22.08.2024
#Русский язык
42

Античная хрия в современности: термин, структура, написание

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. История возникновения хрии
  2. Пример современного определения хрии 
  3. Как правильно составлять хрию 
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

История возникновения хрии

🤔 Определение

 Хрия (или хрии) — это форма риторического упражнения, возникшая в древнегреческой и римской образовательной традиции. Хрия представляла собой краткое изречение, приписываемое известному мудрецу, и использовалась как основа для развития риторических навыков у студентов.

Цель упражнения заключалась в том, чтобы ученик развивал свои аргументы и риторическое мастерство, разъясняя и комментируя смысл данного изречения.

Истоки хрии восходят к древнегреческой образовательной системе, особенно к риторике, которая была одной из важнейших дисциплин в школах античной Греции и Рима. Первоначально хрии использовались как средство тренировки в публичных выступлениях и для формирования навыков аргументации.

Ученикам предлагалось взять высказывание известного мудреца или мифологического персонажа и развернуть его в структурированную речь. Обычно структура хрии включала несколько этапов: утверждение, объяснение, примеры, контраргументы и вывод. Эти упражнения помогали ученикам развивать критическое мышление, искусство убеждения и способность строить логически последовательные аргументы.

Со временем хрии стали неотъемлемой частью риторического обучения и получили распространение в различных образовательных системах античного мира. В эпоху Возрождения интерес к античной риторике возродился, и хрии снова начали активно использоваться в европейских школах.

В современности хрии как риторическая практика могут быть изучены в контексте истории риторики и классической литературы, а также применяться в образовательных методиках, направленных на развитие навыков публичных выступлений и критического мышления.

Пример современного определения хрии 

В современных учебных книгах хрия — «рассуждение». Цель — доказать, объяснить, опровергнуть начальный тезис, высказывание, положение. Это исключительно связные и логические выводы, которые формируются исходя из заданного тезиса. Они следуют в определенном порядке.  

В учебном пособии «Риторика» Н. Ф. Кошанского хрия рассматривалась как частная комбинация.  Этот учебник был популярен в свое время: по нему преподавали в университетах до наступления февральской революции в стране. 

Пример современного определения хрии

Фото: Нейроплод 

Хрия, как часть структуры текста, есть во всех текстах-рассуждениях. В статьях, научных текстах и в художественных произведениях прослеживается цепочка утверждений и их доказательная база. Изучение классических структур хрии важно для всех, кто хочет научится составлять аргументированные тексты, речи. Выделяют два основных типа. Поговорим о них подробнее. 

Структура строгой (классической) или прямой хрии 

Строгая хрия по-другому именуется как прямая, либо классическая. Ее особенность — она имеет жесткую структуру, так как включает ряд основополагающих элементов, которые идут друг за другом. Носит название прямой, так как рассуждение строится на основе выдвижения тезиса к его прямому обоснованию. Классическая структура в современных учебниках включает:

  1. Приступ (вступление) — восхваление автора цитаты, высказывание, чтобы заинтересовать слушателя. В древней Греции предметом рассуждения явились слова известного человека. Это помогало заставить людей слушать. В современности приступ преследует ту же цель — заинтересовать потенциальных читателей, или слушателей. Сейчас при составлении вступления уместно использовать иллюстрации, которые связаны с тезисом, демонстрировать короткий видеоролик, приводить факты. 
  2. Парафразис — включает элементы, необходимые для развернутого объяснения утверждения. 
  3. Заключение – финальная часть. Это вывод относительно всего рассуждения. Здесь оратор может позволить себе высказать личное отношение к высказыванию, дать напутствие аудитории. 

Парафразис состоит из целого ряда элементов:

  • Обоснование — почему выдвинутое утверждение верно. 
  • Опровержение тезиса — автор приводит возражения, которые могут возникнуть у слушателей, читателей в процессе. 
  • Аналогия — автор приводит аналогию между утверждением и известными фактами, ситуациями, которые схожи по содержанию с выступлением. 
  • Наличие примера-иллюстрации — взяты из литературы, научных трудов, изречений. Самые достоверные — это те, что взяты из истории. 
  • Отсылка на изречение авторитетных лиц — должны подтвердить высказывание, рассуждение. 

