Введение 2 Глава 1. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 6 1.1.Понятие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте 6 1.2.Особенности овладения коммуникативными навыками дошкольников 9 1.3. Средства формирования коммуникативных навыков дошкольников 14 1.4. Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных навыков дошкольников 17 Выводы по первой главе 22 2.1.Организация и проведение экспериментальной работы, направленной на исследование уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников 24 2.2. Педагогическая работа, стимулирующая развитие коммуникативных навыков дошкольников, по средству сюжетно-ролевой игры 37 2.3. Итоговая диагностика по результатам опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста 41 Выводы по второй главе 50 Заключение 52 Список литературы 56

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков дошкольников

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
81% уникальность
2016 год
307 просмотров
Близнякова Я.
Эксперт по предмету «Игровые методики»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 6 1.1.Понятие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте 6 1.2.Особенности овладения коммуникативными навыками дошкольников 9 1.3. Средства формирования коммуникативных навыков дошкольников 14 1.4. Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных навыков дошкольников 17 Выводы по первой главе 22 2.1.Организация и проведение экспериментальной работы, направленной на исследование уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников 24 2.2. Педагогическая работа, стимулирующая развитие коммуникативных навыков дошкольников, по средству сюжетно-ролевой игры 37 2.3. Итоговая диагностика по результатам опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста 41 Выводы по второй главе 50 Заключение 52 Список литературы 56
Читать дальше
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Среди отечественных исследователей феномен игры рассмотрены в трудах Эльконина, Леонтьева, Сухомлинского. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».


Если вам необходима помощь в написании эссе , вы можете обратиться в Work5.


. [28, С.47]. Средний дошкольный возраст детей характеризуется изменениями в формах общения, как со взрослыми, так и со сверстниками в детском саду. В это время у детей развиты все формы общения: эмоционально-практическая, которая побуждает ребенка к проявлению инициативы, ситуативно-деловая, позволяющая ему активно вступать в игру со сверстниками и вне ситуативно-деловая, которая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания, позволяет ребенку уточнить представления о самом себе. В то же время дошкольник еще может ссориться со сверстниками, обижаться. То есть у него недостаточно развиты коммуникативные навыки, которые обеспечивают общение. Поэтому именно в среднем дошкольном возрасте возникает проблема развития коммуникативных навыков в ведущей деятельности – игре. Формирование коммуникативных навыков влияют на общее психическое развитие ребенка – развивают познавательную деятельность, совместную деятельность детей (сюжетно-ролевую игру), являются источником дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. Актуальность исследования определяется тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не использованию игры в целях развития коммуникативных способностей у детей, что определяет проблему данного исследования: развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Гипотеза: формирование коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: - дети будут обучены диалогическому общению; - воспитатель будет руководить сюжетом игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Пароход», «Столовая», «Автобус» обращая внимания на различные формы коммуникации в игре. Цель: выявить влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста. Объект: формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста. Задачи: 1. Рассмотреть понятие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте 2. Изучить особенности овладения коммуникативными навыками дошкольников 3. Рассмотреть средства формирования коммуникативных навыков дошкольников 4. Рассмотреть сюжетно-ролевую игру, как средство развития коммуникативных навыков дошкольников Методы исследования: теоретический анализ литературы отечественных авторов по проблеме исследования; метод диагностики, педагогический эксперимент. Методологической основой исследования являлись работы Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Л. И. Божович, А.В.Запорожец, Н. М. Стёпининой, В. Я. Зедгенидзе, Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Читать дальше
