26.10.2024
#доклад
#конференция
42

Функции и цели социализации личности

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Сущность социализации
  2. Факторы социализации
  3. Функции социализации
  4. Десоциализация и ресоциализация

На создание этой статьи у нашей команды ушло 28 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по социализации и контент-менеджер.

Сущность социализации

🤔 Определение

Социализация — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид осваивает социальные нормы, ценности, культуру и поведение, характерные для определенной социальной группы. Этот процесс начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни, формируя личность и определяя место человека в социуме.

Основные этапы социализации

  1. Предсоциальный этап. Этот этап начинается с рождения и продолжается до момента, когда индивид начинает активно взаимодействовать с окружающими. В этот период происходит первичное восприятие мира через чувства и ощущения.
  2. Первичная социализация. Происходит в семье, где ребенок получает первые знания о социальном окружении, усваивает языковые навыки и основные нормы поведения. Родители и близкие становятся основными объектами для подражания.
  3. Вторичная социализация. Этот этап наступает, когда индивид начинает взаимодействовать с более широкими социальными группами, такими как друзья, школы, коллеги. Здесь происходит углубленное понимание социальных ролей и норм, формирование идентичности.
  4. Рефлексивная социализация. На этом этапе индивид осознает и анализирует свои социальные роли, испытывает влияние общественного мнения и адаптируется к изменениям в социальной среде. Этот процесс может происходить в результате жизненных событий, например, смены профессии или переезда.

Факторы социализации

Социализация происходит под воздействием различных факторов:

  • Семья. Это первый и главный институт социализации, который формирует основы мировосприятия и поведенческие модели.
  • Образовательные учреждения. Школы и университеты предоставляют знания и обучают социальным навыкам, помогают развивать критическое мышление.
  • Сверстники. Друзья и одноклассники оказывают значительное влияние на формирование стиля общения, поведения и интересов.
  • Массовая культура и СМИ. Телевидение, интернет и социальные сети влияют на формирование ценностей и представлений о мире, особенно у молодежи.

Социализация играет ключевую роль в жизни каждого человека и общества в целом:

  1. Формирование личности. Социализация способствует развитию самоидентификации.
  2. Адаптация к обществу. Индивид учится адаптироваться к социальным нормам, что помогает избежать конфликтов и способствует гармоничному сосуществованию.
  3. Передача культуры. Социализация обеспечивает преемственность культурных традиций и ценностей от поколения к поколению.
  4. Социальная сплоченность. Через социализацию укрепляются социальные связи, формируются общие интересы и взаимопонимание.

Функции социализации

Социализация выполняет несколько ключевых функций, каждая из которых имеет значительное значение для формирования как личности, так и общества в целом.

  1. Передача культурных ценностей и норм. Одной из основных функций социализации является передача культурных ценностей, норм и традиций от одного поколения к другому. Процесс социализации позволяет людям усваивать общепринятые стандарты поведения, что способствует сохранению и укреплению культурной идентичности. Это необходимо для обеспечения преемственности и стабильности в обществе.
  2. Формирование индивидуальной личности. Социализация играет важную роль в формировании индивидуальности. В процессе взаимодействия с окружающими индивид развивает свои уникальные черты, интересы и способности. Это включает в себя как формирование социального статуса, так и осознание своих прав и обязанностей. Личность становится продуктом взаимодействия с различными социальными группами.
  3. Адаптация к социальным условиям. Социализация помогает индивидам адаптироваться к изменениям в социальной среде. Она обеспечивает освоение новых социальные ролей и норм, что особенно актуально в условиях перемен — будь то смена работы, переезд или изменение жизненных обстоятельств. Умение адаптироваться позволяет человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в новом обществе.
  4. Социальная интеграция. Процесс социализации способствует интеграции индивидов в общество. Через социализацию формируются связи между людьми, что позволяет создать общие интересы и цели. Это, в свою очередь, способствует укреплению социальной сплоченности и снижению конфликтов внутри группы.
  5. Обучение социальным навыкам. Социализация включает в себя обучение индивидов важным социальным навыкам, таким как общение, сотрудничество и разрешение конфликтов. Эти навыки необходимы для эффективного взаимодействия с другими людьми и успешной интеграции в различные социальные группы, будь то семья, друзья или рабочие коллективы.
  6. Формирование идентичности. Процесс социализации помогает индивидам сформировать их социальную идентичность, которая включает в себя принадлежность к определенным группам, таким как семья, национальность, пол, профессиональная группа и др. Это осознание своей идентичности играет ключевую роль в самооценке и социальной стабильности.
  7. Поддержка социальных изменений. Хотя социализация направлена на сохранение социальных норм и ценностей, она также может поддерживать социальные изменения. В результате новых влияний, таких как научные открытия или изменения в общественном мнении, социализация может адаптироваться, способствуя введению новых идей и практик в общество.

