16.07.2024
#Социология
42

Что такое личностная социализация: основные стадии и понятие

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Социализация личности: коротко о главном
  2. Этапы по А.В. Петровскому
  3. Этапы по Колбергу
  4. Стадии процесса социализации личности по Эриксону
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Социализация личности: коротко о главном

Социализация личности – это процесс взаимодействия человека с обществом, в результате которого он осваивает социальные нормы, ценности и общепринятые правила поведения. В ходе этого процесса формируется личность, определяются ее социальные роли и функции в обществе. Социализация начинается с раннего детства и длится на протяжении всей жизни, влияя на поведение, мировоззрение и отношения человека с окружающим миром.

Понятие термина

Определение №1 Социализация – навыки человека контактировать с окружающим миром, благодаря которому он формирует свое мировоззрение, усваивает ценности и занимает свое место в мире. 

Социализация личности имеет огромное значение, поскольку она формирует основу для социальной адаптации человека и его успешного взаимодействия с обществом. В процессе социализации человеку передается социокультурный опыт, необходимый для эффективного функционирования в различных сферах жизни: в семье, в учебе, на работе, в общественной сфере. Социализация также способствует развитию социальных навыков, коммуникации, самосознания и саморегуляции личности. Благодаря процессу социализации человек становится способным адаптироваться к разнообразным социальным ситуациям, строить отношения с другими людьми, развиваться и учиться на протяжении всей жизни.В нее входит множество аспектов, таких как обучение, воспитание, социальное взаимодействие, адаптация к культуре и традициям сообщества.Некоторые интересные факты:

 

  1. Функция этого процесса заключается в принятии и внутреннем осознании социальных ролей, которые определяют ожидаемое поведение человека в обществе.
  2. Окружение, включая семью, школу, друзей, медиа и другие институты, оказывает значительное воздействие на процесс социализации и формирование личности.
  3. Через социализацию индивид получает опыт восприятия и приема социальных норм и ценностей общества, что определяет его поведение и убеждения.

 

Личность также способна воздействовать на свой собственный процесс социализации путем развития, самопознания и самоанализа, что способствует формированию индивидуальной и автономной личности.


Этапы социализации

Существует несколько основных этапов:

  1. Первичная социализация. Происходит в детстве и подростковом возрасте под влиянием семьи, родственников и близких друзей. На этом этапе формируются основные навыки, ценности и представления о мире.
  2. Социализация в учебном заведении. Включает в себя обучение в школе, профессиональном учебном заведении или университете. Человек учится взаимодействовать с различными социальными группами и развивает навыки работы в коллективе.
  3. Социализация на работе. Когда человек начинает работать, он сталкивается с новыми социальными ролями, нормами поведения и профессиональными требованиями. Здесь он учится адаптироваться к работе в коллективе, решать конфликты и взаимодействовать с коллегами.

Также существует общественная социализация. Происходит на протяжении всей жизни через участие в общественной жизни, культурных событиях и общении с людьми из различных социальных кругов. Человек учится принимать участие в общественной жизни, выстраивать отношения с людьми разного возраста, профессии и культурного происхождения.

Типы и фазы социализации

Существует несколько разновидностей социализации:

  • Формальная социализация: происходит в образовательных учреждениях, на работе, в армии и других институтах.
  • Неформальная социализация: происходит в повседневной жизни через общение с семьей, друзьями, коллегами и общественными группами.

Фазы социализации:

  • Примитивная фаза: начинается с рождения и представляет собой первоначальное усвоение общественных норм и ценностей.
  • Произвольная фаза: связана с более систематическим обучением нормам и правилам общества через формальные институты.
  • Пост-социальные фазы: включают в себя более сложные процессы адаптации и взаимодействия с различными социальными группами.

Каждый человек проходит через эти типы и фазы социализации, формируя свою личность и интегрируясь в общество.

Этапы по А.В. Петровскому

Социализация по Александру Васильевичу Петровскому, советскому психологу и педагогу, проходит через ряд этапов, закрепленных в его теории:

  1. Пре-социализация: начинается с момента рождения и длится примерно до 3 лет. В этот период формируются первичные социальные навыки и устанавливаются первичные социальные связи.
  2. Предшкольный период: от 3 до 6 лет. В это время ребенок начинает контактировать с другими детьми и воспитателями в детском саду или семье, закладываются основы социальных навыков и моральных ценностей.
  3. Школьный период: процесс социализации усиливается в школе, где дети общаются с большим количеством сверстников и учителей. Здесь развиваются социальное взаимодействие, образовательные ценности и культурные стандарты.
  4. Подростковый период: самый сложный период, когда молодые люди определяют свое место в обществе, формируют личность и социальную роль, преодолевая вызовы самоидентификации.
  5. Взрослая жизнь: на этом этапе социализация направлена на профессиональное и социальное становление, а также на установление стабильных социальных связей в обществе.

Эти этапы необходимы для полноценного развития личности и успешной адаптации в обществе, где человек живет.

Этапы по Колбергу

Сюда входят:

1. Предконвенциональный уровень:

  • Стадия 1: послушание и наказание – ориентация на избегание наказания.
  • Стадия 2: индивидуальный интерес – ориентация на получение выгоды в обмен на услугу.

2. Конвенциональный уровень:

  • Стадия 3: согласование и доброе отношение – желание угодить и получить одобрение окружающих.
  • Стадия 4: закон и порядок – соблюдение закона, поддержание общественного порядка.

3. Постконвенциональный уровень:

  • Стадия 5: социальный контракт и права – признание различий между моралью и законом, уважение прав и ценностей.
  • Стадия 6: принципиальность – принципиальное соблюдение универсальных принципов справедливости, независимо от общественного консенсуса.

Кольберг утверждал, что люди проходят через эти уровни морального развития, формируя свои взгляды на социальную справедливость и этические нормы.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону

Эриксон выделил восемь стадий психосоциального развития личности, связанных с конфликтами, которые необходимо преодолеть. Эти стадии простираются от раннего детства до зрелого возраста.

  1. Доверие к недоверию (0-1 год). Основное задание – научиться доверять окружающим людям и миру.
  2. Автономия против сомнения и стыда (1-3 года). Ребенок начинает проявлять самостоятельность и уверенность в себе.
  3. Инициатива против вины (3-5 лет). Появляется стремление к действиям и инициативе, что может приводить к ощущению вины в случае неудач.
  4. Усилия против нищеты (6-11 лет). Важно развивать чувство компетентности, иначе возникает ощущение неполноценности.
  5. Идентичность против ролевой рассеянности (12-18 лет). Возникает поиск личной идентичности и места в обществе.
  6. Близость против изоляции (18-40 лет). Человек стремится к близким отношениям с другими людьми.
  7. Продуктивность против застоя (40-65 лет). Важно быть продуктивным и оставить след в обществе.
  8. Целостность против отчуждения (старческий возраст). Появляются вопросы о смысле жизни, самооценке и принятии смерти.

Эти стадии формируют личность и влияют на способы взаимодействия человека с миром.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту