Введение 3
1. Мораль в системе регуляторов 5
1.1. Понятие и функции морали 5
1.2. Взаимовлияние религии и морали 8
1.3. Мораль и нравственность 11
2. Роль морали в жизни человека и общества 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Читать дальше
Таким образом, на основании изученной информации можно сделать
следующие выводы.
Мораль – это система требований, норм и правил поведения человека,
сложившихся в ходе истории.
Традиции морали были заложены еще Сократом, именно он убеждал всех в
том, что люди совершают зло по незнанию, а не по своей воле, ибо нельзя
вершить злодеяние, зная добродетель. Проблемы зла и добра в мире актуальны
сейчас, как и тысячи лет назад.
Мораль и нравственность как регуляторы поведения присущи человеку и
только человеку.
В нормах морали проявляется ее регулятивная функция. Нормы мора ли
имеют общий признак с другими нормами – они регулируют поведение, но их
спецификой является требование делать добро и пресекать зло.
Возможность выбора, заключенная в самой природе человека, ставит его в
систему морально-нравственных норм и правил. Выбор создает человека,
определяет его жизнь. Выбор и свобода выбора есть неотъемлемые признаки
(атрибуты) человеческого бытия и основания для морального поведения. В
мораль входит система норм[16].
Мораль и этика каждого из людских сообществ находятся в состоянии
перманентного развития. Меняются их рамки, отношение социума к различным
поступкам также непостоянно. То, что лет пятьдесят назад казалось
совершенно недопустимым, сегодня может восприниматься в качестве нормы
поведения, И наоборот, вполне простительный и обыкновенный поступок из
прошлого сегодня считается верхом неприличия.
Мораль оказывает значительное влияние на развитие всех сфер
общественной жизни. Это обусловлено тем, что человек способен подвергать
моральной оценке любую сторону общественной жизни. Поэтому мораль имеет вес
в политической, религиозной, экономической, духовной и научной области
современного общества.
Моральные нормы, в отличие от законодательных регламентов, считаются
правилами неписаными. Человек, не нарушивший ни одной из статей Уголовного
кодекса, тем не менее, может слыть негодяем и быть презираемым окружающими.
Примером может служить неразборчивость в сексуальных партнерах, частая
и беспорядочная их смена, которую осуждаемая персона не считает нужным
скрывать. Грубость, лживость, зависть и прелюбодейство в большинстве
современных государств уголовно ненаказуемы, но обществом порицаются.
Однако социальные институты не во всех случаях столь мягко относятся к
нарушениям принятых систем поведения, некоторые моральные нормы закреплены
законодательно. Их выполнение обязательно для всех граждан.
Читать дальше
1. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во
Михайлова В.А., 2014. – 288 с.
2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 2011. -
216 с.
3. Гумницкий А.Г. Мораль и религия // Философия и общества. – 2012. -
№ 65. – С. 18-21.
4. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: РОССПЭН, 2010. – 223 с.
5. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика, 2014. - 351 с.
6. Дробницкий О. Понятие морали: историко - критический очерк. - М.:
Юнити, 2010. – 104 с.
7. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика. – М.; Ростов н/Д :
МарТ, 2015. – 413 с.
8. Иванов В.Г. Этика. – Спб: Питер, 2010. – 210 с.
9. Конева Н.Е. Этика в меняющемся мире. – М.: Армада, 2012. – 198 с.
10. Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М.: Издательство Дашков и К, 2010.
- 488 с.
11. Никитич Л. А. Этика. – М.: Юнити, 2012. – 392 с.
12. Титаренко А.И. Нравственные основы общения. - М.: Знание, 2011. -
64 с.
13. Широкова И.Г. Этика: конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2012. –
160 с.
14. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. - М.: Молодая
гвардия, 2011. – 54 с.
15. Этика российского рынка. Антология / Под ред. А.О. Блинова. – М.:
Камерон, 2014. – 367 с.
16. Этика. Учебное пособие для студ. вузов. – Минск: Новое знание,
2012.- 508 с.
Читать дальше