Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение № 1 Опрос – распространенный метод получения информации по любому направлению: психологическому, социальному, экономическому, политическому.
Популярность метода обусловлена универсальностью. При помощи опроса можно узнать огромное количество аспектов, тратя минимальное количество времени, сил, денег, в отличие от других форм сбора информации. Дополнительный плюс: обрабатываются собранные результаты компьютером. Благодаря современным технологиям сокращается время для подведения итогов, исследование проходит быстрее, проще.Социологи любят метод опросов за «сочетаемость» с наблюдением, анализом документов, разбором поведения, почерка респондента.
Определение № 2 Интервью — это метод сбора данных в социологических исследованиях, при котором исследователь (интервьюер) задает вопросы респонденту (интервьюируемому) с целью получения информации о его мнениях, установках, мотивах, поведении и опыте. Интервью является одним из наиболее гибких и часто используемых методов качественного исследования.
Фото: сделано самостоятельно
Заметка №1 дополнительных (уточняющих) вопросов в интервью нет. Респондент отвечает на поставленный вопрос так, как его понял.
Интервью считается одним из методов, позволяющим получить максимальное количество информации от респондента. Это происходит по ряду причин:
Виды интервью:
Список вопросов и последовательность их задавания заранее определены. Интервьюер не отклоняется от плана, что обеспечивает сопоставимость данных.
Имеет набор вопросов, но последовательность и формулировки могут варьироваться. Интервьюер может задавать дополнительные вопросы для уточнения или углубления темы.
Не имеет жесткого плана. Интервьюер задает общие вопросы и позволяет респонденту свободно выражать свои мысли. Это помогает получить глубокие и разносторонние данные.
Направлено на детальное изучение субъективного опыта, мотивов и установок респондента. Обычно проводится в форме полуструктурированного или неструктурированного интервью.
Групповое интервью, где одновременно опрашиваются несколько человек. Это позволяет исследовать взаимодействие участников и выявить коллективные мнения и установки.
Другие названия: интернет-опрос, web-опрос. Представляет современный дистанционный метод сбора информации при помощи разных источников: писем, специализированных платформ, рекламных рассылок, групп в социальных сетях.
Фото: сделано самостоятельно
Особенности онлайн-опросов включают:
Второе название — наблюдательное исследование. Метод основан на простом наблюдении в определенном месте за поведением людей. Главная особенность — исследователь при использовании метода не имеет права вмешиваться в ситуацию. Причина — нарушение чистоты получения данных. Исключение — экстренные ситуации, прописанные в исследовании заранее. В таком случае делаются поправки при обработке данных.
Метод опроса проводится в течение длительного времени. В течение определенного промежутка времени опрашивается одна и та же группа людей по определенному сценарию. Между опросами определяется фиксированный промежуток времени, отведенный на возможное изменение мнения.
Заметка №2 если группа состоит из детей, подростков, вопросы могут меняться, исходя из их психологического, интеллектуального, физического состояния.
Панельный опрос помогает быстро выявить динамику мнений по определенной тематике.
Нормативные требования для проведения опросов следующие:
До проведения опроса нужно внести процент допустимого искажения, возникающий в ходе проведения опроса. Важно отметить, что указанный в документах процент связан с восприятием всех вопросов, видео, аудиоматериалов респондентом.
Ниже представлены популярные ошибки, искажающие полученные данные, сводящие результаты исследования к нулю, требующие дополнительных инструментов для подтверждения информации:
Остальные ошибки представлены в таблице ниже:
Фото: таблица сделана самостоятпельно (начало)
Фото: таблица сделана самостоятельно (конец)
При использовании опроса в социологическом исследовании стоит применять дополнительные методы, чтобы получить полную, точную информацию. Например, наблюдение, анализ поведения респондентов во время проведения опроса, анализ сопутствующих документов по теме исследования и так далее.
Социологический опрос стоит проводить только после того, как будет поставлена конкретная задача.
Отдельно стоит сказать про поведение исследователей: ни жест, ни взгляд, ни тон не должны демотивировать участников в ходе проведения исследования.
Для проведения опроса стоит внимательно выбирать время, место, чтобы снизить уровень конфликтов с респондентами.
При проведении опросов исследователю стоит приложить усилия над собой, чтобы не смешивать собственную оценку, личное восприятие с полученными данными.
При возникновении конфликтной ситуации, стоит завершить опрос. Социологи отмечают: наличие сильных негативных эмоций у респондента влияет на достоверность предоставляемой информации.
Перед проведением исследования стоит включить в работу процент искажения информации. Во-первых, это поможет точно выявить ошибки в составленных анкетах-опросниках. Во-вторых, укажет, как воспринимаются формулировки определенных вопросов респондентами. В-третьих, покажет точное восприятие на ситуацию люди видят иначе, чем исследователи. Итог может привести к другим выводам во время обработки данных, изменения направления работы, подбору новых инструментов исследования.