Десоциализация и ресоциализация

Десоциализация и ресоциализация — два взаимосвязанных процесса, которые описывают изменения в социальном статусе и поведении индивида в социуме. Десоциализация связана с утратой или деформацией социальных норм и связей, в то время как ресоциализация представляет собой процесс восстановления или формирования новых социальных навыков и идентичностей. Эти понятия важны для анализа социальных изменений, адаптации и реабилитации индивидов в обществе.

Десоциализация

🤔 Определение

Десоциализация — это процесс утраты или разрушения социального опыта, норм и ценностей, который может происходить как в результате внешних факторов (например, уголовное наказание, депортация), так и внутренних (например, психологические травмы).

Причины десоциализации:

  1. Изоляция. Физическая или социальная изоляция от общества, например, в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей или психиатрических клиниках.
  2. Социальные изменения. Быстрые изменения в обществе могут привести к утрате старых норм поведения и ценностей, с которыми индивид не способен справиться.
  3. Психологические факторы. Травмы, депрессия и другие психологические расстройства могут приводить к отчуждению и утрате социальных навыков.
  4. Криминальное поведение. Индивиды, совершившие преступления, могут испытывать десоциализацию как в результате наказания, так и по мере выбора изолированного образа жизни.

Ресоциализация

🤔 Определение

Ресоциализация — это процесс формирования новых социальных навыков и норм после десоциализации. Он может происходить как добровольно, так и принудительно (например, после заключения в тюрьму).

Этапы ресоциализации:

  1. Оценка текущего состояния. Индивид осознает необходимость изменений в поведении и социальных навыках.
  2. Формирование новых навыков. Участие в образовательных или реабилитационных программах, которые помогают развить необходимые для социальной жизни навыки.
  3. Интеграция в новое сообщество. Партнерство с поддерживающими группами, друзьями и новыми окружениями, чтобы закрепить новые навыки и идентичности.

Взаимосвязь между десоциализацией и ресоциализацией

Десоциализация и ресоциализация — это два процесса, которые взаимодополняют друг друга. Первый процесс создает предпосылки для второго:

  1. Причинно-следственная связь. Десоциализация может принести человеку негативные последствия, такие как утрата социальных навыков и идентичности, что сделает ресоциализацию необходимой.
  2. Контекст. Ресоциализация может происходить в разных контекстах, включая тюрьмы, реабилитационные центры, образовательные учреждения и семьи. Каждый из этих контекстов может иметь свои уникальные методы и подходы.

📖 Пример

1. Заключенные. Люди, отбывшие срок в тюрьме, могут пройти процесс десоциализации в результате изоляции и стигматизации, а затем — ресоциализации через программы реабилитации и трудоустройства.

2. Иммигранты. Иммигранты могут испытывать десоциализацию, сталкиваясь с культурным шоком и отсутствием языковых навыков. Ресоциализация происходит через изучение языка, интеграцию в новое сообщество и освоение местных норм и ценностей.

3. Психические расстройства. Люди с психическими расстройствами могут переживать десоциализацию, утрачивая привычные социальные связи. Ресоциализация может включать терапевтическую поддержку и программу по восстановлению социальных навыков.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту