Рады, что вам понравилась статья 😊
Можно выделить две группы потребностей:
Физиологические — поддержание жизненных процессов организма.
Социальные — связи человека в социальной среде.
Социальные потребности включают стремление к активному участию в жизни общества, трудовой деятельности, духовной жизни, отдыха, участия в экономических и политических деятельности.
Служат источником мотивации и побуждают человека к действию, стремясь удовлетворить желания. Демонстрируют зависимость личности от окружающего мира. Отражают объективные закономерности развития как общества, так и личности, поэтому окружающая среда не только формирует эти потребности, но и предоставляет возможности для их удовлетворения.
Исследователи выделяют три группы потребностей: Первичные, которые связаны с основными жизненными нуждами, то есть питание, одежда, жилище. Социальные, которые включают в себя желание общения, активности в социуме, стремление к уважению и другие аспекты. Психологические, то есть стремления к знаниям и творчеству. Часто первичные перетекают в социальные. Для большинства людей социальные имеют более высокую актуальность, чем психологические: стремление к обучению может быть средством для получения квалификации и повышения социального статуса. Замещение обоснованных потребностей способствует росту уникальных человеческих характеристик, включая стремление к истине, поиск красоты и стремление к знаниям. Также оно способствует формированию личных увлечений и предпочтений. Интерес выражается в целенаправленном внимании к объекту удовлетворения потребностей, которое направлено не столько на саму потребность, сколько на социальные аспекты, способные обеспечить ее удовлетворение. Он охватывает как материальные, так и духовные потребности, способные удовлетворить эти потребности. Интересы формируются под влиянием социального статуса личности и проявляются осознанными и важными стимулами к активности. В науке существует несколько способов классификации интересов: согласно их носителю (личные, коллективные, общества); по характеру целенаправленности (экономические, социальные, политические, духовные). Необходимо четко разграничивать понятия «интерес» и «склонность». Под «интересом» понимается направление внимания на определенный объект, в то время как «склонность» указывает на способность к определенной деятельности. Не следует путать эти два термина. Здесь критически важен доступ к выбранной деятельности. Личные интересы, отражающие персональные склонности, служат фундаментом для выбора жизненного пути и направления профессиональной карьеры. В зависимости от того, какие цели и структуры стоят за взаимодействием, происходит определенное действие. Теория Т. Парсонса выделяет основные факторы: баланс между личными интересами и потребностями других людей, приоритет удовлетворения текущих потребностей или их отказ в пользу достижения долгосрочных целей, акцент на личные качества или принятие общественного мнения, следование установленным нормам или гибкость в приспособлении к конкретным обстоятельствам. Что касается индивидуальных целей, то они рассматриваются в контексте социальных связей, ожиданий и отношений, что служит фундаментом для социального поведения. Личностное стремление развивается под влиянием системы ценностей и уникальных черт темперамента и личности, где ключевую роль играют осознанные и рассчитанные мотивационные факторы. М. Вебер определяет целенаправленное действие как фундаментальный элемент в структурировании социальных взаимодействий. Целенаправленное поведение характеризуется четко определенными целями и рациональным выбором наиболее подходящих методов и инструментов для их реализации. Человек оценивает как положительные, так и отрицательные стороны своих действий, учитывая их последствия. В аналитических разговорах о социальных институтах нельзя не упомянуть преобладающие концепции социальных правил и обмена. Социальные правила — это установленные нормы поведения, которые формируют характер взаимодействия в рамках социальных связей. Социальный обмен — это обмен, осуществляемый между участниками общества, различными группами и сферами деятельности, и отличается от личного обмена отсутствием личных интересов. Социальные институты складываются из фундаментальных элементов социальной структуры и служат как стабильные модели и формы социального взаимодействия, которые направляют общественную жизнь и обеспечивают стабильность связей и отношений в рамках государственной системы. Они разделяются на несколько категорий: базовые — отсутствие удовлетворения которых может привести к исчезновению или значительным изменениям в структуре социальной единицы; потребности, определяемые социальными стандартами, способствующие прогрессивному развитию; базовые социальные потребности, необходимые для поддержания статус-кво, но не способствующие его улучшению; потребности, обеспечивающие комфортное существование и прогресс общественной единицы. Базовой потребностью социальной группы является расширение сферы деятельности и трансформация коллективного пространства и взаимоотношений. Особенности потребностей социальных групп включают в себя: массовый характер; стабильность во времени и пространстве; связь и взаимодействие между собой. Социальные потребности человека занимают ведущую позицию после первоначальных физиологических нужд, являются жизненно необходимыми для каждого индивида. Значительность проявляется в следующих аспектах: Формирование индивидуальности возможно исключительно в общественном окружении. Человек не может развиваться в изоляции. Человек стремится к ощущению уважения, любви, заботы, а также к созданию прочных отношений между мужчинами и женщинами, основанных на верности, взаимопомощи и общих интересах, а также к взаимопониманию и общению. Взаимодействие людей предполагает удовлетворение потребности в групповой деятельности, выполнении общественных ролей, трудовой деятельности, формировании позитивных коммуникативных связей, а также в признании и достижении успеха в общественной структуре и взаимоотношениях.
Классификация социальных потребностей
Важность социальных потребностей