Рады, что вам понравилась статья 😊
Узнайте о символизме в литературе Серебряного века.
Символизм — одно из ключевых направлений литературы Серебряного века, связанное с поиском высших смыслов и выражением мира через образы. В данной статье мы расскажем об особенностях символизма, его влиянии на русскую литературу, творчество таких авторов, как Александр Блок, Андрей Белый и Валерий Брюсов. Также вы узнаете о тематическом богатстве и значении символизма в искусстве начала XX века.
На написание этой статьи у копирайтера, редактора, контент-менеджера и эксперта-филолога ушло 45 человеко-часов.
🤔 ОпределениеСимволизм — это одно из важнейших литературных направлений, которое зародилось в конце XIX века и оказало значительное влияние на мировую и русскую литературу.
Это движение стало отражением духовных и философских поисков эпохи, стремления уйти от материального к высшему, метафизическому пониманию мира.
Символизм возник во Франции в 1860–1870-х годах как реакция на реализм и натурализм, которые, по мнению символистов, слишком сосредоточивались на материальной стороне жизни, игнорируя духовную. Первые идеи символизма сформулировал французский поэт Шарль Бодлер в своем сборнике «Цветы зла», где он использовал символы для выражения сложных эмоций и скрытых смыслов.
Позже символизм нашел отклик в произведениях таких французских авторов, как Поль Верлен, Стефан Малларме и Артюр Рембо. Они утверждали, что искусство должно стремиться не к воспроизведению реальности, а к передаче ее духовной сущности через символы.
В конце XIX века символизм проник в другие страны, включая Россию, где это направление стало одной из центральных тем в литературе Серебряного века.
Символизм в литературе отличался рядом характерных черт, которые выделяют его среди других направлений.
Символизм оказал огромное влияние на развитие мировой и русской литературы. Он изменил представление об искусстве, показав, что литература может быть способом исследования духовного мира и поиска высших смыслов. Это направление подготовило почву для возникновения новых течений, таких как акмеизм и футуризм, и оставило значительное наследие в культуре XX века.
Символизм стал центральным направлением русской литературы в эпоху Серебряного века, охватывая период с конца XIX века до начала XX века. Это литературное течение, проникнутое мистицизмом и философией, сформировало уникальный художественный язык, который повлиял на развитие русской культуры и литературы.
Русский символизм развивался в два этапа: ранний символизм (1890-е годы) и поздний символизм (1900–1910-е годы).
Ключевые представители русского символизма:
А. Блок отрывок из поэмы «Двенадцать»:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате — плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий — раздет, разут...
Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
— Ох, Матушка-Заступница!
— Ох, большевики загонят в гроб!
Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А это кто? — Длинные волосы
И говорит вполголоса:
— Предатели!
— Погибла Россия!
Должно быть, писатель —
Вития...
А вон и долгополый —
Сторонкой — за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
— Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И — бац — растянулась!
Ай, ай!
Тяни, подымай!
Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит,
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию»...
И слова доносит:
... И у нас было собрание...
... Вот в этом здании...
... Обсудили —
Постановили:
На время — десять, на ночь — двадцать пять...
... И меньше — ни с кого не брать...
... Пойдем спать...
Поздний вечер.
Пустеет улица.
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер...
Эй, бедняга!
Подходи —
Поцелуемся...
Хлеба!
Что впереди?
Проходи!
Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
Товарищ! Гляди
В оба!
А. Белый отрывок из романа «Петербург»:
Аполлон Аполлонович Аблеухов был весьма почтенного рода: он имел своим предком Адама. И это не главное: несравненно важнее здесь то, что благородно рожденный предок был Сим, то есть сам прародитель семитских, хесситских и краснокожих народностей. Здесь мы сделаем переход к предкам не столь удаленной эпохи. Эти предки (так кажется) проживали в киргиз-кайсацкой орде, откуда в царствование императрицы Анны Иоанновны доблестно поступил на русскую службу мирза Аб-Лай, прапрадед сенатора, получивший при христианском крещении имя Андрея и прозвище Ухова. Так о сем выходце из недр монгольского племени распространяется Гербовник Российской Империи. Для краткости после был превращен Аб-Лай-Ухов в Аблеухова просто. Этот прапрадед, как говорят, оказался истоком рода.
В. Брюсов стихотворение «Инкогнито»:
Порой любовь проходит инкогнито,
В платье простом и немного старомодном.
Тогда ее не узнает никто.
С ней болтают небрежно и слишком свободно.
Это часто случается на весеннем бульваре, и
У знакомых в гостиной, и в фойе театральном;
Иногда она сидит в деловой канцелярии,
Как машинистка, пишет, улыбаясь печально.
Но у нее на теле, сквозь ткани незримый нам,
Пояс соблазнов, ею не забытый.
Не будем придирчивы к былым именам, —
Все же часто сидим мы пред лицом Афродиты.
А маленький мальчик, что в детской ревности
Поблизости вертится, это — проказливый Амор.
Колчан и лук у него за спиной, как в древности;
Через стол он прицелится, опираясь на мрамор.
Что мы почувствуем? Укол, ощутимый чуть,
В сердце. Подумаем: признак энкардита.
Не догадаемся, домой уходя, мы ничуть,
Что смеется у нас за спиной Афродита.
Но если ты сразу разгадаешь инкогнито,
По тайным признакам поймешь, где богиня, —
В праведном ужасе будь тверд, не дрогни, не то
Стрела отравленная есть у ее сына.
В. Иванов стихотворение «Счастье»:
Солнце, сияя, теплом излучается:
Счастливо сердце, когда расточается.
Счастлив, кто так даровит
Щедрой любовью, что светлому чается,
Будто со всем он живым обручается.
Счастлив, кто жив и живит.
Счастье не то, что годиной случается
И с мимолетной годиной кончается:
Счастья не жди, не лови.
Дух, как на царство, на счастье венчается,
В счастье, как в солнце, навек облачается:
Счастье — победа любви.
З. Гиппиус стихотворение «Снежные хлопья»
Глухим путем, неезженным,
На бледном склоне дня
Иду в лесу оснеженном,
Печаль ведет меня.
Молчит дорога странная,
Молчит неверный лес…
Не мгла ползет туманная
С безжизненных небес —
То вьются хлопья снежные
И, мягкой пеленой,
Бесшумные, безбрежные,
Ложатся предо мной.
Пушисты хлопья белые,
Как пчел веселых рой,
Играют хлопья смелые
И гонятся за мной,
И падают, и падают…
К земле все ближе твердь…
Но странно сердце радуют
Безмолвие и смерть.
Мешается, сливается
Действительность и сон,
Все ниже опускается
Зловещий небосклон —
И я иду и падаю,
Покорствуя судьбе,
С неведомой отрадою
И мыслью — о тебе.
Люблю недостижимое,
Чего, быть может, нет…
Дитя мое любимое,
Единственный мой свет!
Твое дыханье нежное
Я чувствую во сне,
И покрывало снежное
Легко и сладко мне.
Я знаю, близко вечное,
Я слышу, стынет кровь…
Молчанье бесконечное…
И сумрак… И любовь.
Русский символизм охватывал широкий спектр тем, включая любовь, смерть, природу, апокалипсис и духовный поиск. Авторы часто использовали сложные образы, которые имели многозначный характер. Например, свет мог символизировать истину, возрождение или божественное начало, а тьма — неведение, страх или разрушение.
Особое место занимала тема искусства как пути к постижению высшего смысла. Символисты рассматривали творчество как способ соединения материального и духовного миров.
Русский символизм оказал глубокое и многогранное влияние на развитие литературы, искусства и философии в России и за ее пределами. Это направление не только изменило представление о поэзии и прозе, но и сформировало основу для новых творческих течений, таких как акмеизм и футуризм.
Одним из ключевых вкладов символизма стало переосмысление роли искусства. Символисты утверждали, что искусство — это не просто отражение реальности, а способ проникновения в высшие духовные сферы. Это новое понимание вдохновило многих поэтов и писателей, которые стремились передать через свои произведения глубину и многозначность скрытого мира.
Символизм значительно расширил границы языка и художественного выражения. Поэты и писатели этого направления использовали символы, метафоры, музыкальные ритмы и сложные образы для создания произведений, которые требовали от читателя глубокой интерпретации и участия. Эта эстетическая смелость повлияла на формирование новых литературных стилей и жанров.
Музыкальность и ритмическая структура, свойственные поэзии символистов, оказали влияние на развитие литературы в XX веке. Эти черты были переняты акмеистами и футуристами, которые, хотя и критиковали символизм, использовали его художественные находки. Символизм также вдохновил таких композиторов, как Александр Скрябин, который через музыку стремился выразить мистические идеи.
Философский аспект символизма сыграл важную роль в формировании мировоззрения Серебряного века. Символисты ввели в литературу темы, связанные с поиском смысла жизни, апокалиптическими видениями и духовным обновлением. Их влияние ощутимо в творчестве многих философов и писателей, таких как Николай Бердяев и Дмитрий Мережковский.
Русский символизм оставил значительное наследие и в области театра. Символистские идеи, воплощенные Вячеславом Ивановым и Александром Блоком, вдохновили режиссеров на создание спектаклей, наполненных символикой, мистической атмосферой и экспериментальной эстетикой. Это заложило основу для нового подхода к драматургии и сценическому искусству.
Даже после завершения эпохи Серебряного века идеи символизма продолжали жить. Они оказали влияние на мировую литературу, искусство и философию, став источником вдохновения для многих поколений творцов. Символизм не только обогатил русскую культуру, но и стал одним из главных мостов между русским искусством и мировым культурным процессом.
Русский символизм Серебряного века стал ярким отражением духовных и культурных поисков эпохи. Он объединил мистицизм, философию и глубокую эмоциональность, создав произведения, которые продолжают вдохновлять читателей и сегодня. Символизм не только изменил русскую литературу, но и открыл новые горизонты для искусства, подчеркнув его роль в постижении высших смыслов.