Если вам необходимо написать магистерскую диссертацию цена на неё будет известна, если вы заполните форму заказа на сайте Work5.
. предугадали уже иенские романтики в своей эстетике на пороге нового столетия. И именно в эту пору в творчестве Гёте и иенцев закладывается основательный фундамент (опять-таки не без некоторых уже существовавших к тому времени предпосылок) той жанровой разновидности романа, которая получит устойчивое терминологическое определение «романа воспитания» [3,37]. Этот роман воспитания хотя отнюдь не исчерпывает весь спектр жанра, однако является доминирующим во всей необозримой романной литературе (не только немецкой, хотя, пожалуй, лишь на немецкой почве он получил наиболее четкие и национально-специфические очертания). В немецкой литературе роман и сейчас сохраняет и продолжает развивать присущие ему генетические черты своей праструктуры романа воспитания рубежа XVIII-XIX вв. Роман XIX в. и, шире, повествовательная проза наиболее полно по сравнению с другими родами литературы воплотили в себе принципы критического реализма, теория и практика которого была наиболее полно разработана Бальзаком. Уже в наше время довольно долго звучали громкие голоса, предрекавшие гибель романа как жанра [20,180]. Действительность убедительно доказала полную иллюзорность подобных прогнозов. Но с другой стороны, уже в самом начале (вспомним хотя бы экспрессионистов) эстетические принципы реалистического романа XIX в. заметно утрачивают свое чуть ли не монопольное место в жанре. Вместе с тем, это обстоятельство ни в какой мере не умаляет роли этих принципов для всей современной литературы в целом и для романа в частности. В самом деле, при всей типологической разноликости современного романа в нем все же доминируют во многом развитые и переосмысленные, но все же традиции реалистического романа предшествующего столетия. Актуальность темы исследования обусловлена изучением важной проблемы взаимодействия искусств и такого ее аспекта, как взаимодействие литературы и кинематографа. В проблеме экранизации конкретизируется целый ряд общих проблем, актуальных для современной эстетики, искусствоведения и культурологии: взаимодействие элитарной и массовой культур, взаимовлияние вербального и визуального языка в семиотическом аспекте, взаимодействие разных культурных контекстов [2,85]. В киноэкранизации литературного произведения нашли отражение многие стороны современной культуры. Обращаясь к созданному в другую эпоху первоисточнику, режиссер интерпретирует его с точки зрения современности, зачастую ориентируясь на массовый вкус. Принципиальные различия между выразительными средствами этих видов искусства, стремление к самовыражению режиссера, подчинение художественных задач коммерческим целям уводят фильм от литературного источника. Существенна и необходимость новых аналитических ракурсов при изучении творческого наследия автора. Несмотря на то, что жизнь и творчество писателя подвергались подробному анализу в зарубежном отечественном ракурсах, интенсивно осваивающем опыт западных коллег и предлагающем собственные интерпретации, многое остается неизученным, научно неосвоенным, в том числе и та сфера, которая связана с опытом работы в кино. Важной представляется и возможность на конкретных примерах экранизации попытаться осмыслить векторы художественного поиска в кинематографе второй половины XX века [4,125]. Экранизация романа очень интересна своим глубоким психологизмом: чувства героев, их страдания, сознание безысходного противоречия между собственными страстями и их душевное одиночество. Неординарность романа проявляется в том, что будучи женщиной автор повествует о женской судьбе, что дает возможность более глубоко и точно понять женскую психологию. Психологизм возникает в связи с появлением нового героя, углубляясь в изображение его внутреннего мира. В XVIII веке чувства героя почти не показаны, существует только вера в добрую и единую для всех, природу человека. Психологизм имеет преемственную связь с сентиментализмом, с течением «Бури и натиска» в нем, поэзии, а также с традициями английского «готического романа». Характерный для сентиментализма культ чувства и природы получает в романтизме дальнейшее развитие. В сентиментализме уже наблюдаются не только чувства, но и разум человека, а также его взаимоотношение с природой. Самое интересное развитие психологизма – в романтизме, который сложился на рубеже XVIII – XIX вв. В области литературы и искусства романтизм дал наиболее значительные результаты, хотя и в этой области противоречия романтизма сказались со всей остротой. Романтики объявили беспощадную борьбу омертвевшим рационалистическим канонам классицизма, его нормативному «прекрасному идеалу», его догматизму. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к правдивому выражению характера, к постижению богатства человеческих чувств. Ну а окончательно раскрывается внутренний мир героя в реализме. Изображение общественных противоречий в романтическом искусстве обычно приобретало характер контрастного противопоставления личности героя с его миром сильных чувств и идеальных порывов убогой и враждебной окружающей действительности[8,56]. Отсюда вытекали характерные для романтизма мотивы трагического разлада с жизнью, иронии и горькой насмешки над несоответствием мечты и реальности, восхищение стихийной жизнью природы, в которой находят отзвук переживания героя, тяга к отдалённым странам и эпохам, к далёкому от современной цивилизации укладу жизни. Творческий метод романтиков характеризуется тяготением к изображению исключительных характеров и обстоятельств, к выражению субъективного мира человеческих чувств и фантазии, к идеалам, зачастую смутным и неясным. По определению В.Г. Белинского, сфера романтизма – вся та «почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею» [22,72]. Наконец, актуальность исследованию придает попытка осуществления межнаучной интеграции: осмыслив опыт автора, как научной базы для понимания прозы, возможно исследовать спектр значений, актуализируемых при экранизации его романов, выявить условия, как внешние (контекст эпохи), так и внутренние (эстетическая программа того или иного режиссера), повлиявшие на их интерпретацию в киноискусстве, и изучить художественные результаты этой интерпретации. В истории мировой литературы можно выделить множество ярких талантливых произведений, которые интересны литературоведам и читателям различными аспектами содержания. Но некоторые из них продолжают волновать читателей и спустя столетия. Именно к таким произведениям обращается кинематограф и на их основе создаются фильмы, привлекающие миллионы зрителей. Иногда создатели кинематографических версий литературных произведений меняют акценты в изображении событий, в характерах героев, в оценке событий. В связи с этим, как правило, возникает полемика по поводу того, что ближе к оригиналу. Хотя по существу всё зависит от особенностей мировосприятия создателя литературного произведения или режиссёра фильма. Тем не менее, сравнительный анализ книги и её экранизации всегда интересен, т.к. позволяет выявить особенности оценки одних и тех же событий и ситуаций, оценить разницу восприятия персонажей которая возникает у творческих личностей разных эпох. Роман «Джейн Эйр» вызывал столь сильный эмоциональный отклик и столь сильные отличия в отношении к героям, событиям и атмосфере произведения, что многократно экранизировался, и каждая кинематографическая версия была своеобразна и увлекательна[8,56]. Исследованию творчества Шарлоты Бронте посвящено множество работ как современных литературоведов, так и критиков прошлых столетий. Однако нет заметных работ по сравнительному анализу литературного и кинематографических произведений. Поэтому на основе выводов отечественной и зарубежной критики сравнительный подход представляется актуальным и несёт определённую новизну в изучении творческого наследия автора бессмертного романа «Джейн Эйр». Интересным является не просто сравнение ассоциативного ряда, выстроенного в произведении с ассоциативным рядом, выстроенным в фильме, но и соотнесение системы ценностей автора с системой ценностей режиссёра. Исходя из этого, целью исследования является выявление общих подходов и идейно-изобразительного своеобразия литературного произведения и созданного на его основе фильма «Джейн Эйр». Цель определила задачи исследования, среди которых можно выделить следующие: - выявить основные подходы к оценке творчества Ш. Бронте; - исследовать систему образов, представленных в романе «Джейн Эйр» и его кинематографической версии; - определить особенности композиции романа и фильма; - проанализировать восприятие основного конфликта произведения автором и создателями фильма; - конкретизировать соотношение традиций и новаторства в сравниваемых произведениях. Для решения поставленных задач систематизирован критический материал на основе хронологического и проблемного принципов, использованы различные приёмы литературного анализа. В результате исследования выявлено, что специфика жанра и особенности времени создания произведения накладывают отпечаток на отражение событий, лежащих в основе повествования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в которых раскрывается сравнение литературного произведения и экранизации этого произведения, особенности экранизации романа «Джейн Эйр», заключения и литературы, на которую опирались в написании работы.