Рады, что вам понравилась статья 😊
Задумка о написании поэмы с романтичным, смелым, но ужасно одиноким и претерпевающим множество трудностей героем возникла у поэта, очевидно, еще в 1830 году. Пять лет тому назад случилось восстание декабристов, многие его участники поплатились своей головой и счастливой судьбой. Но дух свободы нелегко было подавить. Не удалось сделать это с декабристами, не получилось и с Мцыри.
Первые посылы к созданию героя, подобного Мцыри, проявились в поэме «Исповедь», главный герой которой претерпевает различные мучения ради любви и в конечном итоге погибает. Спустя некоторое время появляется «Боярин Орша», персонаж которого является воспитанником монастыря.
Но, кажется, поэт остается не удовлетворен обоими произведениями. В 1839 году он создает поэму «Мцыри» и в ней воплощает все свои мечты и чаяния. Герой этой поэмы воспитывается монахами с ранних детских лет. Он сирота, всеми брошенный и одинокий, потому старающийся держаться ото всех отстраненно, не участвуя в играх, постоянно вздыхая о доме. Внутри этого ребенка зреет мечта – когда-нибудь найти путь на Родину. Как и Лермонтов, он жаждет дома, того дома, где его понимают, любят и готовы принимать таким, какой он есть. Поэтому, едва выпадает такая возможность, мальчик, уже ставший юношей, покидает унылые стены монастыря и отправляется домой. Увы, достичь дома ему не удается. Как и поэту, судьба не дает ему такого шанса.
Мцыри попал в монастырь невинным ребенком и таким остался. Но, очевидно, что монахи, решившие сделать из него послушника, недоглядели. Где-то под напускной праведностью и послушанием в Мцыри скрывается искорка бунта, присущего юности и людям с горячим сердцем. Это необычный молодой человек.
Вечная тоска по дому, который он едва может вспомнить, по родным, возможно, уже погибшим, не заставляет его смириться с судьбой, не делает из него послушного инструмента в руках воспитателей. Наоборот, тоска в нем укрепляет дух и решимость. Он уходит из монастырских стен и начинает свой собственный, пусть и непродолжительный, но никем не ограниченный путь. Лермонтов предоставляет герою полную свободу действий. Даже рассказ о себе Мцыри, после небольшого вступительного слова от автора, продолжает сам. И это позволяет читателю максимально сблизиться с персонажем, заглянуть в его тоскующую, но мятежную душу.
Образ Мцыри складывается из противоречий. Он одновременно страстный, жаждущий жизни и света, и в то же время одинокий, отверженный, испытывающий негодование и обиду. Герой восхищается природой, он большой романтик, даже поэт. Он переживает самую прекрасную пору своей юности, ему пришло время влюбиться и выйти в свет, найти родных, прижаться к родной груди. Увы, в стенах монастыря это невозможно и это гнетет героя. Мцыри, начиная свой рассказ о себе, упрекает спасшего его монаха в том, что выросши в сумрачных стенах, он душой остался ребенком, а вот судьба у него монашеская. И ничего он не видел в жизни, кроме мрачных стен, никого не называл отцом или матерью.
Как монах Мцыри, очевидно, не преуспел. Но монахи все равно пытались обратить его в веру и заставить навсегда остаться в монастыре.
Мцыри – молодой человек 17 лет. Он мужественный, физически хорошо развит. Возможно, он красив, поскольку в нем течет грузинская кровь, поэтому, предположительно, у него нос горбинкой, широкие брови и темные глаза.
Основные черты характера Мцыри – храбрость и доброта. Он смело ушел в никуда, сразился с барсом, но не воспринимает хищника, как того, кого нужно бояться и ненавидеть. Он относится к нему с добром, как и ко всему живому.
Неизвестно получил ли Мцыри какое-то образование, скорее всего, его научили читать и писать, но воспитание его носило однобокий характер, поскольку юноша заблудился, едва отойдя от монастырских стен и не нашел себе проводника.
Жанровые признаки, такие как раскрытие разных периодов жизни героя (детство, отрочество, побег и гибель) указывают на то, что перед читателем все же поэма, а не обычное стихотворение.
Главная особенность поэмы – ее эмоциональность. Поэт в ярких красках, очень чувственно описывает все, что случается с героем. Как лирический герой Мцыри испытывает множество страстей, что задает высокий эмоциональный тон поэмы. Чаще всего эмоциональность достигается за счет сравнения, душевные переживания передаются также через риторические вопросы и восклицания.
Вот несколько фактов о поэме и ее герое:
Также общеизвестный факт – свободный, гордый, несломленный, но не понимающий своего пути человек – вот, кто Мцыри. Но если многим современникам Мцыри понимания пути не доставало в силу страха перед борьбой, то Мцыри – жертва обстоятельств. У него просто не было выбора. Он умирает не из-за собственных ошибок, хотя его невозможность борьбы с судьбой тоже ошибка, а по чужой вине.
Мцыри не готов жить монашеской жизнью, ему недостаточно того, что он видит и испытывает в стенах монастыря, потому он уходит. Его долго ищут, а когда все же находят, он пребывает на грани гибели. Чтобы скрасить его последние часы, воспитавший его монах приходит к нему, и Мцыри начинает говорить всю правду о себе и своих чувствах. Наверняка, он никогда этого не делал, в противном случае его не приняли и осудили бы. Монахи консервативны и не склонны к сантиментам. Их жизнь сурова и не терпит романтики. Хоть и очень молодой, герой все же понимал это. Но понимание не исключает печали. Мцыри упрекает своего воспитателя в том, что тот позабыл, каково это быть молодым, жаждать солнца, любви и жизни разгульной, в том, что у него была жизнь до монастыря, а вот у героя ее не было. Он пытается рассказать монаху о том, как красиво на воле, какие поля, какие холмы, какие горы, как прекрасны были те три дня его свободы.Мцыри восхищается всем, что видел, но одновременно ужасается тому, что своей цели так и не достиг, теперь он вынужден умереть вдали от Родины.
В грузинском языке словом «Мцыри» обозначают одновременно послушника или монаха и чужака, пришельца из чужих краев, прибывшего самостоятельно или привезенного насильно, как в случае с главным героем. Также это человек, у которого нет близких и родных.
Основная мысль поэмы сводится к свободе. Для счастья человеку нужны не только пища и кров над головой, но и свобода, возможность поступать в соответствии с собственными желаниями. Лермонтов через своего героя показывает борьбу духовных, небесных и земных желаний в человеке. Можно не быть скованным цепями внешне, но чувствовать себя, словно в темнице.
Образ Мцыри – сложный и многогранный. Наверняка, таким был и сам поэт, жаждущим понимания, но не получающим его. Как и Мцыри, Лермонтов много позже решит не бороться с обстоятельствами и принять свою судьбу такой, какая она есть. Жаждущий жизни герой был этой жизнью сметен и не ясно, пожалел ли о нем хоть кто-то из тех, кто был виновен в превращении прекрасного, полного чаяний мальчика в хладный труп. Мцыри сожалеет о том, что его могила не будет расположена на родине и только воображение позволит кому-то подумать, что над ней склоняется не чужой человек, а кто-то близкий. С этими сожалениями его жизнь заканчивается.