Капитализация — стоимость предприятия, которую составляет ожидаемый доход от пользования земельным участком, ценными бумагами и другим имуществом, за время всего ожидаемого использования имущества.
Исходя из механизма увеличения капитализации, можно выделить три ее основные формы:
- реальная,
- субъективная,
- фиктивная (рыночная)).
Высокая капитализация говорит о способности хозяйствующего субъекта генерировать доходы, эффективно использовать ресурсы, расширять бизнес, что, в свою очередь, является условием будущей прибыльности.
Реинвестированная прибыль увеличивает собственный капитал, а, следовательно, и стоимость компании.
Когда компания увеличивает внеоборотные активы (средства труда) и оборотные активы (предметы труда и запасы), за счет средств с прибыли, как результата ее финансово-хозяйственной деятельности, то происходи реальная капитализация – увеличение реальной стоимости имущества.
На накопление прибыли зачастую оказывает большое влияние правильная активная маркетинговая политика и проводимая рекламная компания, от них «накручивается» рыночная стоимость компании в целом, что затмевает ее реальную стоимость.
В данном случае и происходит маркетинговая (субъективная) капитализация, т.к. ее природа субъективна и преследует, в основном, маркетинговые цели.
В условиях развитой рыночной экономики активно распространяются акционерные общества – на сегодняшний день это основная форма собственности, в которых свободно обращаются акции.
В таком случае рыночная стоимость определяется котировками акций, а капитализация определяется как рыночная стоимость компании, акции которой котируются на фондовой бирже», представляющая собой произведение рыночной цены акции и общего количества акций компании
На капитализацию предприятия, как и на ее инвестиционную привлекательность влияют финансовые и нефинансовые факторы.
Все факторы, в зависимости от разных критериев, можно разделить на несколько групп:
В зависимости от природы влияния:
- факторы социально-экономической сферы,
- факторы природно-климатической сферы,
- факторы производственно - экономической сферы;
2) В зависимости от отношения к объекту исследования:
- факторы глобального влияния,
- факторы внешнего влияния,
- факторы внутреннего влияния.
Анализ факторов, влияющих на стоимость предприятия, становится важной задачей, решение которой необходимо для получения обоснованной стоимости бизнеса.
Влияние макроэкономических факторов на капитализацию компании рассмотрим на примере нефтегазовой компании «ЛУКОЙЛ»
Капитализация ОАО «ЛУКОЙЛ» зависит от следующих макроэкономических факторов:
- от изменения цены нефти и продукций нефтепереработки;
- от курса рубля к доллару США и от темпов инфляции;
- от налоговой нагрузки;
- от стоимости и условий транспортировки нефти и нефтепродуктов в Российскую Федерацию.
По итогом опроса 2014 года, проводимого в нефтяной российской компании – ОАО «НК Роснефть», данная компания назвала те же самые факторы как факторы, определяющие результат всей операционной деятельности.
Можно сделать выводы, что вышеназванные макроэкономические факторы наиболее значимы не только в рамках какой-либо одной нефтегазовой компании, они оказывают влияние на всю нефтегазовую отрасль России.
Помимо названных факторов, ОАО «ЛУКОЙЛ» зависит от курса доллара к евро, фондового индекса Доу-Джонса и учетной ставки Федеральной резервной системы США, поскольку данная компания продает свои акции на Лондонской фондовой бирже (IOB).
Изменение любого выше названного макроэкономического фактора может изменить финансовое состояние фирмы, а, следовательно, и ее капитализацию, а в худшем случае, привести ее к банкротству.
Основная стратегическая задача ОАО «ЛУКОЙЛ» - увеличить акционерную стоимость компании, т.е. ее капитализации, следовательно, на предприятии должны разработать комплекс мероприятий, поддерживающие стоимость акций предприятия на необходимой отметке, при нежелательных изменений макроэкономических факторов (в случае падения цены на нефть и мировых фондовых индексов, повышении учетной процентной ставки ФРС США, падении курса рубля и т.д.)
В случае отрицательного влияния изменения процентных ставок ОАО «ЛУКОЙЛ» будет осуществлять действия для нивелирования данного влияния:
- снизят общий объем заимствований;
- увеличат долю заимствований, для которых применяется фиксированная ставка;
- сократят расходы;
Разработка методики комплексного прогнозирования финансовых показателей предприятия увеличит результативность прогнозов и усовершенствует мониторинг макроэкономических факторов.