Поможем написать диссертацию на заказ в Казани Просто заполните форму на сайте Work5.
. Мо мнению Чаадаева, в русской философии имеется преобладание двух основных идей. Первая идея – это стремление к реализации утопии. Вторая идея – особый путь русского народа, поиск русской национальной идентичности. Эти идеи персонифицировались в двух крупнейших философах России первой половины девятнадцатого века. Идея о русском народе как о мессии принадлежала А.С. Хомякову – родоначальнику «русской идеи». Исторический процесс России Хомяков понимал как постепенное «проявление начала», прояснение глубинного смысла русской нации, одним из характерных свойств которой является, по словам философа, «детскость русской души», которая есть причина всех остальных ее свойств и психологический ключ к разгадке ее тайны . Идею построения утопии, царства справедливости на Земле воплотил в себе сам П.Я. Чаадаев. Он обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле» , причём Царство Божье — это метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники). Чаадаев, в отличие от Хомякова, отрицал уникальность России и ее исключительный исторический путь. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — суть «национальные предрассудки». Кроме того, он считал, что русский народ исключительно равнодушен и безразличен и к тем, кто им управляет, и вообще к собственной судьбе: «В русском народе есть что-то неотвратимо неподвижное, безнадежно нерушимое, а именно – его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет». В данном исследовании будет рассмотрен этот тезис Чаадаева с исторической и психологической точки зрения.