Введение ………………………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения системы управления инклюзивным образованием …………………………………………………………………………………7 1.1.Современные основы построения управленческой системы дошкольной образовательной организации……………………………………………………………….7 1.2. Инклюзивное образование - закономерный этап развития системы образования…………………………………………………………………………………..10 1.3. Анализ системы управления инклюзивным образованием………………………....22 Глава 2. Система управления инклюзивным образованием в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №5 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга…………………………..27 2.1. Модель управления инклюзивным образованием детей дошкольного возраста…27 2.2. Модель дистанционного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на реабилитационном лечении, и часто длительно болеющих детей…………………………………………………………………………......31 Заключение ………………………………………………………………………………….41 Список литературы………………………………………………………………………….44 Приложение …………………………………………………………………………………46 + выступление на хащиту

Управление системой инклюзивного образования детей дошкольного возраста

дипломная работа
Педагогика
40 страниц
75% уникальность
2015 год
161 просмотров
Бибикова Н.
Эксперт по предмету «Управление дошкольным образованием»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ………………………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения системы управления инклюзивным образованием …………………………………………………………………………………7 1.1.Современные основы построения управленческой системы дошкольной образовательной организации……………………………………………………………….7 1.2. Инклюзивное образование - закономерный этап развития системы образования…………………………………………………………………………………..10 1.3. Анализ системы управления инклюзивным образованием………………………....22 Глава 2. Система управления инклюзивным образованием в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №5 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга…………………………..27 2.1. Модель управления инклюзивным образованием детей дошкольного возраста…27 2.2. Модель дистанционного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на реабилитационном лечении, и часто длительно болеющих детей…………………………………………………………………………......31 Заключение ………………………………………………………………………………….41 Список литературы………………………………………………………………………….44 Приложение …………………………………………………………………………………46 + выступление на хащиту
Читать дальше
К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение. «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса. Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями. «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.


Нужно выполнить решение практической работы ? С этим вам могут помочь специалисты Work5.


. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе можно встретить следующие формулировки: Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся; Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии; Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем); Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей. В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В его основу положено убеждение об исключении любой дискриминации личности и равного отношения ко всем людям. Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, принадлежит Л.С. Выготскому, который в 30-е годы 20 века одним из первых обосновал необходимость такого подхода. Его мысли о связи между социальной активностью, социальном окружении и индивидуальным развитием человека заложили методологическую основу социально - образовательной интеграции детей с проблемами в развитии. Инклюзивная образовательная модель рассматривается многими исследователями не как статичное обучение детей, с трудом поддающееся каким - либо изменениям, а как динамическое действие, направленное на постоянное вариативное изменение условий воспитательно-образовательного процесса, нацеленного на учет индивидуальных возможностей каждого воспитанника, поэтому в своей работе мы опирались на труды следующих авторов: А.Ю. Шеманов, Л.М. Шипицина, И.И. Лошакова, В.К. Зарецкий, Д.В. Зайцев, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, М.М. Прочухаева и др. Подлинная инклюзия, по мнению авторов научных публикаций, не противопоставляет, а сближает две образовательные системы - общую и специальную. Обучение в общеобразовательном дошкольном учреждении совместно со здоровыми сверстниками признано во всем мире гуманной альтернативой учреждениям специального образования. Приоритетами в построении модели инклюзивного образования, по мнению Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриевой, И.Е. Авериной, являются: - принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса; - приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; - основополагающее развитие коммуникативных и практических компетенций; - профилактика и преодоление искусственной изоляции семьи особого ребенка. Актуальность работы и ее практическое значение в том, что образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно - приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если начать создавать особые условия для «особых» детей, то нарушается принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Такая установка требует ответов на следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий? При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Дистанционная модель обучения на ступени дошкольного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), находящимися на длительном реабилитационном лечении, и часто длительно болеющими дошкольниками с нормативным развитием является инновационной. В тоже время актуальным для образовательной практики становится поиск путей обеспечения условий работы в дистанционной форме с детьми дошкольного возраста с разными стартовыми возможностями, которые находятся на длительном лечении, и их родителями. Цель: собрать и обработать психолого-педагогический теоретический и научно-исследовательский материал, посвященный данной проблеме. Объект исследования – система дошкольного инклюзивного образования. Предмет исследования - управление системой инклюзивного образования детей дошкольного возраста. Основные задачи данной работы: 1.Изучить теоретические аспекты системы инклюзивного образования. 2.Охарактеризовать модель дистанционного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на реабилитационном лечении, и часто длительно болеющих детей на примере ДОУ №5 г. Санкт-Петербурга. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Читать дальше
На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился, на те специализированные учреждения, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию. Должны быть продуманы специальные мероприятия по налаживанию взаимодействия между общеобразовательными и специализированными учреждениями. В современной образовательной ситуации педагоги и психологи сталкиваются сейчас с самыми разнообразными стартовыми условиями инклюзивного образования. В программе интегрированного образования, реализация которой началась в 90-х годах прошлого века, были созданы новые виды дошкольных образовательных учреждений для интеграции детей с ОВЗ в образовательную систему: ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. С 2002 года Министерством образования РФ было инициировано развитие вариативных форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду. В рамках этой программы были созданы положения об организации Консультативного пункта, Службы ранней помощи, Лекотеки, группы «Особый ребенок», также предусматривающих образовательную интеграцию детей с ОВЗ. Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия. Для реализации инклюзивной практики в ДОУ компенсирующего вида возможны разные формы инклюзии. Для категорий, например, детей со сложной структурой дефекта разработка форм социальной инклюзии – создание на базе сада дополнительных образовательных услуг, куда могут привлекаться дети возрастной нормы, организация мероприятий по включению семей с детьми со сложной структурой дефекта в социальные программы города (посещение театров, музеев, цирка, организация конкурсов, фестивалей, в которых могут участвовать дети, создание детско-родительских клубов и т.д.). В ДОУ комбинированного вида (по типовому положению № 666) создаются комбинированные группы, являющиеся аналогом инклюзивной группы, для которой необходимо законодательно определить штаты, финансирование, образовательные программы. Все остальные действия по реализации инклюзии можно проводить по аналогии с ДОУ компенсирующего вида. При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия: 1.Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады. 2.Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними. 3.Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого- педагогического развития и коррекции ППМС центров. 4.Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды. 5.Возможность повышения квалификации педагогов. Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной педагогической деятельности. Деятельность отличается от функционирования тем, что предполагает ряд обязательных процедур: осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, реализующих цели, оценку результатов и коррекцию деятельности. Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №5 комбинированного вида г. Санкт-Петербурга с использованием интерактивной практики осуществляют педагоги, специалисты (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед) в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. Методы, средства и формы такой работы в инклюзивном ДОУ направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы. Благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей с ограниченными возможностями здоровья на основе дистанционного обучения с помощью Интернет-технологий, специалисты ДОУ №5 способствуют преодолению нарушений развития у детей, формированию нового окружения, реализации творческого потенциала, обеспечивают своим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Читать дальше
1.Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zhit-vmeste.ru 2.Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok 3.Об образовании в Российской Федерации - Проект федерального закона и (ст.2., Гл.1.) URL: http://минобрнауки.рф/документы/1249 4.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» (04 декабря 2014 г.). Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons 5. Басаргина Л. В. Использование графического планшета на логопедических занятиях в системе дистанционного образования детей-инвалидов /Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков: Сб. матер. научно-практ. конфер. — СПб., 2011. – С. 35-38. 6.Брызгалова С. В., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3 7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. 8. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Методические рекомендации. Ответственный редактор Т.Н. Гусева. – Москва: Центр «Школьная книга», 2010. 9. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. «Исследование систем управления» М.: Юнити-Дана, 2000 10. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: сборник науч-ных трудов по итогам работы региональной научно-практической кон-ференции / под ред. Н. А. Калугиной. — Хабаровск: Изд-во ДВГТУ, 2014. — 187 с. 11.Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. 12.Костригин А.А. Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении // Современное образование. - 2015. - № 1. - С. 26-41. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13878. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_13878.html 13.Липский И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 320 с 14.Лузина, Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход / Л. М. Лузина. – Псков : Изд-во ПГПИ им. С. М. Кирова, 2000. ? 186 с 15.Малофеев Н. Н. Инновационные тенденции развития специального образования в Российской Федерации // Специальное образование: традиции и инновации: материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 8–9 апр. 2010 г.). / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Минск, 2010 16. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н. Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011. 17. Назарова Н.Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1. С.77-87. 18.Нигматов З. Г. Инклюзивное образование: история, теория, технологии / З. Г. Нигматов, Д. З. Ахметова, Т. А. Челнокова ; Ин-т экономики, управления и права (г. Казань), Каф. теоретической и инклюзивной педагогики. — Казань: Познание, 2014. — 219 с. 19.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1999. 20. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: Методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010. 21.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. 22.Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учеб. методич. пос. – М., 2006. 23.Югова О.В. Ранняя психолого-педагогическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии в условиях консультирования // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 2. – С. 122-133.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image