В соответствии с поставленными задачами исследования, представим результаты работы в логике раскрытия задач: Изучая психолого-педагогическую литературу по проблеме наглядно-образного мышления и сюжетно-ролевой игры, определили в рамках исследования следующий понятийный аппарат: Наглядно-образное мышление – один из видов мышления, который связан с представлением ситуаций и изменений в них; осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно - концептуальной форме. Сюжетно-ролевая игра - вид психической активности в условной обстановке, управляющий психические и психофизиологические возможности индивида; форма жизнедеятельности на начальной стадии социализации личности. Анализ проблемы условий развития наглядно-образного мышления в младшем дошкольном возрасте позволяет выделить сюжетно-ролевую игру и ее особенности. В рамках исследования, мы определили взгляды Ячменевой И.В. как содержательные аспекты сюжетно-ролевой игры и условие развития наглядно-образного мышления: социальные отношения; коммуникативные функции речи; элементарное планирование игры; создание выразительных образов; характер роли. Данные аспекты легли в основу формирующего эксперимента. Таким образом, сравнив результаты изначального и итогового уровней развития коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре до и после обучения видим, что проведенная работа дала положительный результат, в данной группе преобладает - 60% высокий уровень (12 ч), средний уровень развития составил 40%(8 ч). Поскольку низкий уровень у данной выборке отсутствует можем говорить о том, что уровень развития коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре в данной группе после обучения составляет 100%. Сравнив результаты исследуемых детей по развитию коммуникативных способностей можем сделать выводы о том, что в сюжетно-ролевая игра способствует развитию коммуникативных способностей детей, таким образом гипотезу доказано. Обобщая результаты исследования, мы можем говорить о том, что коммуникация характеризуется взаимодействием людей, вступающих в контакт, что так же роднит коммуникацию с общением, как и характер контакта – вербальный (словесный) и невербальным (мимика, жесты, при помощи письма). В коммуникации так же существует виртуальный контакт (посредством электронной сети интернета). Передача информации может происходить лично (прямо, непосредственно) и опосредованно (на расстоянии). Способы коммуникации в современном мире расширяются, поэтому коммуникативные способности и навыки следует развивать у детей с раннего возраста. Коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт,- умение организовать общение, знание норм и правил при общении. Коммуникативные способности, выражающиеся в способности к общению, заложены в ребенке с рождения и зависят от взаимодействия с родными взрослыми людьми (мамой в первую очередь). Потребность в общении проявляется у ребенка рано, но ее содержание формируется и расширяется с возрастом. Умение организовывать коммуникативные взаимоотношения развиваются при общении малыша с другими детьми. А знание норм и правил при общении формируются посредством научения. Для формирования коммуникативных навыков дошкольников необходимо подготавливать или совершенствовать игровую деятельность детей. Важную роль в этом играет организация педагогом сюжетно-ролевой игры и ее руководство: предложение детям нового сюжета, роли, показ, как можно играть. В сюжетно-ролевой игре формируется умение подчиняться правилам и следовать им, совместно планировать действия игры в общении и разворачивать игровое действие. Коммуникативные навыки развиваются в сюжетно-ролевой игре по 2 направлениям: общение со сверстниками во время игры, организации ее и обсуждения, а также во время взятия на себя роли персонажа игры. Поэтому коммуникативные навыки выходят за рамки личностного общения. Устойчивость игровых объедений зависит от характера взаимоотношений их участников; умения поддерживать взаимодействие, уступая, проявляя уважение и доброжелательность. Для детей значимо было быть принятыми сверстниками. Они: - придирчиво относились к выполнению роли (так «бывает» и так «не бывает»); - старались соответствовать ожиданиям играющих (понимая свою вину, говорили: «Я больше не буду!»); - отрабатывали нужные для игры действия (дополнительно занимались с родителями, отрабатывали игровые действия). Таким образом, для успешного взаимодействия со сверстниками ребёнок должен владеть основными навыками организации игры, такими как: выбор сюжета, распределение ролей, планирование взаимодействий между персонажами взятие на себя роли. Справедливы выводы о необходимости установления в педагогическом процессе естественных связей между игровой, трудовой, художественной и другой деятельностью детей, всё это способствует обогащению игрового опыта детей. А самое важное то, что ребёнок начинает действовать в игре самостоятельно, подходит к игре творчески, инициативно. Обогащение игры детей приводит к развитию ролевого взаимодействия, что способствует развитию коммуникативных способностей и умений каждого ребёнка группы. Проведя исследование начального уровня развития коммуникативных навыков и итогового уровня их развития, далее сравнив результаты исследуемых детей по развитию коммуникативных способностей можем сделать выводы о том, что в сюжетно-ролевая игра способствует развитию коммуникативных способностей детей, таким образом гипотезу доказано. Таким образом, цель и задачи работы выполнены, гипотезу доказано.
