13.08.2024
#Журналистика
42

СМИ: общее понятие, виды, функции, признаки

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Сущность понятий «массовая коммуникация» и «СМИ»
  2. Основные функции СМИ
  3. Признаки СМИ
  4. Латентные функции СМИ
  5. Виды СМИ
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Сущность понятий «массовая коммуникация» и «СМИ»

🤔 Определение

Средства массовой информации представляют комплекс регулярно выходящих в свет печатных изданий, теле- и радиопрограмм, видеоконтента и других видов систематически публикуемой информации.Определение: Массовая коммуникация представляет комплексный процесс: сбор, обработку и передачу информационных материалов.

Процесс включает две составляющие:

  1. Медиаиндустрия, занимается технической трансформацией информации для попадания в сознание большого количества людей.
  2. Журналистская профессия, задача которой заключается в сборе и анализе новостей.

Медиаиндустрия занимает центральное место в структуре массовой коммуникации, выступая в качестве основного инструмента и метода для распространения информации.

Основные функции СМИ

Массовая коммуникация выполняет ряд функций, выделяют:

  • информирование;
  • культурное просвещение;
  • социализацию;
  • обеспечение досуга;
  • экономическое взаимодействие и прочее.

Стоит отметить информативную функцию СМИ, заключающуюся в предоставлении свежих новостей из различных областей, включая политику, бизнес, право, науку и технику, медицину и другие сферы. 

СМИ сообщают факты и дают им оценку, комментируют и анализируют,  позволяя гражданам формировать собственное мнение о работе государственных структур, партий, политических институтов, культурной и экономической ситуации в стране.

Культурологическая роль СМИ заключается в познавательной миссии, которая включает ознакомление аудитории с выдающимися произведениями искусства и культурными достижениями, в поддержании культурной преемственности и традиций. 

Средства массовой информации открывают двери в мир разнообразных культур и субкультур, что способствует развитию эстетического восприятия, уменьшению социальных напряжений, улучшению взаимопонимания и укреплению интеграции в обществе.

Эта функция СМИ тесно связана с концепцией массовой культуры. Вопрос о социальной ценности массовой культуры вызывает споры. СМИ играют важную роль в том, чтобы познакомить широкую публику с мировыми культурными достижениями. Низкое качество развлекательных программ и широкая доступность могут формировать у зрителей плохой вкус в искусстве.

СМИ участвует в процессе социализации, обучая людей ценностям и правилам поведения, которые приняты в обществе. Процесс помогает индивиду развивать способность к адаптации к окружающей действительности. 

Социальная функция СМИ проявляется в передаче аудитории информации, помогая правильно оценивать и организовывать данные, получаемые через различные источники. 

Признаки СМИ

Журналистские издания обладают уникальными характеристиками, что выделяет их среди прочих источников знаний. 

Особенности включают:

  • Общий охват. СМИ распространяют новости среди широкой аудитории, охватывая большое число людей или даже все население.
  • Регулярность выхода. Выпускается с определенной регулярностью, например, дважды в неделю, ежемесячно или дважды в год.
  • Значимость содержимого. В журнальной прессе публикуются преимущественно новости, имеющие большое значение, ценные и привлекательные для общества.
  • Актуальность. 

СМИ стремятся быть в авангарде новостей, предоставляя читателям самые свежие и важные сведения.

Латентные функции СМИ

Помимо стандартных задач, средства массовой информации имеет некоторые скрытые роли:

  • Функция регулирования охватывает широкий спектр воздействия на широкую аудиторию — от налаживания связей до осуществления контроля над общественными процессами. Массовые коммуникации влияют на формирование общественного сознания, как отдельных личностей, так и целых групп, способствуют складыванию общественного мнения и созданию социальных шаблонов. В этом контексте скрыты возможности для манипуляции сознанием общества, его управления и выполнения функций социального надзора. В отличие от государственных органов, СМИ не имеют права применять экономические или административные меры к нарушителям, контроль может быть эффективным, поскольку СМИ предоставляют не только юридическую, но и моральную оценку действиям и событиям. Обычно люди воспринимают социальные нормы, эстетические и этические стандарты, которые СМИ продвигают как положительные образцы поведения, общения, стиля одежды и прочее.

  • СМИ занимает центральное место в процессе формирования общественного мнения о разнообразных сферах социальной жизни: от социальной организации до политических событий, экономических изменений и культурных аспектов. Она способствует развитию мнений у людей о темах, которые могут быть не очевидны в повседневности, например, о происходящем за рубежом, о работе политиков или творчестве артистов.

  • СМИ также выступают в роли платформы для выражения интересов общественных групп, предоставляя им возможность делиться своими взглядами, находить единомышленников и объединяться вокруг общих ценностей и задач, а также формулировать и представлять интересы.

Функции СМИ выполняют ряд задач, которые тесно переплетаются и в конечном итоге направлены на возбуждение активных действий у людей. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что мобилизующая роль медиа может привести к нежелательным последствиям, и случаи, когда медиа оказывают негативное воздействие на общество, не являются ничем необычным.

Политика и СМИ

Медиапространство оказывает значительное влияние на политическую сферу, особенно когда демонстрирует склонность к пропаганде. Эта тенденция присуща как российским, так и международным СМИ. Однако они применяют свои инструменты по-разному: одни СМИ ограничиваются умолчанием по поводу важных фактов, в то время как другие намеренно искажают информацию в интересах политической системы. Каждый политик стремится воссоздать положительный образ себя и работы, и медиа могут в этом помочь.

В период предвыборных кампаний роль СМИ особенно выражена. В это время наблюдаем телевизионные дебаты, политические агитационные кампании. Телевидение показывает трансляции с массовых политических мероприятий, где звучат призывы, и представляется каждый из кандидатов. Однако СМИ также могут скрывать информацию: например, уделяя больше внимания одному кандидату, а другому — меньше. Общественное восприятие кандидата сильно зависит от того, как он будет представлен в СМИ.

Приемы влияния СМИ на политику

Основная задача методов воздействия на общественность заключается в увеличении числа заинтересованных людей. Несколько способов, которыми СМИ влияют на политическую обстановку:

  • освещение вопросов, волнующих широкий круг людей, таких как налоги и пенсионные реформы;
  • акцентирование внимания на ярких, шокирующих событиях и фактах, которые притягивают внимание (олимпийские победы или рекорды по выживанию без воды);
  • введение в контент элементов личной и иногда секретной информации (скандалы с разводами и любовными интригами);
  • выделение негативных аспектов в новостных материалах (предательство или злоупотребление властью);
  • использование авторитетных мнений для подкрепления аргументов.

Трудно не заметить, насколько СМИ участвуют в общественно-политической жизни, стремясь достичь целей доступными средствами.

Виды СМИ

Средства массовой информации классифицируются по нескольким категориям:

  • электронные СМИ представляют собой цифровую версию печатных или телевизионных источников информации;печатные издания (включая газеты);
  • справочные издания;
  • радио;
  • телевидение является источником коммерческой, политической, культурной, образовательной или развлекательной информации.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту