Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1.Этнополитический конфликт в Нагорном Карабахе: история и развитие…………………………………………………………………………..5
Глава 2. Эскалация конфликта в Нагорном Карабахе в 2016 году………….14
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………..30
Читать дальше
Несмотря на трудности переговорного процесса, нам представляется, что с учетом заинтересованности России в достижении стабильности в регионе ее кавказская политика не должна терять динамику. В ней не должно быть ни «отливов», ни «приливов», которые, как правило, создают вакуум, не способствующий укреплению безопасности и сотрудничества в регионе. Поэтому сегодня перед дипломатами и экспертным сообществом стоит задача создать новый, более перспективный «переговорный пакет», в котором бы содержались конкретные предложения, способные заинтересовать наших партнеров.
Нам представляется, что в своих посреднических услугах Россия, не приуменьшая значимости своих партнеров по Минской группе ОБСЕ, должна активнее опираться на существующие в рамках СНГ парламентские структуры и неправительственные организации.
Одним из конкретных шагов могло бы стать российское предложение обсудить на ближайшем саммите СНГ вопрос о создании собственного инструмента предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.
Как известно, в Содружестве отсутствует практика принятия конкретных решений по политическому урегулированию конфликтов. Не принимаются эффективные меры, содействующие конструктивному диалогу конфликтующих сторон, неприменению военной силы и поиску возможного консенсуса, не отработана организационная сторона участия стран-участниц в урегулировании конфликтов, нет методики превентивного распознавания конфликтов и воспрепятствования тем явлениям, которые приводят к трагедиям. Отсутствует и потенциал программного мониторинга тенденций, способных привести к насилию и гуманитарным катастрофам.
Все эти вопросы могла бы проанализировать созданная по решению глав государств Рабочая группа высокого уровня. В рамках ее мандата было бы целесообразно предложить государствам - членам СНГ разработать совместный механизм урегулирования конфликтов, призванный решить в миротворческой сфере ряд взаимосвязанных задач, а именно:
-сформировать систему конфликтогенного мониторинга и превентивных (предотвращающих вооруженный конфликт) действий;
-наладить эффективное международное посредничество;
-выстроить механизм принятия политических решений по вмешательству в конфликты (что необходимо для легитимации вмешательства);
-сделать возможным адекватный выбор уровня и формата международного вмешательства;
- обеспечить создание и поддержание арсенала средств вмешательства (от гуманитарной помощи до военной силы);
-предусмотреть меры постконфликтного урегулирования, стабилизации, гуманитарной помощи, реконструкции мирной жизни в конфликтном регионе;
- организовать обращение к проблеме ликвидации корней конфликта (социальных, экономических, политических и др.) для предотвращения его возобновления.
Подобные шаги российской стороны содействовали бы активизации переговорного процесса по урегулированию конфликтных ситуаций и предотвращению их появления в будущем, а также повышению авторитета Содружества как жизнеспособной международной организации, способной обеспечить мир и стабильность на территориях входящих в него государств.
Подводя итоги, следует отметить, что на сегодняшний день Нагорно-Карабахская Республика не приобрела признания со стороны государств-членов ООН и соответственно не является ее участником, что еще больше усложняет ситуацию. Несмотря на то, что в нынешнее время конфликт перешел в разряд «тлеющих» обстановка в этом регионе является напряженной. Кроме того, эта проблема оказывает интенсивное воздействие не только на внешнюю политику Армении и Азербайджана, но также и на внешнюю политику России и Турции. Таким образом, урегулирование карабахского вопроса следует вынести на первый план и предать ему особое значение именно в стенах ООН, где все непосредственные участники карабахского противостояния принимают участие. Ведь от разрешения нагорнокарабахского вопроса зависит не только судьба народов проживающих в НКР и близ лежащих странах, но и судьба всего всей системы международных отношений в целом.
Читать дальше
1.Абраамян Г. История армянского народа: с древнейших времен до наших дней. - Ереван: ЕГУ, 2004. - 195 с.
2.Азербайджан и Россия: общества и государство. Ред.- составитель Фурман Д. вып. 4, М., 2001, — 492 с., «Мир, прогресс, права человека».
3.Азербайджан в одностороннем порядке прекращает боевые действия. [Электронный ресурс]URL: http://hvylya.net/news/digest/azerbaydzhan
4.Азербайджан. [Электронный ресурс] URL: http://www.azerbaijans.com
5.Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке: Сб. статей / Под ред. В. С. Ягьи, М. Л. Лагутиной. СПб.: СПБГУ, 2011. 520 с.
6.Алиев Дж., Будагов Б. «Турки, азербайджанцы, армяне: «геноцид» исторические правды». Москва, 2002, — 54 с.
7.Войска Азербайджана «освободили» ряд стратегических районов в Нагорном Карабахе. [Электронный ресурс] URL: http://hvylya.net/news/digest/voyska-azerbaydzhana
8.Гаджиев К. С. «Большая игра» на Кавказе. Вчера, сегодня, завтра. М.: Междунар. отношения, 2010. 344 с.
9.Гаджиев К. С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. М., 2010. 532 с.
10.Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку, “??rq-Q?rb”, 2007, — 903 с.
11.Гасымлы М. Агрессии Армении против Азербайджана. Дипломатические усилия по решению Нагорно-Карабахского конфликта. Международный научный журнал “Кавказ и мир”, Тбилиси, — № 10, — 2011, — 165 с.
12.Казимиров В. Гуманитарная катастрофа в зоне Карабаха была, может быть, больше, чем ныне вокруг Косово // Международная жизнь. -1997. - № 5. - С. 9-12.
13.Казимиров В. Н. Мир Карабаху. Посредничество России в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта. М.: Международные отношения, 2009.
14.Карабах на пороге войны. Обострение перед большими переговорами. [Электронный ресурс]URL: http://www.eurointegration.com.ua/rus
15.Мелик-Шахназаров А. В. Нагорный Карабах: факты против лжи. Информационно-идеологические аспекты Нагорно-Карабахского конфликта. М.: Волшебный фонарь, 2009.
16.Осканян В. Неоконченное десятилетие. Сб. выступлений. - Ереван, 2005. - 319 с.
17.Официальный сайт Министерства обороны Республики Армения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mil.am/1298097191.
18.Официальный сайт ОБСЕ [Электронный ресурс] URL:http://www.osce.org/docs/summits/buda94e.htm
19.Официальный сайт президента Нагорно-Карабахской республики [Электронный ресурс] URL: http://www.president.nkr.am/ru/news/visits/1228/
20.Проблема Нагорного Карабаха: пути урегулирования // Парламентские чтения, 29-30 марта 2005 г. - Ереван, 2006.
21.Указ Президента Республики Армения об утверждении 7 февраля 2007 г. Стратегии национальной безопасности Республики Армения. www.prеsidеnt.аm
Читать дальше