Читать дальше
1. «Давай познакомимся!». Автор-составитель Пазухина И.А. - Санкт-Петербург, 2004. 2. «Давай поиграем!». Автор-составитель Пазухина И.А. - Санкт-Петербург, 2005. 3. «Диагностика готовности к школе». Под редакцией Вераксы Н.Е. - М., 2008 4. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: [текст] / учеб. пособие/В.П.Арсентьева. (Высшее образование). – М.:ФОРУМ, 2009. – 144 с. 5. Арушанова А.Г., Дурова Н.В. «Истоки диалога». - М.: 2003 6. Баряева Л.Б., Зарин А. «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». - Санкт-Петербург, 2001. 7. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: [текст] / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. – 256 с. – («Gaudeamus»). 8. Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». - М.: АРКТИ, 2002. 9. Васильева О.К. «Образная игрушка в творческих играх дошкольников». - Санкт-Петербург, 2003. 10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Развитие ребёнка в дошкольном детстве». - М., 2008. 11. Виноградов Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников». - М., 2008. 12. Волков Б.С. «Детская психология в вопросах и ответах». - М.: ТЦ Сфера, 2002. 13. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду». – М., 2006. 14. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. «Игры для детей от трёх до семи лет». - Санкт-Петербург, 2008. 15. Гуткина Н.И. Диагностический инструментарий. Психолог в д./с. – 2007 с. – №4. – С. 30-43. 16. Дубровина И.В. Практическая психология образования; [текст] / Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с. 17. Дурова Н.В. «Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста». - М.: Мозаика-Синтез, 2000. 18. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект. 2009. – 560с. 19. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось 89», 2003. – 416 с. 20. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». - М., 2004. 21. Краснощёкова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». - Ростов-на-Дону, 2005. 22. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Изд. 3-е. – Ростов н./Д.: Феникс, 2008. – 251 с. – (Школа развития). 23. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. [текст] / Под ред. Т.Д. Марцинковской. Гардарики, 2003. – 255с. 24. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду». - М., 2002. 25. Мухина В.С. «Детская психология». - М.: ЭВСМО-Пресс, 2000. 26. Недоспасова В.А. «Растём играя». - М., 2003. 27. Образцова Т.Н. «Ролевые игры для детей». - М., 2005. 28. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. / Учеб. пособие. – М.: Издательство «Флинта», 2003. 29. Смирнова Е. Игра: ее развитие на современном этапе//Дошкольное воспитание. – 2008. – №8. – С. 28-32. 30. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности//Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – С. 70-73. 31. Смирнова Е.О. Детская психология [текст] /Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с. 32. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176с. 33. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии / Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. 34. Ткаченко И.В., Богачкина Н.А. «Играю – значит, интересно живу». - М., 2008. 35. Филиппова Ю.В. «Общение». - Ярославль, 2002. 36. Чернецкая Л.В. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников». - Ростов-на-Дону, 2003. 37. Шипицина Л.М. , О.В. Защиринская «Азбука общения». «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - Санкт-Петербург, 2003. 38. Эльконин Д.Б. «Психологические вопросы игры дошкольника». Психология дошкольника. Хрестоматия, сост. Урунтаева Г.А. - М.: Академия, 2000. 39. Эльконин Д.Б. Детская психология./Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Под ред. Б.Д. Эльконина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с. 40. Ячменева И.В. Детский сад от А до Я.// –2007. –№3. –С.38–43.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image