ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ………………………………………………………..5
2. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ С ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ………………………………………..12
3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В СРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ И ПРОФИЛАКТИКА ИХ НЕГАТИВНЫХ ВЛИЯНИЙ………………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27
Читать дальше
В настоящее время психологами разработан ряд специальных методик для изучения элементов криминальной субкультуры: методика пространственно-знаковой социометрии, психосемантический анализ арготизмов в среде осужденных, визуальная психодиагностика невербальных проявлений осужденных и пр. Представляется, что ознакомление с ними сотрудников пенитенциарных учреждений будет способствовать не только повышению их профессионально-психологической компетенции, но и совершенствованию индивидуально-дифференцированного подхода к воспитательной работе с различными категориями осужденных.
Традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами основные детерминанты закономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются в проведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, а также в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияния криминальных группировок. При этом разложение малых групп отрицательной направленности в исправительных учреждениях осуществляется через специальные воздействия на их лидера, через выявление и пресечение противоправных каналов и способов криминогенного общения и взаимодействия членов асоциальной группы, через развенчание истинной сути воровских традиций и обычаев (например, “воровского общака, “прописки” и др.).
К настоящему времени пенитенциарные психологи разработали научно обоснованные рекомендации по воздействию на стихийные социально-психологические явления в среде осужденных по пресечению слухов, преодолению негативных последствий “зоновской моды”, воздействию на различные виды толпы и в ситуациях паники осужденных.
Во многих научных юридических публикациях 90-х годов отстаивается мысль, что гуманизация отечественной системы органов, исполняющих наказания, преимущественно связана с установленными в новом Уголовно-исполнительном кодексе РФ (1996г.), нормами ослабления режима отбывания наказаний, создающими более благоприятные жилищно-бытовые условия осужденным и рядом иных моментов, соответствующих стандартным минимальным правилам обращения с заключенными и другим документам, принятым ООН и ратифицированным российскими законодателями.
Не подвергая сомнению целесообразность указанных мер, в то же время пенитенциарные психологи обращают внимание на необходимость создания подлинной гуманизации среды в местах лишения свободы.
Последнее, по их мнению, может быть достигнуто не только лишь через приведение жизнедеятельности осужденных в соответствие с физическими, санитарно-бытовыми, экономическими и другими нормами, обеспечивающими “очеловеченные” условия отбывания наказания, но и с гуманистическим преобразованием психологии взаимоотношений в исправительном учреждении (причем, как между различными категориями осужденных, так и между ними и персоналом мест лишения свободы).
Как видно из приведенной информации, исследование личности преступника имеет и научно-познавательное, и практическое значение. Комплексный анализ индивида не должен ограничиваться выявлением отдельных признаков, зачастую только поверхностно описывающих субъекта. Исследование должно проводиться с учетом комплекса особенностей. Это будет выступать в качестве гарантии более полного обнаружения и адекватной оценки развития личности преступника.
Это, в свою очередь, необходимо для применения соответствующих методов коррекции поведения и предотвращения новых незаконных деяний. В типологии фиксируются не просто часто случающиеся события, а закономерные. Это выступает в качестве логичного результата общественного развития личности. Благодаря имеющейся типологии значительно расширяются знания о нарушителях порядка.
Это способствует разрешению актуальных задач, касающихся борьбы с преступностью, повышению результативности индивидуальной профилактики виновных, а также ресоциализации осужденных.
Читать дальше
1) Антонян, Ю.М. Криминология. Избранные лекции / Ю. М. Антонян. - М.: Логос, 2010. - 448 с.
2) Антонян, Ю. М. Личность преступника / Ю. М. Антонян, В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2014. - 366 с.
3) Антонян, Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. - М., 2011. - 172 с.
4) Личность преступника: учебник / В.Н. Кудрявцев, А. Б. Сахаров [и др.] - М.: Юридическая литература, 2010. - 272 с.
5) Малков, В. Д. Криминология: учебник для вузов / В. Д. Малков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2010. - 528 с.
6) Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев - СПб.: Питер, 2011. - 380 с.
7) Еникеев, М.И. Юридическая психология / М.И. Еникеев - СПб.: Питер, 2010. - 480 с.
8) Баранов, П.П. Юридическая психология / П.П. Баранов - М.: Проспект, 2011. - 380 с.
9) Волков, В.Н. Юридическая психология / В.Н. Волков - М.: Проспект, 2010. 670 с.
10) Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский - М.: Норма, 2010 - 540 с.
11) Смирнова, Н.Н. Юридическая психология / Н.Н. Смирнова - М.: Волтер Клуверс, 2011. - 367 с.
12) Романов, В.В. Юридическая психология / В.В. Романов - М.: Юристъ, 2011. 588 с.
13) Андреев Н.А. Социология исполнения наказания. - М.: Астрель, 2011.- 124 с.
14) Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. - М.: АСТ, 2013. - 312 с.
15) Кудрявцев С.В. Изучение преступного насилия: социально-психологические аспекты // Психологический журнал, 1988. № 2. Т. 9. С. 55-62.
16) Ратинов А.Р. Личность преступника как криминально-психологическая проблема // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. - М.: Просвещение, 2008. С. 11-121.
17) Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. - М.: Наука, 2009.
18) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 2010. - 345 с.
19) Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: История и современность: Монография. - М., 2010. - С. 150-223.
20) Поздняков В.М. Личность преступника и исправление осужденного (историко-психологический очерк). - Домодедово, 2010. - С. 48-49.
21) Петухов Е.В. Психологическая помощь осужденным в самовоспитании. - М.: Наука, 2010. - С. 4-9.
22) Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. - Рязань, 2013. - С. 236.
23) Шнайдер Г.И. Криминология. - М.: Академия, 2014. - 309 с
24) Усов Г.М., Федорова М.Ю. Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов. - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г.
Читать дальше