Структура нестрогой (свободной) хрии

В свободной хрии действует принцип «от аргументации к утверждению тезиса».  Этот вариант используется, когда тезис является новым и парадоксальным. С помощью нестрогой хрии аудиторию подготавливают к принятию новых фактов. Другие варианты названия — индуктивное, сократовское рассуждение. Структура свободной хрии:

  1. Приступ (вступление) — имеет аналогичное содержание, и аналогичную цель, что и у строгой хрии. Приступ предназначен для привлечения внимания слушателей, читателей. 
  2. Доказательство, либо аргумент, опровергающий основной тезис. 
  3. Связь — автор может использовать искусственную связь, либо логический мостик. Это приводит адресата к мысли, в которой необходимо убедить. 
  4. Формулировка тезиса (основной мысли, которая лежит в основе хрии) — исходя из вышесказанных слов, автор как-бы логически приходит к мысли, в которой хочет убедить адресата. 
  5. Заключение — финальная часть. Направлена на формирование мысли автора обо всех вышесказанном. 

Свободная хрия — это частый прием в судебных выступлениях, его используют коучи и тренеры по личностному росту. Свободную хрию можно встретить в книгах по психологии, в научно-популярных изданиях. 

Структура нестрогой (свободной) хрии

Фото: Нейроплод 

Как правильно составлять хрию 

Хрия – вид риторического упражнения, который составляется по схеме. Чтобы легче было написать свою первую классическую или свободную хрию, берите за основу примеры, которые уже созданы на основе четких структур. 

Написание классической хрии 

Возьмем для примера высказывание: «Учение — свет, а неученье — тьма».

Это высказывание заслуживает похвалы, поскольку оно ясно передает важность образования. Как свет освещает путь в темноте, так и знание освещает наш разум, направляя нас на верный путь и открывая двери к истине.

В этой фразе утверждается, что образование приносит ясность и понимание, тогда как его отсутствие приводит к неведению и ошибкам. Знание позволяет человеку видеть дальше, понимать мир и принимать обоснованные решения. Невежество же оставляет человека в темноте, делая его неспособным различать добро и зло, истину и ложь.

Если бы люди оставались в невежестве, они бы оставались во тьме, лишенной понимания и прогресса. В таком обществе царила бы дезориентация и хаос.

История показывает, что те цивилизации, которые ценили образование, добивались больших успехов. Древняя Греция, например, достигла выдающихся высот в философии, науках и искусствах благодаря уважению к знаниям.

Таким образом, образование действительно можно сравнить со светом, который направляет и просвещает человека, помогая ему расти и развиваться. Те, кто стремятся к знаниям, двигаются вперед, тогда как невежды остаются в тьме.

Создание свободной хрии

Свободная хрия — это форма риторического упражнения, которая, в отличие от классической хрии, не строго следует установленной структуре, но всё же сохраняет основные элементы аргументации и размышления вокруг определенного тезиса или высказывания. 

Пример свободной хрии на тему «Время — лучший учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников».

Высказывание затрагивает глубокую истину о природе человеческого опыта и мудрости. Жизнь учит нас через череду событий, испытаний и решений. Именно через пройденные трудности мы обретаем настоящие знания и понимание, осознаем, что ценно, а что нет. Время, подобно строгому наставнику, приводит нас к истине, но делает это методами, которые иногда могут показаться суровыми.

Однако, как ни парадоксально, время, давая нам уроки, одновременно отбирает у нас то, что оно само же нам преподало. В каждом жизненном уроке есть нечто временное, каждый миг уходит, оставляя лишь воспоминания и опыт. Как только мы начинаем постигать смысл того или иного этапа жизни, он уже сменяется новым, с новыми вызовами и вопросами.

Задумавшись над этим, можно прийти к выводу, что несмотря на неизбежность конечности нашего времени, его уроки бесценны. Важно ценить каждое мгновение, извлекать из него максимум пользы и учиться, пока есть возможность. В этом и состоит величие времени как учителя — оно учит нас жизни, даже если забирает ее по кусочкам.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту