Рады, что вам понравилась статья 😊
Известно, что замысел романа о человеке, который поставил себя выше любой морали, появился еще на каторге. А в 1865 году автор обращается к нескольким издателям, прося аванс в 3 000 рублей за будущий роман «Пьяненькие». Он заключает договор на совершенно кабальных условиях со Стелловским, который получал возможность издать трехтомник произведений Достоевского. А еще писатель обязался предоставить к осени 66 года новый роман. Достоевский уезжает за границу, где проигрывает в рулетку все деньги. Сидя в гостинице буквально без куска хлеба, он начинает работу над романом, в центре которого исповедь преступника. Осенью 1965 года он пишет редактору «Русского вестника» Каткову, предлагая к публикации «Психологический отчет одного преступления». Первоначальный замысел автора заключался в рассказе о молодом человек, решившемся на убийство, ради помощи своим близким, считающим, что своей «полезной» деятельностью в будущем, он вполне загладит принесенное зло. Но вскоре Достоевский радикально меняет замысел и уничтожает полуготовое произведение. Теперь он пишет роман, наполненный психологическими и этическими проблемами. Его герой уже не несчастный юноша, которого «заела среда» и погубила нищета, а человек пытающийся понять, чего стоит общечеловеческая мораль.
Фото: Playground
Родион Раскольников — молодой человек, 23-х лет, живет в маленькой жалкой квартире в Санкт-Петербурге. Он бывший студент юридического отделения университета, но вынужден прервать учебу — ему не на что жить. И вот уже месяц юноша обдумывает план, ужасающий его самого.
Молодой человек знакомится с опустившимся алкоголиком Мармеладовым, рассказывающим горестную историю своей семьи обреченной на нужду и позор. Дочь Мармеладова — Соня вынуждена торговать своим телом, чтобы спасти от голодной смерти сводных братьев и сестру.
Придя домой, Родион читает письмо от матери. Его семья, состоящая из матери-вдовы и сестры Дуни, тоже находится в тяжелом материальном положении. Сестра служила гувернанткой в семье Свидригайловых, но ее оттуда с позором выгнали. Хозяйка обвиняет ее в интрижке с ее мужем, но позже все узнают, что Дуня месяцами терпела домогательства Свидригайлова, отказываясь пойти у него на поводу. Но теперь все хорошо, к девушке сватается состоятельный чиновник Петр Лужин, он как раз искал жену образованную, благородную, но непременно «испытавшую бедственное положение», чтобы она считала его своим «благодетелем».
Раскольников в отчаянии — он понимает, что сестра жертвует собой, собираясь стать женой ничтожного и тщеславного человека, чтобы помочь брату. Письмо матери становится последней каплей, молодой человек решает выполнить свой замысел — убить и ограбить пожилую «процентщицу» Алену Ивановну. Но все происходит ужасней, чем планировал Родион. Кроме старухи, он убивает случайного свидетеля преступления — Лизавету, сестру Алены Ивановны.Жизнь героя превращается в ад. Он параноидально боится разоблачения, его душевные переживания приводят к нервной горячке. А, главное, Раскольников в ужасе от своего поступка.
Тем временем, Родион конфликтует с Лужиным и знакомится со Свидригайловым. В Петербург прибывают мать и дочь Раскольниковы. Дуня общается с все более наглеющим женихом и разрывает помолвку. Юноша близко сходится с Соней. Она оказывается необыкновенно добрым и сочувствующим человеком. Именно ей герой признается в преступлении, впервые озвучивая свои мотивы. По словам Раскольникова, он убил не просто ради денег, которые помогут ему встать на ноги и спасут его семью. Он убил ничтожную злобную старуху, чтобы доказать себе, что как человек незаурядный «имеет право» не считаться с общепринятой моралью. Жизнь и будущее великих людей важнее благополучия обывателей.
Кроме Сони, только еще один человек догадывается о подоплеке преступления — Порфирий Петрович, пристав следственных дел, разгадал мотивы Раскольникова. Между мужчинами идет психологическая дуэль. В конце концов, Родион сознается в убийстве. Его приговаривают к 8 годам каторги. Соня отправляется вслед за ним в Сибирь.
