Рады, что вам понравилась статья 😊
Эссе — это небольшое сочинение свободной формы, в котором автор выражает личные впечатления и мысли по какому-либо поводу или вопросу. В тексте раскрывается взгляд пишущего только на один вопрос (тему, проблему) без претензий на исчерпывающее изложение.
Эссе ― небольшое рассуждение автора, выраженное в свободной художественной форме.
В большинстве случаев ученики и студенты пишут сочинения только потому, что от них этого требует преподаватель. Из-за это складывается ошибочное убеждение, что эссе ― всего лишь способ продемонстрировать свои знания учителю или профессору.
Такой подход в корне неправильный. Основная причина написания эссе заключается в том, чтобы ученик научился формулировать и организовать свои мысли в обоснованной, последовательной форме.
Процесс помогает:
1. Усвоить пройденный материал ― человек не может рассуждать о том, чего не понимает. Написание эссе подразумевает осмысления темы, формирование четкого представления о предмете;
2. Запомнить изученное ― ученик легко забывает прочитанное, однако он вряд ли забудет то, о чем писал;
3. Рассмотреть проблему под другим углом ― излагая мысли по выбранной теме, автор может прийти к неожиданным выводам;
Умение сформулировать мысль ― навык, который будет пригождаться на протяжении всей жизни. Начиная от устройства на работу, где человеку нужно убедить работодателя в своей компетентности и конкурентоспособности и заканчивая простыми бытовыми спорами, в которых побеждает не тот, кто прав, а тот, кто сможет привести наиболее убедительные аргументы.
Эссе пишется на узкую тему и в небольшом объеме. Размеры текста для школьников обычно варьируются в пределах 2-3 тысяч знаков (1-2 страницы). Для студентов и специалистов объемы достигают не более 10 страниц. При этом в обоих случаях вступление и заключение будут составлять по 1/5 от всего текста, а само тело 3/5.
При написании эссе стоит учитывать его отличительные черты:
Заметка №1 исключение составляет академическое эссе (исследовательская работа), которое требует максимальной объективности и обычно излагается в публицистическом стиле, без использования художественных украшений.
Процесс написания хорошего эссе состоит из 5 этапов. К ним относятся:
1. Интерпретация вопроса
2. Поиск информации
3. Составление плана
4. Написание
5. Редактирование
На этом этапе важно проанализировать тему и выделить ключевые фразы, из которых и будет складываться предмет рассуждения.
Пример №1 Есть ли равенство в дружбе?
В этом случае ключевыми словами являются «равенство» и «дружба».
В большинстве случаев, в темах эссе присутствуют абстрактные понятия, которым нужно дать определение. Что такое равенство? Что подразумевать под дружбой? Как взаимосвязаны равенство и дружба?
Заметка №2 Изначально проблемы эссе слишком широкие, определения позволяют сузить тему. Например, если сказать, что определяющим компонентом дружбы является возможность доверять другому человеку, тогда рассуждение будет строится исходя из равенства в доверии и следующим вытекающим вопросом будет: возможна ли дружба, если один человек доверяет другому больше/меньше? Если, ученик считает, что не возможна, он строит аргументацию исходя из того, что для дружеских отношений равенство в доверии обязательно, тогда соответственно, равенство в дружбе есть, а если его нет, то нет и самой дружбы.
От интерпретации основных понятий зависит весь ход рассуждений и то, насколько объемной будет работа.
Когда тема проанализирована, следующий шаг (если позволяет время) ― изучение материалов по теме. При этом перебирая источники, важно учитывать, что не нужно читать все подряд, следует выбирать только те книги, произведения и статьи, которые будут полезны при построении аргументации.
Совет №1 При поиске информации лучше всего делать заметки: выписывать подходящие цитаты, сравнения, примеры, факты, интересные сравнения и т.д. Для наглядности имеющуюся информацию можно оформить в виде mind map. На этом этапе также можно провести мозговой штурм. Он подаст новые идеи, которые смогут придать работе оригинальность.
План придает эссе четкую структуру, которая подчеркивает смысловое единство текста и влияет на оценку работы преподавателем. Более того, предварительное планирование облегчает процесс написания, так как составляя план, ученик заранее видит общую картину и при необходимости может внести изменения на уровне плана.
Любой план строится на 3х столбах: тезисе (утверждении), аргументе (доказательстве) и примерах.
Пример №2 Построения плана:
Влияние СМИ на детей и подростков.
I. Вступление
1. Подводка к теме (актуальность): новая реальность ― технологии на каждом шагу2. Тезис: СМИ может влиять на детей и подростков как положительно, так и негативно.
II. Аргумент 1
1. Утверждение: есть много типов СМИ, которые не могут расцениваться одинаково2. Подкрепление примерами: словесное СМИ, звуковое СМИ, визуальное СМИ
III. Аргумент 2
1. Утверждение: при правильном использовании, СМИ может оказывать положительное воздействие на ребенка2. Подкрепление примерами: образовательные каналы, передачи.
IV. Аргумент 3
1. Утверждение: неправильное использовании СМИ может негативно сказаться на ребенке 2. Подкрепление примерами: замкнутость, ухудшение коммуникативных навыков, отстраненность от реальной жизни.
V. Аргумент 4
1. Утверждение: чтобы сказать, как СМИ влияет на детей и подростков важно учитывать виды СМИ и то, как они используются ― важно соблюдать баланс. 2. Подкрепление примерами: соблюдение баланса между времяпровождением в интернете (или перед экраном телевизора) и развитием навыков, необходимых в реальной жизни.
VI. Заключение (повторение тезиса и несколько слов о технологиях, прогресс и о том, что несмотря на обилие плюсов у всего есть свои минусы).
Написание эссе состоит из 3 основных компонентов, к которым относятся:
1. Вступление
2. Основная часть
3. Заключение
Во вступлении автор знакомит читателя с проблемой, которую формулирует в виде тезиса ― емкого утверждения. Если эссе художественное, то во вступительной части также задается общее настроение текста. Здесь также можно затронуть актуальность темы.
Пример №3 Неолитическая революция: необходимость или случайность?
Здесь ученик может сказать несколько слов о том, когда впервые произошла неолитическая революция, указать несколько мест (например, Средняя Европа, Балканы, Средиземноморье). А далее рассмотреть ключевое понятие, определить, что такое революция и сформулировать утверждение. Например: рассмотрим неолитическую революцию как необходимость.
Заметка: Утверждение не обязательно должно быть однобоким. Так как эссе предполагает рассуждение, ученик может всегда рассмотреть проблему с нескольких сторон и только после, на основе этих рассуждений сделать вывод.
В основной части автор приводит аргументы. При этом каждое из доказательств также имеет свой тезис и свою доказательную базу.
Пример №4 Допустим автор сначала рассматривает неолитическую революцию как необходимость.
Он приводит аргумент: неолитическая революция – результат выживания человека в новой среде. Это утверждение и будет тезисом аргумента. Однако этот тезис также нуждается в подкреплении (или более детальном раскрытии). В качестве примера автор может привести тот факт, что, приспосабливаясь к условиям окружающей среды, люди стали добывать кремень из шахт, лепить посуду из глины, они пересмотрели свои взгляды на охоту и собирательство, что в итоге привело к появлению скотоводства и земледелия.
Важно: Чем детальнее подкрепление аргумента, тем устойчивее доказательная база в целом.
В заключении автор пишет о выводах, к которым он пришел в процессе рассуждения, высказывает предположения (если они уместны) или говорит о важности вопроса.
Пример №5 Автор рассмотрел тему с обоих позиций (необходимости и случайности) и заключает, что неолитическая революция ― необходимость, смешанная со случайностью. В последнем абзаце, можно написать несколько предложений о том, почему людей волнует этот вопрос. Один из вариантов завершить эссе ― сделать открытую концовку, сказав, что может быть эта проблем не так уж и важна и лучше сосредоточиться на будущем, а не на том, что позади. Другой вариант ― написать, что эта проблема важна, потому что нельзя построить будущее, не разобравшись до конца в прошлом.
Дополнительная информация: вступление, заключение и каждый из аргументов обычно оформляются в виде отдельных абзацев.
Редактирование нужно для того, чтобы отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности. При этом можно опираться на следующие вопросы:
Совет №2 Чтобы избежать «замыленного взгляда» перед проверкой работе лучше дать отлежаться. Одного, двух дней обычно достаточно для того, чтобы увидеть ошибки и «дыры» в изложении.
Эссе на тему «В чем смысл жизни?»
Эссе по социологии на тему «Бизнес ― деятельность для своего блага или для блага общества?».
Основное отличие между эссе и сочинением заключается в произвольном изложении мыслей. Эссе выражает отношение к проблеме, субъективный взгляд, в то время как сочинение представляет собой объективный анализ проблемы. Причем, как правило, сочинение строится вокруг художественного произведения, научной статьи или проведенного эксперимента. Эссе же может писаться без привязки темы к конкретным событиям, фактам или другим материалам.
Помимо стилистических нестыковок и проблем с грамматикой, в эссе встречаются ошибки, связанные со структурой и содержанием.
Ниже указаны наиболее распространенные из них.
Часто ученики берут обширную тему, однако не сужают ее до конкретного вопроса. В результате, в попытке рассмотреть множество ответвлений одной и той же проблемы, они теряют нить повествования. Эссе получается смазанным и плохо-аргументированным.
Как избежать: выделить один аспект темы и подробно рассмотреть именно его.
Отсутствие тезиса (или его четкой формулировки) делает все эссе бессмысленным. Если нет мысли, то нечего доказывать, не к чему приводить примеры.
Как избежать: сформулировать тезис не сложно, достаточно посмотреть на вопрос и выразить ответ на него в одном предложении.
Отсутствие оригинальности ― еще одна погрешность, которой злоупотребляют ученики. Происходит она из-за недостатка времени потраченного на анализ и интерпретацию темы.
Как избежать: во-первых, если предлагается список тем, лучше выбирать ту, которая интересна, а не ту, которую можно быстрее написать, переделав сочинен из интернета; во-вторых, подумать о том, что эссе ― это не формальный документ, который нужен только для хорошей отметки, это размышление, которое отображает взгляды на жизнь и восприятие ситуации.
Ответ на тот или иной вопрос есть у каждого человека, нужно просто сфокусироваться и изложить их в текстовой форме.
Особенности написания заключительной части для эссе: моменты, требующие внимания со стороны студента. Какие методы и виды можно будет реализовать в работе? Типология, при использовании которой можно будет получить корректный итоговый результат оформления.
Заключающая глава работы имеет значение, так как на ее основании чаще всего делаются выводы относительно качества и завершенности написанного. Следовательно, студенту требуется уделить время проработки заключительного раздела, чтобы при проверке не возникало вопросов или ощущения незавершенности сказанного.
Любая работа, составляемая студентом самостоятельно – это очередное испытание, пройти через которое оказывается не столь просто. Уже в процессе составления эссе возникают вопросы и недопонимания. Чтобы минимизировать вероятность получения неудовлетворительной оценки, стоит следовать рекомендациям, которые даются экспертами:
Каким должно быть заключение в эссе
Кратким и лаконичным, завершающим мысль и дающим понять, что работа подошла к концу, и имеется обоснованное умозаключение. Никакой «воды», новых рассуждений, ранее не обговоренных суждений и пр. Заключение – это подведение итогов по уже проделанной работе, а не ее дополнение.
При написании работы студент столкнется со следующими разновидностями:
Пример:
Риторический вопрос не предполагает конкретного ответа, например: «Сколько еще наш народ будет терпеть вопиющую несправедливость?» не подразумевает ответа в стиле «Три года и два месяца», а намекает, что пора что-то менять.
Пример:
Начать заключение такого типа можно со слов «Итак», «Таким образом», «Проанализировав … можно заключить».
Пример:
Для учебных эссе это не очень характерно, но некоторые социальные темы могут быть раскрыты с помощью такого заключения, например: «Давайте начнем с себя и уже завтра бросим курить», «Возьмите телефон и просто позвоните самому близкому человеку – и мир станет чуть лучше».
Выбрать нужный метод рекомендуется еще до начала составления работы, так как только в таком случае можно будет получить результат, соответствующий всем установленным требованиям и нормам. Студент может применить в своей работе метод:
Использование шаблонов упростит составление итогового абзаца в эссе.
Простой в понимании вариант. Проверяющий не будет оспаривать известную цитату, главное – корректно ее подобрать под тематику работы.
Завершение, заставляющее задуматься о прочитанном материале и сделать свои выводы.
Это выделение заключающей мысли из представленной ранее информации. Достаточно будет 1-2 предложений.
Вера в лучшее – это то, что свойственно каждому человеку, а поэтому использование подобного приема положительно скажется на качестве эссе.
Может использоваться не во всех темах, но в некоторых выглядит уместно и даже вдохновляюще.
В начале эссе автор как бы задает риторический вопрос, но при окончании написания – самостоятельно на него отвечает.
Смелый шаг, который можно реализовать если при прочтении работы не возникает вопросов или недопонимания, которые и должны быть освещены в итогах.
Оформление рекомендуется создавать на основании предоставленных методических указаний, чтобы исключить выявление серьезных ошибок и занижение итоговой оценки.
Совет: Если возникли сложности с пониманием методических указаний – стоит обратиться с вопросами к научному руководителю.
В этой статье мы разберем основные критерии при оценки эссе, какие ошибки делаются при его написании. Мы также расскажем, как их избежать и как закончить эссе, чтобы за него поставили высокий балл.
Оценка эссе основывается на ряде критериев, которые помогают определить его качество и соответствие академическим стандартам. Знание этих критериев может не только повысить шанс получить хорошую оценку, но и улучшить навыки аргументации, логики и выразительности.
Хорошее эссе всегда имеет четкую структуру, включающую введение, основную часть и заключение. Введение должно кратко представить тему и обозначить цель эссе, основная часть — развернуто раскрыть аргументы, а заключение — подвести итоги. Логичность подачи материала, плавные переходы между параграфами и ясная последовательность аргументов делают текст более понятным и убедительным для читателя.
Эссе также оценивается по глубине и обоснованности представленных аргументов. Важно, чтобы каждый тезис был подкреплен доказательствами, будь то цитаты, примеры, статистические данные или ссылки на исследования. Критическое мышление, способность анализировать различные точки зрения и приводить контраргументы также являются важными аспектами оценки.
В эссе важно выразить личный взгляд на проблему и предложить уникальный подход к ее рассмотрению. Оригинальные мысли и идеи, которые не просто повторяют общеизвестные факты, высоко ценятся, особенно если автору удается предложить новый способ интерпретации темы или раскрыть ее с неожиданного ракурса.
Ясность и точность языка — один из ключевых критериев оценки. Стилистическая грамотность, богатство лексики и умение использовать литературные приемы (метафоры, аналогии, сравнения) делают текст выразительным и интересным для читателя. При этом важно избегать чрезмерной усложненности языка, двусмысленных формулировок и жаргона.
Эссе также оценивается по орфографической и пунктуационной грамотности. Ошибки и опечатки могут снизить восприятие текста и повлиять на общую оценку. Кроме того, важно соблюдать требования к формату и оформлению, включая шрифт, размер текста, поля и ссылки на источники.
Эти критерии позволяют объективно оценить эссе, проверяя не только знания автора, но и его способность ясно, логично и увлекательно излагать свои мысли.
При написании эссе даже самые опытные авторы могут столкнуться с ошибками, которые снижают качество работы и, соответственно, ее оценку. Знание типичных ошибок помогает их избежать и значительно улучшить итоговый результат.
Если основная мысль эссе недостаточно ясна или плохо сформулирована, читателю сложно понять, о чем идет речь и к каким выводам стремится автор. Слишком расплывчатый тезис приводит к тому, что текст теряет структуру, и аргументы кажутся несогласованными. Рекомендуется четко формулировать основную идею в начале работы и придерживаться ее на протяжении всего эссе.
Многие авторы пытаются увеличить объем текста за счет излишних повторений и использования ненужных фраз. Это не только перегружает эссе, но и усложняет восприятие основной мысли. Прежде чем отправить работу, лучше проверить, можно ли сократить текст без потери смысла — это сделает его более емким и убедительным.
Эссе без примеров, данных или ссылок на исследования выглядит неполным. Обоснованные доказательства помогают подкрепить мнение автора, поэтому важно избегать голословных утверждений. Если в эссе приводится какое-то утверждение, оно должно быть логически выведено и подтверждено аргументами.
Часто бывает, что авторы непреднамеренно допускают искажение данных или используют источники, не разобравшись в их контексте. Это может серьезно подорвать доверие к аргументам и вызвать сомнения в честности или профессионализме автора. Важно не только указывать источники, но и проверять их достоверность и точность.
При написании эссе легко уйти в сторону и начать рассуждать о вопросах, лишь косвенно связанных с основной темой. Такие отклонения отвлекают внимание и создают впечатление несфокусированности. Полезно периодически проверять, соответствуют ли рассуждения теме, и, если необходимо, корректировать текст.
Ошибки в орфографии, пунктуации или оформлении работы могут снизить общий уровень восприятия текста. Часто авторы считают, что достаточно просто изложить мысли, однако качество работы во многом зависит от внимательной правки. Проверка текста на ошибки и его оформление в соответствии с требованиями помогают избежать многих недочетов.
Шаблонные фразы, переписанные из учебников мысли или избитые аргументы могут создать впечатление, что автор недостаточно вдумчиво отнесся к теме. Эссе всегда выигрывает от добавления индивидуального подхода, свежего взгляда или нового подхода к проблеме.
Эти распространенные ошибки могут снизить общую оценку эссе, даже если автор проделал значительную работу. Уделяя внимание деталям и избегая типичных недочетов, вы можете создать ясный, интересный и профессионально выполненный текст, который выгодно выделится на фоне других.
Чтобы создать качественное эссе, важно подходить к процессу осознанно и поэтапно. Ниже представлены основные шаги, которые помогут сделать текст структурированным, логичным и интересным.
🤔 ОпределениеТезис — это главная идея эссе, на основе которой будут строиться аргументы.
Он должен быть четким и лаконичным, чтобы задавать тон всей работе. Например, если эссе на тему «Влияние технологий на общество», можно выбрать такой тезис: «Технологии меняют общественные нормы, обеспечивая удобство, но создавая и новые проблемы».
Следуя этим шагам, вы создадите ясное, структурированное и убедительное эссе, которое будет не только приятно читать, но и оценивать.
Завершение эссе — важный этап, который оставляет последнее впечатление у читателя. Удачное заключение подводит итог аргументам, акцентирует внимание на главной идее и создает завершенность текста. Вот пять способов закончить эссе так, чтобы оставить у читателя яркое впечатление.
Один из самых распространенных и простых способов завершить эссе — это резюмировать основные аргументы. Такой подход позволяет еще раз подчеркнуть ключевые идеи и убедиться, что читатель унесет с собой главное. Подведение итогов помогает связать все части эссе, показывая, как они работают вместе для подтверждения тезиса.
Если тема эссе касается актуальных вопросов или социальных проблем, хорошим вариантом будет заключение с призывом к действиям или размышлениям. Это может быть мотивация читателя задуматься над собственными действиями, повлиять на мир вокруг или рассмотреть тему под новым углом. Призыв к действию помогает читателю почувствовать, что его мнение имеет значение и что он может повлиять на ситуацию.
Включение подходящей цитаты или пословицы в конце эссе может подчеркнуть вашу позицию и усилить впечатление. Главное — выбрать цитату, которая действительно соответствует вашей теме и дополняет ваши аргументы. Это добавляет изящества и помогает лучше запомнить основную идею.
Вернувшись к мысли или вопросу, с которого вы начали эссе, вы можете создать ощущение завершенности. Такой подход часто называют «закольцованной структурой». Например, если эссе начиналось с личной истории или метафоры, то возвращение к этому образу в конце связывает начало и конец, придавая тексту целостность.
Завершение эссе риторическим вопросом может подтолкнуть читателя к дальнейшим размышлениям и углубленному пониманию темы. Такой вопрос должен быть четко связан с основными мыслями эссе и оставить у читателя чувство любопытства или вдохновения. Это отличная техника, чтобы сделать финальную точку более запоминающейся и заставить читателя задуматься над темой.
Заключение — это последняя возможность донести до читателя ваши идеи и оставить нужное впечатление. Выберите подходящий метод, чтобы завершение стало ярким и логичным аккордом, который запомнится надолго.
Ошибки при написании эссе — это то, с чем сталкивается почти каждый, особенно начинающий автор. Чтобы создать структурированное, убедительное и интересное эссе, важно знать, какие ошибки могут подстерегать и как их избежать. Вот несколько самых распространенных ошибок и рекомендации, как их избежать.
Одна из частых ошибок — написать эссе без четкого введения, основной части и заключения. Такая работа выглядит несобранной и затрудняет понимание для читателя. Чтобы избежать этой ошибки, перед написанием эссе составьте план, где будут обозначены основные идеи и их порядок. Это поможет удержать логическую структуру и сделать текст последовательным.
Стремление охватить как можно больше тем и аргументов в одном эссе может привести к перегрузке текста. Из-за этого читателю будет сложно усвоить основную мысль. Постарайтесь сосредоточиться на одной основной идее и тщательно проработать несколько ключевых аргументов, вместо того чтобы указывать слишком много аспектов поверхностно.
Иногда авторы стараются использовать сложные фразы или профессиональные термины, полагая, что это придаст тексту научный вид. Однако это может сделать эссе трудным для понимания. Лучше выбрать более простые и ясные слова, которые четко передают мысль и подходят для целевой аудитории.
Аргументы без доказательств теряют свою убедительность. Заявления, не подкрепленные фактами или примерами, не дадут читателю основания верить в вашу правоту. Подкрепляйте каждый тезис конкретными примерами, цитатами или ссылками на исследования, чтобы показать, что ваши слова обоснованы.
Чрезмерное использование цитат или, наоборот, их недостаток — частая ошибка. Когда текст перегружен чужими мыслями, он теряет индивидуальность. В то же время, отсутствие цитат может создать впечатление, что ваши аргументы слабы. Постарайтесь соблюдать баланс: используйте цитаты, когда это действительно помогает раскрыть мысль, и следите, чтобы собственный голос оставался главным в эссе.
Эссе без четкого заключения может оставить читателя с ощущением незавершенности. Заключение должно быть логическим завершением, подводя итог всему, что было сказано, и еще раз акцентируя основную мысль. Не забывайте, что именно концовка формирует финальное впечатление от работы.
Небрежность в грамматике и орфографии создает впечатление непрофессионализма. Даже если ваше эссе написано интересно и грамотно с точки зрения структуры, ошибки могут снизить его восприятие. Перед сдачей работы внимательно проверьте текст или воспользуйтесь редактором для проверки орфографии и грамматики.
Быстрая сдача эссе без редактирования — еще одна частая ошибка. Даже хорошо написанный текст можно улучшить, если перечитать его спустя некоторое время. Редактирование помогает исправить ошибки, улучшить стиль и убедиться, что каждая фраза логична и обоснована. Попробуйте оставить текст на несколько часов или день, а затем перечитайте его свежим взглядом.
Избегая этих ошибок, вы сможете создать эссе, которое будет ясным, логичным и убедительным. Помните, что качественное эссе — это не только хорошие идеи, но и четкость, структура и тщательная проверка текста перед сдачей.
Процесс написания эссе требует внимательности к структуре, аргументации и языковой точности. Знание требований к содержанию и критериев оценки позволяет не только избежать распространенных ошибок, но и значительно повысить качество работы. Эссе, написанное с учетом всех рекомендаций, станет целостным, структурированным и убедительным. Уделив внимание каждому этапу — от четкой формулировки тезиса до тщательной корректировки текста, автор сможет создать произведение, которое оставит яркое впечатление у читателя и заслужит высокую оценку.