Специалисты сделают реферат на заказ срочно в Нижнем Новгороде , заполните форму на нашем сайте.
. Зимней, А. Локшиной, А. Пометун, А. Савченко, С. Трубачева, А. Хуторского. Несмотря на существенные изменения образовательных приоритетов в действующей системе обучения, контроль и оценка, как и раньше, считаются прерогативой учителя, то есть сохраняется неравноправие ученика в оценке результатов своей учебной работы, особенно это касается младших школьников. Итак, актуализируется задача формирования у младших школьников контрольно-оценочных умений, которые возникают важными факторами качественного образования или успешного обучения на следующих уровнях образования. Очевидно, что в контексте личностно ориентированной образования проблема контроля и оценки требует переосмысления, одним из направлений решения которой является переход от авторитарного стиля осуществления контрольно-оценочной деятельности к формированию контрольно-оценочных умений учащихся на гуманистических началах. В педагогике, психологии накоплено определенную совокупность знаний, составляющих теоретическую платформу исследования этой проблемы. В центре внимания ученых были такие ее аспекты: функции проверки и оценки знаний в учебном процессе; требования к знаниям, умениям, навыкам; функции, виды, методы и формы контроля, которые исследовали Г. Вергелес, Т. Ильина, И. Кулибаба, И. Лернер, В. Лозовая, В. Полонский, А. Савченко, М. Скаткин, В. Сухомлинский, Г. Троцко , А. Хуторской, В. Ягупов и др. Контроль и оценку в пределах теоретической концепции учебной деятельности (В. Давыдов, Д. Эльконин, Г. Костюк) рассмотрено в психологических трудах и научным исследованиях дидакты Т. Андрущенко, Л. Берцфаи, В. Буряка, А. Захаровой, Н. Максимовой, А. Малыхина, Т. Матис, К. Поливановой, Ю. Полуянова, В. Репкина, В. Романко, В. Рубцова, Г. Цукерман и др .; проблемы контроля и оценки в развивающей обучении, которым посвящены работы А. Воронцова, Н. Гусарева, Г. Цукерман и др .; теоретические основы организации контрольно-оценочного этапа учебной деятельности, исследовали Т. Воронова, Г. Ксензова, Н. Талызина, Л. Фридман; дидактический аспект формирования у учащихся общеучебных умений, освещен в трудах Ю. Бабанского, А. Бугрий, С. Воровщикова, В. Кулько, Н. Лошкарев, А. Савченко, Д. Татьянченко, А. Усовой, Т. Цехмистров и др., в частности умение работать с учебной книгой (Н. Гавриш, Я. Кодлюк). Психологи исследовали проблемы, связанные с изучением воспитательных функций оценки, анализом психологических условий воздействия оценки учителя на формирование самооценки учащихся, раскрыто в исследованиях Ш. Амонашвили, Б. Ананьева, Л. Божович, Н. Зубаль, А. Липкин, Л. Рыбака и др. Заметим, что большинство из названных исследований проведено в рамках традиционного обучения, в котором контроль и оценка преимущественно оставались прерогативой учителя. Заявленная гуманистическая парадигма современного образования выдвигает на первое место задачу личностного развития учащихся, превращения ребенка в подлинного субъекта учебной деятельности, невозможно без овладения действиями контроля и оценки, умение самостоятельно их осуществлять. В то же время, несмотря на очевидную важность контрольно-оценочных умений в учебной деятельности младших школьников, можно констатировать, что эта проблема остается недостаточно исследованной. В последние годы выполнен ряд диссертаций, в которых отражены проблему контрольно-оценочной деятельности младших школьников (А. Баранова, О. Масюк, В. Махновская, А. Сергеева, И. Толмачева), в частности проблему контрольно-оценочной деятельности учителя (Н. Волковинская , А. Матвиевская, В. Синебрюхова) вопрос подготовки учителей к формированию у учащихся оценочных умений (Н. Бежанова). Изучение теоретических основ и состояния организации учебного процесса в начальной школе позволили выделить такие противоречия между: - Ориентацией учебного процесса на развитие субъектности учащихся, воспитание ответственного отношения к учебе и привычным для школы взглядом на контроль как прерогативу учителя; - Задекларированным личностно ориентированным подходом к использованию оценки как средства самореализации ученика и распространенной практикой использования оценки как средства манипулирования; - Осознанием педагогическим сообществом неотложности гуманистических изменений в учебном процессе и неготовностью большинства учителей к формированию контрольно-оценочных умений учащихся на гуманистических началах; - Осознанной необходимостью формирования контрольно-оценочных умений и отсутствием соответствующей системы целенаправленной работы. Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить систему формирования контрольно-оценочных умений у младших школьников. Согласно цели, предмета и выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи: 1. На основе обобщения результатов терминологического анализа понятий «самоконтроль», «самооценка», их сущность в контексте формирования контрольно-оценочных умений у младших школьников. 2. Охарактеризовать содержанию и структурные признаки контрольно-оценочных умений и особенности их формирования у младших школьников. 3. Определить уровне сформированности умений самооценки и самоконтроля младших школьников. 4. Экспериментально проверить эффективность системы формирования контрольно-оценочных умений в учебном процессе начальной школы. Объект исследования - формирование контрольно-оценочных умений в учебном процессе начальной школы. Предмет исследования - система формирования контрольно-оценочных умений у младших школьников. Гипотеза исследования - формирование контрольно-оценочных умений у младших школьников будет эффективным, если в учебный процесс начальной школы будет внедрена система, составляющими которой является содержательно-процессуальный, дидактико-методический компоненты; ее результативность будет обеспечена учетом содержательных и структурных признаков контрольно-оценочной деятельности, которая постепенно усложняется на каждом этапе начального обучения, оказывается в распространении видов контрольно-оценочной деятельности, изменении позиций учителя и учащихся; успешная ее реализация будет обусловлена субъектностью позиций ученика и учителя в учебной деятельности, применением комплекса задач для формирования контрольно-оценочных умений, эмоционально-психологической поддержкой учителем действий учащихся. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: научные положения теории деятельности (К. Абульханова-Славская, Б. Ананьев, А. Брушлинский, Л. Выготский, А. Запорожец, А. Леонтьев, Б. Ломов, С. Рубинштейн, А. Смирнов) ; теории учебной деятельности (Г. Вергелес, В. Давыдов, А. Дусавицький, Д. Эльконин, С. Максименко, Н. Менчинской, В. Репкин) теории поэтапного формирования умственных действий (П. Гальперин, Е. Кабанова-Меллер, Н. Талызина); научные подходы к организации учебной деятельности школьников, формирование у них общеучебных умений и навыков (И. Лернер, Н. Лошкарева, А. Маркова, А. Савченко, А. Усова, А. Хуторськой, Г. Щукина и др.); положения и выводы системного (В. Афанасьев, И. Блауберг, В. Садовский, Е. Юдин и др.) и деятельностного (Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн) подходов, моделирования (Б. Койшибаев, Л. Кудрявцев , Л. Растрыгина, П. Сикорский, Р. Шеннон, В. Штофф и др.); концепция личностно ориентированного и гуманистического подходов в обучении (Ш. Амонашвили, А. Газман, И. Якиманская и др.); теоретические подходы к педагогике сотрудничества и организации совместной деятельности учащихся (Ш. Амонашвили, А. Газман, А. Линник, Г. Цукерман и др.). В процессе реализации задач исследования был использован комплекс методов: - Теоретические: терминологический анализ ключевых терминов для уточнения понятийного поля исследования, контент-анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме формирования контрольно-оценочных умений с целью определения сущности этих умений в учебной деятельности младших школьников; - Эмпирические: диагностические с целью определения особенностей формирования умений самооценки и самоконтроля в учебном процессе начальной школы; педагогический эксперимент (констатирующий, формовочный, контрольный этапы) для проверки результативности смоделированной системы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.