Рады, что вам понравилась статья 😊
В данной статье расскажем про референтные группы. На момент 2024 года население Земли составило 8 миллиардов человек. Людей много, и они все разные. Исходя из индивидуальных различий, в обществе выделились группы. Их объединяют людей общими увлечениями и создают для человека комфортную среду. Дадим научное определение, расскажем про функции и классификации референтных групп.
Определение: Референтная группа — совокупность людей, объединенных на основании общих интересов, происхождения, схожих условий существования в обществе. Человек в праве выбрать ее самостоятельно. Она выступает в качестве стандарта личности и сознания, источника жизненных ценностей и просто приятной атмосферы.
Референтная группа позволяет выделить для себя подходящие ценности и интересы, которые уже сложились в обществе. Напомним, что индивид самостоятельно выбирает подходящий круг, в котором есть люди с интересными ему качествами. Референтная организация оказывает положительное влияние на здоровье и настроение человека.
Теория референтных групп является концепцией в социологии и социальной психологии, которая исследует, как группы, к которым принадлежат или на которые ссылаются индивиды, влияют на их поведение, установки и убеждения.
Термин «референтная группа» впервые употреблен психологом и социологом Герардусом Хаймансом в 1942 году. Открытие пустило развитие нового направления в психологии. Автор отметил, что термин обозначает объединение людей с результатами, которые желают увидеть человек. И поэтому ему свойственно сравнивать себя с одногруппниками.
На самом деле, референтная группа не выступает только в качестве стандарта сравнения. Она играет направляющую роль в нескольких областях:
Сейчас психологи выделили влияние референтных групп не только в социальных объединениях, но и в кругу семьи, компании друзей. Ведь близкие люди оказывают большое влияние на формирование личности в подростковом и детском периодах.
Сейчас коммерческие и производственные компании активно вступают в сотрудничество с референтными сообществами. Делается это для увеличения целевой аудитории, продаваемости товара, спроса на собственную продукцию. Часто можно увидеть на плакатах изображение подобных сотрудничеств.
Отметим ряд свойств таких сообществ:
Можно выделить ряд аспектов применения их в социуме:
Систематика групп на данный момент стала достаточно разнообразной. Все благодаря появлению в обществе новых социальных движений, интересов, элементов культуры, видов взаимодействий в социуме и другого.
Первая классификация исходит из характера влияния на индивидуума. Выделим два вида:
Поделим сообщества по особенностям взаимоотношений между людьми. Тогда выделяют:
Поделим исходя из общественной оценки. Есть два вида:
Существуют три типа референтных групп, которые принято выделять отдельными от классификаций. К ним отнесем:
Референтные группы оказывают существенное влияние на поведение индивидуума. Они служат в качестве социальных зеркал, в которых люди видят отражение себя и своих действий.
Для подростка группа становиться объединением с общими интересами и увлечениями. Подростковые сообщества представлены кругом друзей или образовательным кружком в школе. Там происходит изменение поведения подростка, формирование его новых ценностей, становление личности и характера.
Для взрослого человека группа становиться эталоном и стандартом желаний, стремлений. Человек сопоставляет себя с остальными участниками, чтобы отметить те элементы, которые уже достигнуты. Для взрослого сообщество является ориентиром в общественной жизни, как и для подростка.
Интересное влияние выделяют в маркетинге. Для покупателя группа — люди, которые могут дать совет или рекомендации в выборе покупки. Продавцы сотрудничают с подобными видами объединений, чтобы создать привлекательный и информативный контент потребителям. Покупатель ориентируется созданному контенту в поиске собственных желаний и делает выбор, ориентируясь на него.
Для маркетологов референтные организации становиться инструментов в коммерческой деятельности. Магазины и торговые организации начинают сотрудничество с разного рода группами, чтобы создать привлекательный контент и повысить продаваемость товара.
Большое многообразие не привело к многофункциональности референтных сообществ. Психологи выделили максимум две комплексных функций.
Человек внутри группы дает самооценку, сравнивает себя с членами объединения. Группа выступает в роли нормы, стандарта и эталона.
Референтные группы становятся источниками правил, социальных норм и идеями структуры общества. Примут ли в обществе данные установки из группы, зависит от стремления, мышления и мотивации человека. Если новые нормы и правила не принимаются, то такая референтная организация считается недействительной. Это значит, что референтные группы становятся инструментом в создании общественной структуры.
Добавим, что функции распространяются на все референтные группы. Человек принимает индивидуально решение: вступать в группу или быть наблюдателем, который ограничивается принятием идей мотивации и желаний. Человеку предстоит выработать собственное видение мира, чтобы стать участником референтного сообщества.
Группы не существуют бесконечно без изменений. Периодически интересы групп обновляются. Если обновления не происходит, то группа просто исчезает. В обществе постоянно происходит смена референтных групп.
Референтная группа — круг людей, объединенных общими потребностями и интересами. Для человека это сообщество служит ориентиром в обществе и стандартом собственных желаний. Так проявляется их сравнительная функция. Еще они выполняют нормативную функцию. То есть участвуют в процессе формирования структуры общества. Таким образом, часть общественных правил, законов и ориентаций возникли их референтных групп. И наконец, группы периодически либо обновляются, либо полностью исчезают.