Рады, что вам понравилась статья 😊
Французский ученый, первым основавший социологическую школу на своей родине, Эмиль Дюркгейм первым попробовал сформулировать и конкретизировать предмет изучения социологических наук — социальную сферу. Он выделял социологизм как один из основных научных методов познания и добивался признания этой области как полноценной науки.
Будущий ученый родился 15 апреля 1858 года в семье верующих евреев на северо-востоке Франции (город Эпиналь). Его отец был потомственным раввином — религиозным наставником и учителем. С самого детства Эмиля готовили к продолжению деятельности отца и прививали религиозные ценности. Мальчика отдали в раввинскую школу, там он изучал древнееврейский язык, Торе и Талмуду.
После смерти отца Эмиль отказался от религиозный традиций семьи. К подобному решению могла иметь отношение учитель-католик в его школе, поскольку еще некоторое время после смены образовательного учреждения он интересовался католицизмом. В то время также происходили процессы разложения еврейских общений, ослабление религиозной нетерпимости и развитие ассимиляционных процессов. Однако Эмиль так и не стал ни католиком, ни атеистом, уже с юношества придерживаясь агностических взглядов.
При этом воспитание в религиозной семье сказалось на его взглядах: Дюркгейм описывал значимость социальной и нравственной роли религии, рассматривая ее как часть социальной науки.
Продолжить обучение у Эмиля получилось только с третьего раза. В 1879 году Дюркгейм начал высшее обучение в Нормальной школе Парижа. С его курса выйдут сразу несколько деятелей: Анри Бергсон, Жан Жорес.
Эмиль вдохновлялся такими учеными как: Э. Бугру, Фюстель де Куланж. Также он проявлял интерес к учениям Огюста Конта и Герберта Спенсера. При этом отдельных предметов, рассматривающих проблемы общества в учреждениях Франции тогда еще не существовало, поэтому француз уделял основное внимание философии и психологии.
Многие гипотезы Эмиля стали продолжением учений Огюста Конта: от взглядов о положении до истории возникновения социологии в качестве научной дисциплины. Особое значение в своих работах Дюркгейм отдавал позиционированию объекта социологии и определению предмета — социальных фактов. Эта проблема понимается в том или ином виде во всей деятельности ученого.
Эмиль рассматривал социальный факт как фундамент жизни общества, который нельзя причислить ни к физическим, ни к экономическим, ни к психологическим реалиям, и которые нужно расценивать отдельно. Они являются общественными нормами, ценностями, обычаями, институтами — коллективными представлениями, которые распространены в обществе и образуют основу социальной жизни.
Главными характеристиками соц. фактора являются:
Все социальные факты Дюркгейм классифицировал на два типа: морфологические и духовные. К первым относятся факты, которые представляют материальную основу общества — количество контактов, их интенсивность, особенности социальных групп и другое. К духовным относились социальные факты формирующие коллективное сознание.
Так, Эмиль Дюркгейм занимался исследованием именно второй группы: духовных соц. фактов и считал что за ними главенствующее значение.
Ключевой работой Эмиля стал «Метод социологии», изданный в 1898 году. Этот труд собрал уникальные взгляды на социологию в качестве научного исследования социальных фактов. В этом же произведении социальный факт становится основным понятием его теории. Помимо этого ученый занимался изучением проблем религии и ее места в социологии, а также исследовал причины суицида.
Эмиль Дюркгейм добивался того, чтобы социология воспринималась как академическая дисциплина. Он не только конкретизировал формулировку предмета социологии, но и разработал методологию социологических исследований.
В отличие от марксистской теории, Дюркгейм сосредоточился на субъективизации социальной деятельности, ее структуризации. Так, он выделил несколько структурных элементов:
При этом понятие общества по мнению Дюркгейма тоже приобрело изменения. Для него это была система соц. фактов и их взаимодействий между собой. А ключевым аспектом являлись субъективным факты.
Они представляют собой группу социальных норм, которые оказывают принудительное воздействие на поведение людей. Благодаря этому рождаются общественные взаимосвязи. Эти факты формируют общественное сознание — основа деятельности данной области. Именно на него направлен социологический анализ и основы коллективного развития.
Дюркгейм также полагал, что переворот не может решить проблемы в социальных системах. Чтобы изменить их за политическими изменениями обязательно должны следовать социальные — именно они влияют на нравственные ценности общества и формируют духовные социальные факты.
Таким образом учение об обществе и социальных фактах послужило основой для современных социологических теорий, к примеру, структурно-функционального анализа.
Ученого заинтересовала разница в показателях суицида между протестантами и католиками. Воспользовавшись данными предыдущих исследований, Дюркгейм изучал причины самоубийства и явления, характерные для общества в целом.
В результате его работы в 1897 году вышла книга «Самоубийство», в которой он объяснил разницу в численном количестве самоубийств более сильным социальным контролем в католических сообществах.
