Рады, что вам понравилась статья 😊
Социологи считают общественное мнение особым состоянием реального сознания. При этом признается, что в социологии практически нет понятия, такого же сложного и труднодоступного для изучения, как мнение человека об обществе. Сложности связывают с непростой природой изучаемого объекта и содержанием большого количества различных элементов в нем. Общественное мнение не может изучаться с позиции одной формы или одного уровня, сферы сознания. Оно содержит одновременно рациональное и иррациональное. Рациональным признается сознательное выражение интересов, иррациональным — массовые ощущения, переживания, социальные чувства.
Общественное мнение признается устойчивым эмоционально-волевым отношением. Оно позволяет дать оценку происходящим явлениям, но чаще всего эта оценка является субъективной, заинтересованной. В обществе с давно сформированным и хорошо развитым общественным мнением под термином «общественное мнение» понимают также совокупность рационального начала, социального чувства и выражения воли.
Исследователи общественного мнения в области социологии считают, что основная цель проведения анализа состоит, прежде всего, в фиксации общественного мнения. Необходимо зафиксировать вербальное выражение мнения множества индивидов. Полученная информация должна содержать элементы знаний, понимания ценности объектов и выражение готовности к действию.
Субъектом изучения общественного мнения становятся группы людей, общности, сформированные в социуме. В качестве объекта для изучения выбирают события и явления, происходящее в обществе и имеющие различную окраску. Но для изучения выбирают не каждое явление или фактор, а лишь те явления, что вызывают в обществе определенные реакции.
Для изучения общественного мнения важно знать об этапах его формирования. Социологами выделено три таких этапа:
Существует и четвертый этап, который не всегда выделяется и плохо изучен. На этом этапе происходит спад интереса к проблеме. Она становится неактуальной, либо разрешенной. Появляются новые интересы и явления, нуждающиеся во внимании человека или конкретной группы.
Если говорить об общественном мнении как о социальном явлении, то функции его — это направление и способ, при помощи которого оно влияет на другие явления социального характера. Общественное мнение характеризуется наличием, прежде всего, социальных функций. В качестве коллективно оценочного суждения оно выполняет следующие роли:
При рассмотрении мнения общества с позиции социального института выделяют: адаптирующие, регулятивные, консультативные, контрольные и защитные функции. Также в качестве социального института общественное мнение наделяют директивной функцией, проявляющейся в основном в процессе организации выборов, а также номенклатурной функцией, определяющей легитимность власти.
В зависимости от субъекта выделяют мнение групп и народа. По изучаемому объекту мнение может быть региональным или общенациональным. Также общественное мнение может быть деструктивным и конструктивным. Первое вносит отрицательный момент в социум, формирование второго, наоборот, положительно отражается на обществе. Мнение подразделяют на скрытое и явное. Скрытым признается мнение, о наличии которого неизвестно даже самому индивиду.
На общественное мнение влияют следующие факторы:
Также на общественное мнение влияют отношения между властными структурами и обществом. Развитие общественного мнения определяется его значимостью, наличием дискуссионного характера и необходимого уровня компетенции.
Для изучения мнения общества социологи:
Полнота изучения достигается посредством применения методов в комплексе.
Общественным признается исключительно мнение, соответствующее таким социологическим критериям, как значимость и компетентность. Оно должно вызывать у индивида желание вступить в дискуссию или спор, а также вести к образованию новых социальных практик, образованных на основе нескольких мнений.
Степень влияния общественного мнения на личность зависит от образования человека, его личностных убеждений и воспитания. Но также его влияние определяется и личностью того, кто желает оказать воздействие на общество. Манипулятор общественным мнением должен изучить множество факторов влияния, понять, какая информация интересует группу, в какой форме преподносить ее, чтобы завладеть максимальным количеством умов.
Манипулирование мнением общества позволяло успешно прийти к власти людям, совершенно этого не достойным. Гитлер сыграл на стремлении общества к выходу из кризиса, желании отомстить за поражение в войне. Он учел стремление немцев к возвращению былого благосостояния и пообещав нации лучшие дни, смог добиться получения одобрения максимального количества избирателей. Более безопасным вариантом манипуляции является изучение общественного мнения с целью повышения потребительского спроса на конкретные товары.