Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. История кружевоплетения на Руси……………………………….5
Глава 2. Елецкие кружева………………………………………………….11
Глава 3. Елецкое кружево второй половины XX века…………………...18
Глава 4. Фирма «Елецкие кружева»……………………………………….20
Заключение………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………25
Читать дальше
Интерес к Елецкому кружеву не утихает и в наши дни. Елецкие кружева были известны в России с конца XVIII века. Именно в Ельце возник один из центров, где россияне начали активно осваивать данный вид искусства.
В 1801 году в Ельце были кружевницы, способные выплетать изделия в высокой технике. Каждая кружевница следовала конкретной традиции, которая передавалась из поколения в поколение.
Елецкое кружево плетётся на коклюшках, преимущественно из белых катушечных ниток, реже из шёлковой, льняной пряжи. Отличием Елецкого кружева является мягкий контраст тонкого ажурного фона и мелкого узора, который может быть геометрическим и растительным.
С 1960 Елецкое кружево стало производиться на Елецком комбинате художественных изделий:
• перчатки,
• воротнички,
• мерные кружева и др.
С середины века Елецкое кружево стало распространяться во многих деревнях и селах. Наибольший расцвет оно получило в конце XIX в. Много выплетали модных в то время черных шелковых косынок.
С 1921 г. существовало товарищество кружевниц. В 1930 г. был организован Елецкий союз кружевниц.
Для традиционного Елецкого кружева характерной является парная техника плетения.
Полотнянка Елецких кружев представляет собой изменчивую по ширине и плотности, часто переходит в ажурные разработки. Своеобразие ряда Елецких кружевных изделий в сочетании разной плотности плетения в одинаковых элементах придает светотеневую игру кружеву и создает впечатление некоторой объемности узора.
Специфика крупных Елецких штучных изделий проявляется в построении композиции центрального поля из отдельных элементов, к которым относятся квадратные фигуры и розетки. Они имеют ритмичное повторение, тем самым рельефно выступают на плотной узорной решетке фона и отвечают орнаменту края.
Для кружевных решеток Ельца характерны мотивы морозных узоров, снежинок, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.
Иногда в одном орнаменте у решеток имеется разный рисунок, происходит сочетание сцепной и парной техники.
Особенностью Елецкого кружева также проявляется в изяществе и необычайной тонкости узора. Типичными являются очень легкие и воздушные решетки, которые соединяют узор, растительные мотивы имеют черты особой прозрачности.
В последнее время цвет кружев стал более разнообразным.
Наряду с изготовлением дополнений к костюму проводилась постоянная работа по созданию предметов интерьера. Как правило, это были занавески, панно, которые отличались своеобразной трактовкой темы.
Впервые Европа была познакомлена с Ельцким кружевом в 1873 году на Всемирной выставке в Вене.
Работы Елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. У Елецких кружев имеется множество дипломов, медалей на выставках в:
• Осаке,
• Брюсселе,
• Париже,
• Монреале.
За последние десять лет Елецкие кружева экспонировались на 120 международных выставках, и каждый раз вызывали массу эмоций и восхищение.
В 1994 году на выставке в Москве Елецкие кружева получили золотую медаль. Они традиционно реализуются в России, странах СНГ и в дальнем зарубежье.
Сейчас Елецким кружевом торгуют по всей России. Спросом пользуется новая сезонная коллекция из цветного кружева. Елецкие кружева, как и в старые времена, легко и непринуждённо влюбляют в себя ценителей и знатоков прекрасного и дарят им ощущение молодости, приобщают к красоте и неподражаемому стилю.
Читать дальше
1. Давыдова С.А. Кружевной промысел Елецкого уезда. СПб, 1913.
2. Ершов С.П. Елецкие кружева и кружевницы. Елец, 2000. – С. 8-9.
3. Фалеева В. А. Русское народное кружево. – Л., 1983.
4. История кружевоплетения в России [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pricheski.ru-best.com/kak-sdelat-prichesku/istoriya-kruzhevopleteniya-v-rossii
Читать дальше