Рады, что вам понравилась статья 😊
Социализация играет определяющую роль в становлении личности человека, ценностных ориентаций, поведенческих моделей и самосознания. Понимание основных факторов, влияющих на этот процесс, позволяет не только глубже изучить природу личности, но и разработать эффективные методы социального воздействия и воспитания.
Фото: Шедеврум
🤔 ОпределениеФакторы социализации — множество внешних и внутренних условий, определяющих процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, ценностей, норм, установок, образцов поведения, необходимых для собственной успешной жизнедеятельности в обществе. Эти факторы могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на формирование личности.
Социализация — это двусторонний процесс. С одной стороны, индивид интегрирует акопленные социальные ценности, овладевает необходимыми знаниями, умениями, навыками, ценностными ориентациями, позволяющими функционировать в качестве полноправного члена общества. С другой стороны, человек активно воспроизводит собственный накопленный социальный опыт, привносит в него что-то новое, преобразует и развивает социальную среду.
Факторы социализации могут быть разделены на две большие группы: социальные и индивидуально–личностные. Социальные факторы подразделяются на макро-, мезо- и микрофакторы.
Индивид — человек как единичный представитель вида «Homo sapiens». Индивидуальность — совокупность психологических особенностей, делающих каждого человека уникальным и неповторимым. Личность же представляет собой сложное социальное качество, приобретаемое индивидуальностью в развитии социальной среды и выражающееся в осознанном отношении к себе, другим людям и целому миру.
Личность формируется и развивается в процессе социализации. Это происходит благодаря усвоению человеком социального опыта, ценностей, норм, установок, а также активному воспроизводству человеком этого опыта в собственной жизнедеятельности.
Социализация личности представляют двусторонний процесс, поскольку человек не только пассивно усваивает социальный опыт, но и активно преобразует и изменяет окружающую социальную среду. В ходе этого процесса формируются такие личностные характеристики, как самосознание, ценностные ориентации, навыки социального взаимодействия, модели поведения и т.д.
Факторы социализации условно разделяются на три основные группы.
К макрофакторам относятся общие, глобальные условия жизнедеятельности человека, определяемые историческим, политическим, экономическим, культурным и технологическим развитием общества. Макрофакторы опосредованно влияют на процесс социализации личности.
Например, уровень экономического развития страны определяет доступность образования, медицинского обслуживания, культурных благ для населения. Политическая система формирует характер общественных отношений, степень демократизации, возможности для самореализации личности. Технологический прогресс серьезно трансформирует образ жизни людей, способы общения и проведения досуга. Таким образом, макрофакторы создают общие условия, в которых протекает процесс социализации, и задают общее направление и темп. Однако степень непосредственного влияния макрофакторов на формирование личности опосредована влиянием других, достаточно близких к индивиду факторов.
Мезофакторы — социальные институты, непосредственно участвующие в социализации человека: семья, образовательные учреждения, религиозные организации, трудовые коллективы и др. Социальные институты транслируют индивиду базовые ценности, нормы и модели поведения, принятые в настоящем обществе.Семья представляет важнейший институт социализации, поскольку только в семье происходит первичное усвоение ребенком социального опыта. Родители выступают в качестве ролевых моделей, транслируют ценности, нормы, установки, формируют определенные модели поведения. Детско–родительские отношения, семейный уклад, материальное положение семьи — все это оказывает существенное влияние на социализацию ребенка.
Образовательные учреждения (детские сады, школы, вузы) — вторичные институты социализации, где происходит целенаправленное воспитание и обучение подростков. Здесь ребенок осваивает социальные роли, учится взаимодействовать с различными социальными группами, приобретает профессиональные навыки.
Религиозные организации транслируют своеобразные нравственные ценности, модели поведения, ритуалы, приобщают человека к религиозной картине мира. Трудовые коллективы также выступают агентами социализации, передавая работнику корпоративные ценности, нормы, традиции.
Микрофакторы — микросреда непосредственного окружения человека: семья, друзья, одноклассники, соседи и другие референтные группы. В этом ближайшем социальном окружении происходит первичная социализация личности в детстве и подростковом возрасте.
Семья как малая социальная группа является особенным микрофактором социализации. Здесь ребенок получает первый социальный опыт, осваивает базовые социальные роли, усваивает ценности и нормы, модели поведения, характерные для данной семьи. Детско-родительские отношения, семейный уклад, материальное положение семьи — все это оказывает существенное влияние на социализацию ребенка.
Группа сверстников (друзья, одноклассники) также играет важнейшую роль в социализации личности. В этой микросреде подросток осваивает навыки социального взаимодействия, конкуренции, лидерства, усваивает нормы молодежной субкультуры. Референтная группа сверстников становится важным источником социального опыта и образцов поведения.
Соседское окружение, местное сообщество, в котором живет человек, также влияет на собственную социализацию через передачу локальных традиций, ценностей, моделей поведения.
Помимо социальных факторов, на процесс социализации личности оказывают влияние и индивидуально-личностные особенности человека:
Таким образом, социализация личности детерминирована сложным взаимодействием разнообразных факторов — от глобальных макросоциальных условий до индивидуальных психологических особенностей самой личности. Понимание данных факторов и механизмов их влияния имеет значение для управления процессами социального развития человека.