Социализация личности: коротко о главном
Социализация личности – это процесс взаимодействия человека с обществом, в результате которого он осваивает социальные нормы, ценности и общепринятые правила поведения. В ходе этого процесса формируется личность, определяются ее социальные роли и функции в обществе. Социализация начинается с раннего детства и длится на протяжении всей жизни, влияя на поведение, мировоззрение и отношения человека с окружающим миром.
Понятие термина
Определение №1 Социализация – навыки человека контактировать с окружающим миром, благодаря которому он формирует свое мировоззрение, усваивает ценности и занимает свое место в мире.
Социализация личности имеет огромное значение, поскольку она формирует основу для социальной адаптации человека и его успешного взаимодействия с обществом. В процессе социализации человеку передается социокультурный опыт, необходимый для эффективного функционирования в различных сферах жизни: в семье, в учебе, на работе, в общественной сфере. Социализация также способствует развитию социальных навыков, коммуникации, самосознания и саморегуляции личности. Благодаря процессу социализации человек становится способным адаптироваться к разнообразным социальным ситуациям, строить отношения с другими людьми, развиваться и учиться на протяжении всей жизни.В нее входит множество аспектов, таких как обучение, воспитание, социальное взаимодействие, адаптация к культуре и традициям сообщества.Некоторые интересные факты:
- Функция этого процесса заключается в принятии и внутреннем осознании социальных ролей, которые определяют ожидаемое поведение человека в обществе.
- Окружение, включая семью, школу, друзей, медиа и другие институты, оказывает значительное воздействие на процесс социализации и формирование личности.
- Через социализацию индивид получает опыт восприятия и приема социальных норм и ценностей общества, что определяет его поведение и убеждения.
Личность также способна воздействовать на свой собственный процесс социализации путем развития, самопознания и самоанализа, что способствует формированию индивидуальной и автономной личности.
Этапы социализации
Существует несколько основных этапов:
- Первичная социализация. Происходит в детстве и подростковом возрасте под влиянием семьи, родственников и близких друзей. На этом этапе формируются основные навыки, ценности и представления о мире.
- Социализация в учебном заведении. Включает в себя обучение в школе, профессиональном учебном заведении или университете. Человек учится взаимодействовать с различными социальными группами и развивает навыки работы в коллективе.
- Социализация на работе. Когда человек начинает работать, он сталкивается с новыми социальными ролями, нормами поведения и профессиональными требованиями. Здесь он учится адаптироваться к работе в коллективе, решать конфликты и взаимодействовать с коллегами.
Также существует общественная социализация. Происходит на протяжении всей жизни через участие в общественной жизни, культурных событиях и общении с людьми из различных социальных кругов. Человек учится принимать участие в общественной жизни, выстраивать отношения с людьми разного возраста, профессии и культурного происхождения.
Типы и фазы социализации
Существует несколько разновидностей социализации:
- Формальная социализация: происходит в образовательных учреждениях, на работе, в армии и других институтах.
- Неформальная социализация: происходит в повседневной жизни через общение с семьей, друзьями, коллегами и общественными группами.
Фазы социализации:
- Примитивная фаза: начинается с рождения и представляет собой первоначальное усвоение общественных норм и ценностей.
- Произвольная фаза: связана с более систематическим обучением нормам и правилам общества через формальные институты.
- Пост-социальные фазы: включают в себя более сложные процессы адаптации и взаимодействия с различными социальными группами.
Каждый человек проходит через эти типы и фазы социализации, формируя свою личность и интегрируясь в общество.
Этапы по А.В. Петровскому
Социализация по Александру Васильевичу Петровскому, советскому психологу и педагогу, проходит через ряд этапов, закрепленных в его теории:
- Пре-социализация: начинается с момента рождения и длится примерно до 3 лет. В этот период формируются первичные социальные навыки и устанавливаются первичные социальные связи.
- Предшкольный период: от 3 до 6 лет. В это время ребенок начинает контактировать с другими детьми и воспитателями в детском саду или семье, закладываются основы социальных навыков и моральных ценностей.
- Школьный период: процесс социализации усиливается в школе, где дети общаются с большим количеством сверстников и учителей. Здесь развиваются социальное взаимодействие, образовательные ценности и культурные стандарты.
- Подростковый период: самый сложный период, когда молодые люди определяют свое место в обществе, формируют личность и социальную роль, преодолевая вызовы самоидентификации.
- Взрослая жизнь: на этом этапе социализация направлена на профессиональное и социальное становление, а также на установление стабильных социальных связей в обществе.
Эти этапы необходимы для полноценного развития личности и успешной адаптации в обществе, где человек живет.
Этапы по Колбергу
Сюда входят:
1. Предконвенциональный уровень:
- Стадия 1: послушание и наказание – ориентация на избегание наказания.
- Стадия 2: индивидуальный интерес – ориентация на получение выгоды в обмен на услугу.
2. Конвенциональный уровень:
- Стадия 3: согласование и доброе отношение – желание угодить и получить одобрение окружающих.
- Стадия 4: закон и порядок – соблюдение закона, поддержание общественного порядка.
3. Постконвенциональный уровень:
- Стадия 5: социальный контракт и права – признание различий между моралью и законом, уважение прав и ценностей.
- Стадия 6: принципиальность – принципиальное соблюдение универсальных принципов справедливости, независимо от общественного консенсуса.
Кольберг утверждал, что люди проходят через эти уровни морального развития, формируя свои взгляды на социальную справедливость и этические нормы.
Стадии процесса социализации личности по Эриксону
Эриксон выделил восемь стадий психосоциального развития личности, связанных с конфликтами, которые необходимо преодолеть. Эти стадии простираются от раннего детства до зрелого возраста.
- Доверие к недоверию (0-1 год). Основное задание – научиться доверять окружающим людям и миру.
- Автономия против сомнения и стыда (1-3 года). Ребенок начинает проявлять самостоятельность и уверенность в себе.
- Инициатива против вины (3-5 лет). Появляется стремление к действиям и инициативе, что может приводить к ощущению вины в случае неудач.
- Усилия против нищеты (6-11 лет). Важно развивать чувство компетентности, иначе возникает ощущение неполноценности.
- Идентичность против ролевой рассеянности (12-18 лет). Возникает поиск личной идентичности и места в обществе.
- Близость против изоляции (18-40 лет). Человек стремится к близким отношениям с другими людьми.
- Продуктивность против застоя (40-65 лет). Важно быть продуктивным и оставить след в обществе.
- Целостность против отчуждения (старческий возраст). Появляются вопросы о смысле жизни, самооценке и принятии смерти.
Эти стадии формируют личность и влияют на способы взаимодействия человека с миром.