Роман наполнен множеством ярко описанных и сложных персонажей. Поговорим о главных героях «Преступления и наказания».
Талантливый и умный молодой человек из бедной провинциальной семьи. Он может быть очень добр и отзывчив, но вместе с тем это крайне самолюбивый и гордый юноша. Раскольников глубоко возмущает его собственное бессилие перед жизненными неурядицами. Он не в силах помочь матери и сестре, обеспечить их благополучие. Бедность унижает и оскорбляет героя. Он приходит к мысли, что ради будущего незаурядных людей, можно пожертвовать жизнью людей обыкновенных. Великие люди «имеют право» преступать нравственные ограничение, поэтому они и великие. В попытке доказать самому себе, что тоже является «великим» юноша совершает убийство. Но оказывается, что он способен убить человека, но не способен перестать считать это омерзительным поступком. Совершенное преступление разрушает его душу.
Фото: Playground
«Совесть» романа — Соня Мармеладова, ребенок от первого брака чиновника Мармеладова. Скромная, тихая 18-летняя девушка обладает удивительной силой духа. Понимая, что ее мачеха и отец не в состоянии прокормить ее сводных сестер и брата, она жертвует собой. Соня отказывается от надежд на будущее, от репутации, от неприкосновенности собственного тела, занявшись проституцией. Это единственный способ доступный ей, чтобы спасти родных. При этом она глубоко религиозный человек, способный на огромное сострадание. Она становится для Раскольникова нравственным ориентиром, когда юноша решает признаться в преступлении.
Привлекательный мужчина 50-ти лет, производящий впечатление уравновешенного и здравомыслящего человека. Но, по отзывам близко знакомых его людей, Свидригайлов исключительно аморальная личность. По роману разбросаны намеки на его темное прошлое и возможные преступления — насилие над несовершеннолетней, домогательства Дуни, отравление жены. В каком-то смысле, этот персонаж олицетворяет теорию Раскольникова о «фиктивности» общих нравственных норм. Он делает то, что ему хочется, не считаясь ни с кем.
Жених Авдотьи Раскольниковой — почти пародийный образ. Ему 45 лет, он из мещан, но стал личным дворянином, его карьера адвоката очень успешна. Вместе с тем, тщеславие, эгоизм и самолюбие этого человека делают его существом смешным и глупым. Лужин уверен в собственном величии, но ищет все новых подтверждений своей значимости. Жена и понадобилась мужчине, ради подчеркивания собственной грандиозности.
Название романа имеет двоякое значение. Этими двумя словами можно полностью исчерпать сюжет книги. Было совершенно преступление, а за тем последовало наказание. Вопрос в том, что именно считать преступлением, и что — наказанием.
Когда началось «падение» Раскольникова? Когда он замахнулся топором на старую женщину или когда решил, что великий человек находится вне нравственного закона? Ведь мы видим, что у его поступка одна цель — подтвердить теорию о праве на преступление. Похищенными ценностями же Раскольников так и не воспользовался.
Столь же неоднозначно и наказание героя. Он был наказан каторгой? Но Достоевский явно подсказывает читателю, что каторга может привести Родиона к миру с самим собой, избавить его от мучений. Ведь большинство глав романа заполонены как раз «наказанием» юноши — он испуган, измучен, постоянно теряет сознание, видит кошмары, чуть не сходит с ума. И только признание спасает его от бесконечных страданий.
По мысли автора, преступление неотвратимо влечет наказание, потому что кара и заключается в осознании своей преступности.
Произведение написано в жанре романа, имеет все отличительные черты — значительный объем, подробный рассказ о событиях из жизни главного героя, значительное внимание уделено второстепенным персонажам. Сложнее определить к какому типу романов относится «Преступление и наказание». Прежде всего, это психологический роман, Достоевского интересуют не столько внешние события, сколько внутренние мотивы действующих лиц.
Кроме того, произведение наполнено философскими проблемами, в частности, есть ли у человека право на убийство? Вопрос рассматривается со всех сторон — может ли великое благо оправдать маленькое преступление, являются ли нравственные ограничения одинаковыми для всех, оправдывает ли цель средства. И, наконец, это пусть и не классический, но детектив. Хотя нам известен убийца, но мы может только гадать — сознается ли Раскольников, узнает ли правду Порфирий Порфирьевич, выдаст ли Свидригайлов героя?
Направление произведения — реализм, Достоевский великолепно воспроизводит духовную атмосферу 60-х годов XIX века в Российской империи.
Структура романа довольно проста. Он разделен на 6 частей плюс эпилог. В каждой части от 5 до 8 глав. Повествование течет линейно, без «петель» и возвращений к прошлому.
Но содержательная композиция сложнее. Произведение делится на три блока. Интродукция, с кратким описанием мира героя, его душевного состояния, подготовки к убийству и самого убийства. Мотивы Раскольникова изложены туманно, нам сложно понять, что в действительности служит мотивом его поступка.
Центральная часть, самая обширная, посвящена душевным терзаниям юноши. Он мечется от ужаса к высокомерию, то охвачен лихорадочной деятельностью, то впадает в апатию. Именно в этом блоке полностью раскрывается теория о «сильной личности», стоящей вне морали. Проясняются и мотивы Раскольникова — убийство должно было стать доказательством его неординарности.
В заключительной части Раскольников терпит полное поражение. Никаким «величием» невозможно оправдать его действия. Убийство доказало лишь, что он стал убийцей, ничего больше. Но осознание этого делает возможным раскаяние героя и его возрождение.
Несмотря на солидный объем, действие романа охватывает всего 2 недели, если не считать эпилога, рассказывающего о дальнейшей судьбе персонажей. Но начавшись со стремительного действия, повествование резко снижает темп после убийства старухи-процентщицы и ее сестры. Раскольников живет, словно в бесконечном кошмаре, где явь смешивается с тяжелыми сновидениями. Постоянно повторяется мотив безысходности, как говорит Мармеладов — «некуда идти», время тянется, но перемены все не наступают. У персонажей нет цели, к которой стоит стремиться, нет планов на будущее, нет перспектив. Окружающее героев пространство только подчеркивает эту безнадежность и бесприютность жизни героев. Петербург у Достоевского лишен торжественности, величия и красоты. Это пыльный, душный город, без ярких цветов и свежего воздуха.
Фото:Playground
Содержание романа концентрируется на проблемах этичности человеческих поступков. Следует ли при оценке действий учитывать намерения действующего? Имеет ли значение масштаб его личности? Есть ли у нравственных законов исключения или нет?
Раскольников проводит свой страшный «эксперимент» с целью доказать, что прекрасная цель может оправдать мерзкое средство, а великий человек «право имеет» на убийство. Автор же ведет скрытую полемику со своим персонажем. По мнению Достоевского, поступок может быть нравственным или безнравственным, а убийство всегда зло, не допуская из этих правил никаких исключений.
Писатель видит в «размывании» нравственных границ примету времени. Новые философские течения разрушают религиозное мировоззрение общества, что по мнению Достоевского, ведет к неминуемой катастрофе.
Удивительно, но Достоевский всю жизнь попрекающий европейскую цивилизацию в бездуховности, цинизме, атеизме, был и остается одним из главных европейских романистов XIX века. И во многом, он обязан этим «Преступлению и наказанию». В 80-ых годах XIX века, когда появляются переводы на немецкий, французский, итальянский языки роман становится одним из самых популярных в Европе.
Во Франции появляются многочисленные произведения, созданные под влиянием «Преступления и наказания». Тут и Поль Бурже с романом «Ученик», Швоб с «Книгой Монеллы», а в следующем веке книга Достоевского окажет влияние на Альбера Камю и Андре Жида.
В Италии «по мотивам Достоевского» будут писать Габриеле Д’Аннунцио и Луиджи Капуаны. Огромной известностью роман пользовался и в Германии.
За внешней простотой романа скрывается целый пласт проблем, не потерявших актуальности и в наше время. В романе Достоевский впервые задает свой любимый вопрос: если Бога нет, то, что остановит человеческий эгоизм и жестокость? Для него этические нормы также абсолютны, как физические законы. Нет и не может быть областей или людей, для которых отменена гравитация или заповедь «Не убий».