Особое значение во взглядах Дюркгейма занимала религия. И хотя всю свою жизнь он оставался агностиком, религия для него — продукт развития социума. Он изучил историю становления различных религий и выразил мнение, что объектом каждого религиозного культа является социум. При этом их деятельность направлена на формирование коллективной общности, очерчиванию идеалов, функия которых бы заключалась в поощрении социального развития.
Таким образом, религия по мнению Эмиля несет функцию сбережения нравственных ценностей, помощи в формировании личности, становлении позитивной солидарности и развитию общества. При этом необходимо именно социальная религия.
В основе теоретико-методологической базы концепций Эмиля лежал социологизм — разновидность социального реализма, в котором первостепенное значение, объясняющее бытие человека и его среды имеет социальная реальность и социологические методы.
Таким образом ученый сделал вывод, что каждый человек подвергается моральному и физическому давлению общества. А сам человек состоит не только из индивидуальной части, которая отвечает за жизнедеятельность организма и рассматривающаяся биологией, но и социальной частью. Последняя представляет реальность социума — морального и интеллектуального порядка.
При этом в социологизме ученый выделил два аспекта:
Именно социум является базой общественной жизни, без него, по мнению Дюркгейма, невозможно существование политики, морали, религии и других институтов. Согласно основной идее социологизма, Эмиль объяснял социальное с помощью социального, при этом значимость других факторов в его глазах была значительно меньше.
Одной из центральных проблем в творчестве Эмиля Дюркгейма стала социальная солидарность. Это явление, формирующее общественное целое, сближающее общество. Чем выше уровень социальной сплоченности, тем прогрессивнее общества. При этом возникает естественный процесс разделения труда, который необходим для согласия (солидарности) всех членов общества. Такая солидарность возникает в виде двух форм: механической и органической.
Первый вид был распространен в старых общинах, где существовало социальное равенство, строгая система. Любое девиантное, нестандартное поведение влекло жестокое наказание. Так, не могла развиваться индивидуальность человека и полноценно развиваться общество.
Для современного социума характерна органическая солидарность — социальный обмен и его результаты обоснованы потребностью людей друг в друге. Благодаря этому появляется обмен не только продуктами труда и деятельностью, но также обмен знаниями и навыками. Благодаря этому возникают обычаи, нормы, ритуалы, характерные для конкретных социальных групп.
Занявшись сбором и анализом статистики самоубийств в различных европейских странах, Дюркгейм хотел доказать, что причиной суицида выступает социологический аспект, опровергая биологические, психопатологические и психологические причины.
Основной теории стала гипотеза о том, что самоубийство как социальный факт, является продуктом тех явлений, которые возникают в результате социальных взаимодействий.
На основе своего исследования Эмиль пришел к выводу, что главной причиной самоубийств стало ослабление социальных связей и индивидуальная изоляция. При этом чем выше уровень социальной солидарности в группе, тем ниже риск суицида. В дальнейшем эта работа подверглась критике со стороны современников.
Уникальным на тот момент стал методологический подход Эмиля к рассматриванию религии. Не причисляя себя ни к одной вере, он оценивал религиозный аспект строго в рамках его воздействия на общества: формирования ценностей и влияния на отдельных индивидов. Он рассматривает конкурирующие теории тотемизма, анализирует исторические аспекты зарождения религий. В результате чего родилась гипотеза о том, что божественные силы возвышаются обществом.
Согласно ученому мораль является реальной, действенной и практической силой. Каждое социальное решение имело моральную окраску — основывалось на нравственный сторонах, убеждениях и основаниях. Таким образом мотивация социальных решений во многом была обусловлена моралью.
В результате Дюркгейм сделал вывод, что наиболее эффективны те социальные решения, которые затрагивают глубокие нравственные ценности общества.
Эмиль Дюркгейм также рассматривал и патологические состояния общества. Так возникло понятие аномия — патология общества, которое возникает в переходные и кризисные периоды. Когда прежние нормы и ценности уже утратили актуальность, при этом еще не сформировались новые. Такое состояние можно разрешить реформами, которые могут привести как к улучшению жизни, так и к экономическому краху.
При этом может возникать «коллективное возбуждение»: общество объединяется и одновременно передает одну идею или участвует в одной деятельности.
Оставив после себя обширное количество работ, концепций и теорий, Эмиль Дюркгейм внес огромный вклад в развитие социологии как академической науки и социальной школы в принципе. Основная школа продолжила распространение идей и концепций, поддерживала их даже на протяжении Первой и Второй мировых войн. Ученики в дальнейшем продолжили развивать отдельные направления в этой области, постепенно доводя ее до современной социологии и выступая в роли защитников теории своего наставника от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.
Так, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии, способствовал распространению количественного и структурно-функционального анализа, внес свою долю работы в развитие права и социологических аспектов религии. А его разработки в обществознании послужили основной многих социологических теорий.