ВВЕДЕНИЕ 4
1.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ЯВЛЕНИЕ 6
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.3.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Читать дальше
Давно признается тот факт, что управленческие возможности являются ключевым фактором, способствующим развитию или сдерживающим эволюционные процессы внутри организации. Умения (или неумения) руководителей обладают свойством «корпоративного резонанса», но в отличие от физического резонанса он распространяется по компании по мере удаления от источника не с затуханием, а, наоборот, с усилением. Исследования последних лет доказывают, что именно управленческая компетентность руководителя является тем основным фактором, который определяет результаты деятельности вообще и степень старания его подчиненных.
Компетентность работников управления образованием, является на рубеже XX-XXI вв. постоянным объектом исследования в отечественной педагогике. Современный руководитель образовательного учреждения должен быть компетентен в различных направлениях: системе работы с кадрами, методах и средствах управления, области знаний по проектированию и рационализации структуры и технологии процессов управления и т.д.
Как разновидность профессиональной культуры вообще и как специфическая категория педагогики, культура педагогического воздействия является шире по своему содержанию и понятий профессиональной компетентности преподавателя и его педагогического мастерства, так как оно включает еще и такие сравнительно мало применяемые категории, как педагогический артистизм, импровизацию и интуицию. Благодаря этому она помогает обратить внимание студентов на важнейшие общечеловеческие ценности, как материальные, так и духовные, нравственные и эстетические.
Одним из определяющих показателей профессионализма педагога и является его профессиональная культура.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
Профессиональная компетентность управляющего, выступая условием становления и развития его педагогического и организационного мастерства, составляет содержание педагогической культуры. Это понятие в последние годы все шире используется и разрабатывается педагогами, занимающимися исследованием проблем педагогической деонтологии (Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин и др.). Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога.
Социально-психологические и педагогические требования к профессионализму и компетентности управленческих кадров, отражающие основные тенденции развития общества и меняющиеся вместе с ним, корректируют представления о личностных и профессиональных качествах руководителя дошкольного образовательного учреждения как современного управленца.
От руководителя дошкольного образовательного учреждения требуется более высокий уровень профессиональной культуры, профессионально-педагогической компетентности, профессионально-управленческого мастерства, способности рационально использовать всю совокупность цивилизованного опыта в деле воспитания и обучения, т.е. владения в достаточной степени способами и формами управления педагогической деятельностью и отношениями.
Итак, управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения в современных условиях включает в себя три основные составляющие: профессионально-управленческую культуру, профессионально-педагогическую культуру и нравственно-этическую культуру.
Читать дальше
1. Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. СПб, 2010.
2. Аскарова Л.П. Сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 474-477.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования - Ростов н/Д., 2000. – с. 270-274
4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 2010.
5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2012.
6. Кортунова Е.П. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях // Молодой ученый. - 2011. - №6. Т.2. - С. 94-96.
7. Кравцов С.С. Директор-профессионал // Руководитель автономного учреждения. - 2010. - N 6.
8. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М.: Академия, 2011.
9. Крылова Н.Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования //Культурология: Фундаментальные основания прикладных исследований / под ред. И.М.Быховской. М.: Смысл, 2010.
10. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011.
11. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие/под ред. Н.В.Кузьминой. М.: Народное образование, 2012.
12. Милютин П. Управленческая культура личности и факторы развития // Власть. – 2007. – № 5. – С. 90-93.
13. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Академия, 2015.
14. Никандров Н.Д. Введение в профессиональную деятельность. М., 2011.
15. Новейший культурологический словарь. Ростов-н/Д.: Феникс, 2010.
16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика М.: Академия, 2015.
17. Солонин Ю. Культурология. М.: Юрайт, 2015.
18. Управление образовательными системами: / авт.-сост. Л.А.Кабанина, Н.П.Толстолуцких. Балашов: Изд-во «Николаев», 2015.
19. Чумичева Р.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Академия, 2011.
20. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 2013.
Читать дальше