Введение 3 1. Символика православного храма 6 1.1. Значение храма 6 1.2. Происхождение канонов церковной символики 7 1.3. Особенности символики православного храма 13 2. Крест как символ православного храма 23 Заключение 30 Список литературы 31

Крест как символ православного храма

курсовая работа
Культура
30 страниц
63% уникальность
2015 год
124 просмотров
Пеньков Ю.
Эксперт по предмету «Богословие»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Символика православного храма 6 1.1. Значение храма 6 1.2. Происхождение канонов церковной символики 7 1.3. Особенности символики православного храма 13 2. Крест как символ православного храма 23 Заключение 30 Список литературы 31
Читать дальше
Глубокое почитание Креста Христова, закрепившееся канонически с момента обретения святыни равноапостольной царицей Еленой, отражено в наших молитвах, песнопениях, церковной живописи, неистребимо живя в русском сердце. В народном представлении Христос и Крест нерасторжимы, что подтверждается явным созвучием. Только наш народ именует себя крестьянами - то есть христианами, крещеными людьми - людьми креста, называя его ласково: «крестовушко». «Отчего радостное чувство объемлет нас при виде водружения креста на храме? - размышляет великий тайновидец, святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Потому, мне кажется, что христианская мысль привыкла не разделять креста от Христа распятого и в кресте видит Христа, как и во Христе видит крест, ибо распятый Христос представляет Собою крест». Рациональный ум бессилен постичь великую тайну Распятия, тайну Креста Христова. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее. Изображение Распятия в церковном искусстве - не иллюстрация римской казни. Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью всегда двигало стремление показать само Искупление как Воскресение Господа.


Если вам интересно узнать стоимость реферата , заходите на сайт Work5 и заполняйте форму заказа.


. Донести до языческого сознания людей эту благую весть помогали, в том числе, художественно-символические приемы. Сталкиваясь с непостижимым и неизреченным, человек всегда прибегал к помощи символов. Условный символический язык зачастую становится единственно возможным способом не только оградить от чуждых, разрушительных влияний и профанации сами догматы и Таинства, но и пронести священный огонь веры сквозь века - ради жизни будущих поколений. Однако нужно помнить, что символ не есть сам догмат, а только является средством его выражения и необходим лишь тогда, когда он связывает нас с духовной реальностью. «Символ», собственно, и означает связь слова и образа. Крест, будучи жизнеутверждающим символом от века и доныне, пребывает в постоянном движении - развитии. Выдающийся ученый XIX в. и исследователь христианской символики граф Алексей Сергеевич Уваров не сомневался в главенствующей роли креста и его влиянии на европейскую цивилизацию: «История Креста Господня есть, без сомнения, история всего христианства, или история человечества в связи и по отношению к христианству». Святой император Константин, воздвигнув в своей империи монастырь во имя даровавшего ему победу Честного и Животворящего Креста, так и назвал его - Ставрос (по- гречески«крест»), И доныне наши монастыри именуются ставропигиальными, или крестовоздвиженски- ми (ставропигха в буквальном переводе значит «крестоводружение»). При основании храма там, где быть святому престолу, устанавливается крест. Древнейшей христианской формой вечного символа был, видимо, Тау-крест (в виде греческой буквы Т-«таф»), В католической церкви господствует четырехконечный латинский крест, а православным миром наравне с ним почитаются и греческий, и шестиконечный, и восьмиконечный. И хотя последний, получивший в силу наибольшего распространения в России имя «русский крест», стал символом Русской Православной Церкви, наш народ не видит различий в том, что для него свято. «Крест всякой формы, - по выражению преподобного Феодора Студита, - есть истинный крест». Существуют нательные, напрестольные, монументальные и наградные, поклонные и фасадные кресты - всех видов здесь и не перечислишь. Отдельная статья в русской ставрографии - кресты надглавные, или накупольные. И хотя о кресте как символе в наши дни появляется все больше и больше как научных, так и популярных книжных изданий, тема надглавного креста остается практически неисследованной. Повсюду и повседневно открытые людскому взору надглавники наших храмов почему-то до сих пор остаются в тени. А ведь это не только церковное искусство, это настоящая сокровищница народного творчества. Меж тем внешние образ или символ — это великая и удивительная тайна Божия Домостроительства о спасении человека и творения в Церкви Христовой. Богословское исследование онтологии образа, приоткрывая покровтайны, позволяет человеческому духу углубляться в меру возможности поистине вокеан Божественной Премудрости. Такое исследование выходит за рамки литургики,не может быть полностью внесено и в догматику; оно должно стать особойдисциплиной, связанной и с литургическим и с догматическим богословием. В данной работе сделана попытка такого исследования. Цель исследования изучить крест как символ православного храма. Объект исследования – символика православного храма. Предмет исследования – крест как символ православного храма. Задачи исследования: 1. Изучить особенности символики православного храма. 2. Изучить основные каноны символики православного храма. 3. Проанализировать один из главных символов храма – крест. Методы исследования: теоретический анализ литературы. Курсовая работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы. Во введении раскрыто актуальность темы, цели и задачи работы. В первой главе раскрыто особенности символики православного храма, каноны символики. Во второй главе изучены особенности символики – креста, его виды и значение. В заключение подведены итоги работы. Список литературы представлен 14 источниками.

