыслицу. Актеру неведомо, что органон означает разумное отношение к жизни. Отравлен не только организм Актера, поврежден разум, способный устроить жизнь лучшим образом. Сикамбры  — намек на дикость Актера, одноименные племена жили в доисторические времена на берегах Рейна. «Макробиотика» — названием книги немецкого ученого Сатин поддразнивает героя-алкоголика.

Постепенно читатель понимает, что автор не зря употребил такие непонятные слова, догадывается о философском взгляде героя на жизнь.

Герой произносит эмоциональные, громкие, полные пафоса речи. Он обвиняет общество, которое унижает человека-труженика. Труд, считает Сатин, должен быть созидательным, приносить моральное удовлетворение. В современном герою обществе человек не может быть по-настоящему свободным.

У тысяч таких же, как он, нет работы, крова, они умирают с голода. Такое общество не может быть правильным. «Ложь — религия рабов и хозяев». Это утверждение героя перед первой русской революцией зрители восприняли как призыв Буревестника к буре.

Сатин вдохновенно говорит о том, что человек свободен в выборе своих действий, ибо за все платит. Это означает, что своими поступками каждый предопределяет свою судьбу. Этим утверждением герой поднимается до духовного понимания свободы.

Однако Сатин циник и безбожник. Он верит в разум, возможности человеческого мозга. Герой поет гимн Человеку с большой буквы. Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень органично. Скорее всего, эта мысль принадлежит самому автору. Но при этом Сатин возвеличивает Наполеона, Магомета. Он поставил в центр Вселенной сверхчеловека, воплощающего в себе ум и волю. Так может думать только человек без Бога в душе, без веры в любовь.

Образ Сатина

Фото: Kandinsky

Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

Сначала кажется, что Сатин автором противопоставлен Луке. Старик жалеет несчастных и обездоленных, утешает каждого, вселяет в сердца надежду. Он представитель сострадания, даже лжи, но лжи во имя спасения. Сатин восхваляет человека, не принимает ложь даже во имя спасения погибающих, считает ее «религией рабов и хозяев». Но этот путь является обманчивым. Герои не исключают друг друга, а дополняют.

Лука видит, что Сатин шутник, циник, цепляет каждого, временами жесток, но он тоже страдалец, оказавшийся на дне. Оба героя утешают, умеют красиво говорить, имеют  большой жизненный опыт. Только слова утешения у них разные. Лука — праведник, носитель идей сострадания. Сатин же технократ, интеллектуал, верящий в величие разума человека.

Герои, являющиеся совершенными противоположностями, похожи. Видят коварные интриги Василисы, ее несносный характер, пытаются помочь Пеплу и Наташе. После ухода Луки именно Сатин за него заступается: «Молчать о старике! Старик не шарлатан!» Он понимает, что странник утешает жителей ночлежки, хочет им помочь из сострадания, выхода из дна жизни нет.

Луку и Сатина сближает вера в лучшую жизнь. Однако в спорах героев так и не родилась истина. Пламенные речи Сатина и ласковые слова Луки не смогли изменить жизнь ночлежников к лучшему. Все же философские взгляды героев делают героев единомышленниками. Герои Горького отражают противоречивость, мятежность натуры самого драматурга. Пьеса отразила переломный момент в судьбе писателя.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!