Рады, что вам понравилась статья 😊
Современная социология под инфраструктурой подразумевает совокупность объектов, нужных для удобного быта и досуга людей, физического и психологического здоровья человека.
🤔 ОпределениеСоциальная инфраструктура — это группа предприятий и отраслей, обеспечивающих комфортную жизнь населению в социуме. При создании качественных социальных условий для населения, в стране развивается производственная сфера
Есть и другие подходы к определению инфраструктуры. Например, понятие с акцентом на материально-вещественные элементы, которые создают и обеспечивают условия для комфортной социальной жизни населения, удовлетворяя их потребности.
По функциональности составляющих объектов социальная инфраструктура подразделяется на:
Развиваясь, социальная инфраструктура, воздействует на показатели экономики, формируя предпосылки для воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов.
Сегодня социальная инфраструктура — это наукоемкая сфера экономики. Некоторые отрасли сферы (телевидение, радио) по технической оснащенности превосходят многие отрасли промышленности. Практика показывает, что текучесть кадров меньше в тех населенных пунктах, где социальная инфраструктура находится на высоком уровне.
Социологические исследования доказывают, что наличие качественной социальной инфраструктуры снижает негативные тенденции в развитии региона. Культурная инфраструктура позволяет людям рационально использовать свободное время, тем самым восстанавливает работоспособность и обеспечивает экономию и эффективность труда.
По характеристике объектов социальная инфраструктура может быть:
Количество объектов зависит от спроса населения. В настоящий момент наблюдаются проблемы с квалификацией сотрудников, работающих на этих объектах, а также с финансированием их деятельности.
В российском образовании несколько ступеней образовательного процесса, который реализуются государственными, муниципальными, негосударственными учреждениями. Конституцией РФ гарантировано доступность бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
Переезд населения из села в города сократил число образовательных учреждений в селах и малых городах. В связи с вводом ЕГЭ сократилось количество желающих получить высшее образование, что привело к сокращению учреждений высшего образования и научных организаций.
Вместе с этим государственная политика нацелена на популяризацию профессии педагога и развитие образования как учебного процесса. Значительные бюджетные ассигнования расходуются на модернизацию и строительство образовательных учреждений, мотивацию педагогов и обучающихся.
Низкий уровень социальной инфраструктуры в здравоохранении влияет и на продолжительность жизни и на здоровье нации и на демографическую ситуацию в стране. Также как и в образовании снижается число медицинских учреждений в сельской местности и малых городах. В больших городах количество медицинских учреждений растет, в том числе и негосударственных.
Система социальных служб состоит из государственных, муниципальных и негосударственных социальных учреждений. Социальные службы состоят из спецучреждений, которые проводят социальную работу и органов управления. Действуют два направления социальной работы: социальная помощь и социальная защита.
Важной социальной функцией государства является развитие и поддержка культуры в обществе. Неразвитость данной сферы и необеспеченность населения объектами культуры ведет к культурной и нравственной деградации общества.
Сегодня федеральные, региональные и местные органы власти выделяют значимое количество финансов на развитие физической культуры и спорта. Создаются долгосрочные программы на создание и поддержание материально-технической базы спортивных учреждений, а также на модернизацию объектов массового спорта.
Задачи социальной инфраструктуры связаны с функциями
Социальная инфраструктура может развиваться в следующих направлениях:
Сегодня обществу очень важна и нужна система оценки качества услуг, предоставляемых социальной инфраструктурой.
Поручением Президента РФ инициирован федеральный закон о проведении независимой оценки качества работы. Объектами проверок названы и организации образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания.
Проведение независимой оценки законом закреплено за общественными советами. Для проведения независимой оценки качества их работы законопроектом предусматривается формирование общественных советов, созданных на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.
Независимую оценку качества не чаще одного раза в год, но и не реже одного раза в три года должны проходить организации, деятельность которых финансируется из бюджета, а также организации, с долей Российской Федерации в уставном капитале свыше 50% процентов и негосударственные организации, предоставляющие государственные услуги.
Результаты независимой оценки размещаются в Интернете юридическими и физическими лицами, а также общественными советами.
Социальные процессы также нуждаются в цифровизации. Информационные технологии социальной сферы адаптируются к переменам, а значит, возрастает и эффект от оказываемых социальных услуг.
Социальная сфера — это люди, а значит работа с базами данных, где необходимо соблюдение мер информационной безопасности. Разработаны федеральные и национальные проекты, которые обеспечивают безопасность цифрового пространства, защиту персональных данных граждан, защиту от киберугроз.
В государстве активно внедряется цифровой контроль. Это и физическое патрулирование и установка камер на автотрассах, на городских улицах, в подъездах, в образовательных учреждениях и учреждениях культуры и даже в общественном транспорте. Социальный контроль подвергается автоматизации и алгоритмизацию.
Под влиянием цифровизации значительно изменяются не только сфера здравоохранения, сфера образования, экономика в целом, но и рынок труда.
Показатели уровня и качества жизни населения зависят от степени развитости социальной инфраструктуры.
Развитие сети объектов социальной инфраструктуры в том или ином регионе проводится в ходе реализации региональных инновационных программ. В каждом субъекте Федерации разработаны планы долгосрочного социально-экономического развития, где прописаны задачи развития социальной сферы.
Расширение сети объектов социальной инфраструктуры зависит от органов исполнительной власти каждого из субъектов страны. Существуют и утвержденные нормативы, которые помогают обосновать потребность строительства того или иного объекта, будь это школа или клуб.
Нерациональное руководство социальной инфраструктурой может привести к возникновению проблем в динамике качества жизни, демографической ситуации в стране. Государственный финансовый менеджмент часто оказывается некомпетентным в принимаемых решениях. Финансирование социальной сферы осуществляется по остаточному принципу, что приводит к неудовлетворенности населения деятельностью власти.
Экономические и финансовые возможности субъектов федерации, а также организационно-управленческое обеспечение влияют на эффективность инфраструктуры регионов и масштаб социальных услуг.
Необходимо переходить к программно-целевому планированию и бюджетированию, разрабатывать показатели результативности для деятельности учреждений социальной инфраструктуры.
Роль государства в социальной политике является системообразующей. Государство обязано проводить и свою политику и разрабатывать критерии и принципы для взаимодействия всех субъектов общества. Данные процессы должны реализовываться параллельно и взаимосвязано.
Сегодня взаимодействие предпринимательства и гражданского общества востребовано и приобретает постоянный характер. С учетом этого аспекта и необходимо реализовывать социальную политику. Управление современным обществом строится на принципе партнерства, а значит, ответственность распределяется на всех участников процесса и взаимодействие власти, бизнеса и общества работает эффективнее. Формы взаимодействия связаны с вложением и освоением финансов, совместном проведении мероприятий, публичных слушаний.
Органы государственной или муниципальной власти стали передавать оказание социальных услуг на выполнение некоммерческим организациям. Государственно-частное партнерство расширяет границы применения, также как и контрактный режим. Развитие социального предпринимательства также является важной задачей государства в социальной политике.