Читать дальше
Символика православного креста не поддается рациональному анализу. Непостижима она и с точки зрения эстетического восприятия. Если она и может быть осмыслена, то только с помощью канона и в ли-тургической динамике. Но и тогда Крест Спасителя остается великой Тайной: «Ныне же благолепнейшим светом живоносный просия Крест Твой, Христе, церковную показуя сокровенную красоту», «яко пресветлою и неприступною красотою осия». Спаситель мира понес ради падшего человечества все виды Креста. Перед Его жертвеннымКрестоношением меркнут любые символы и россыпи слов. Эта Божественная сокровенная красота постигается только ответной, жертвенной любовью к Богу. Как нательный крест для христианина - не ювелирное украшение, так и крест на маковке храма хоть и радует глаз, но ставится он во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. При освящении его читаются особые молитвы, в которых священник просит Бога, чтобы Он дал кресту благодатную силу. И знание этого нисколько не мешает разглядывать неповторимую узорную вязь, очертания и завершения «ветвей»накупольного креста, любоваться его дивными пропорциями в целом, восхищаться им не только как про-изведением искусства, но и духа че-ловеческого - ведь в каждой работе чувствуется уверенность мастера в том, что он производит не что-то случайное, временное, ради добывания себе пропитания, но делает это по вдохновению и любви, ради высшей цели. Да и крест не позволит «спуститься вниз» - ведь он устроен так, чтобы всеми линиями устремляться в высоту...
Читать дальше
1. Гавриил (Голосов), архим. Руководство по литургике. Тверь: Типо-Литография Ф.С. Муравьева. 1886. – 590 с. 2. Голубцов А. П.. Из чтений по церковной археологии и литургике, СПб., 1995. - с.219 3. Голубинский Е. История Русской Церкви. М., 1881. 4. Дмитриевский А. Ставленник. Киев, 1904. 5. Историческое, догматической и таинственное изъяснение Божественнойлитургии. СПб., Изд.И.Л.Тузова,1896. 6. Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский. Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную. М., 1998. 7. Нестеровский Е. Литургика, ч.1. М., 1909. 8. Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. Изд. 7-е. СПб.,1907. 9. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т.II.СПб.,1856. 10. Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. Пг., 1916. 11. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. П-Сойкина. СПб., 1912. 12. Уваров А. С. Христианская символика. Ч. I: Символика древнехристианского периода. М.-Спб., 2001. – 212 с. 13. Успенским Л. Храм, его символики и значение в жизни христианина. «ЖМП»,1953, № 11. 14. Шейдаев Э., Анашкевич М. Русский крест, символика православного надглавного креста.М.: АСТ: Астрель, 2006. - 300 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image