Введение 3
Глава 1. Роль библиографии в подержании и развития чтения у детей 5
1.1. Средства библиографии 5
1.2. Традиционные методы приобщения детей к чтению 9
1.3. Инновационные направления приобщения детей к чтению 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Проблемы и перспективы поддержания и развития чтения в детской библиотеке 25
2.1. Проблема интереса к чтению у детей 25
2.2. Рекомендации для детских библиотек по поддержке и развитию чтения детей средствами библиографии 28
Выводы по главе 2 32
Заключение 34
Список литературы 37
Читать дальше
Таким образом, в ходе написания курсовой работы были решены поставленные задачи:
1. Изучены средства библиографии;
2. Рассмотрены традиционные методы приобщения детей к чтению;
3. Рассмотрены инновационные направления приобщения детей к чтению;
4. Проанализирована проблема интереса к чтению у детей;
5. Сформулированы рекомендации для детских библиотек по поддержке и развитию чтения детей средствами библиографии.
Средства, используемые библиографом в процессе библиографической деятельности включают в себя: методы деятельности; каналы производства и доведения библиографической информации до потребителей, технические средства.
В работе детских библиотек применяются как традиционные формы проведения мероприятий по привлечению к чтению, так и принципиально новые подходы в организации информационно-просветительской деятельности.
Появление новых технологий кардинальным образом повлияло на изменение ориентиров читательской деятельности. Интерактивные средства отвлекли от чтения печатной книги, нарушили гармонию взаимодействия в культурном пространстве. Потребление постоянно растущей в объемах электронной информации порождает рассеянное внимание, пассивное созерцание, способствует формированию дискретной картины восприятия мира. Гармоничное развитие человека может происходить лишь в процессе чтения текстов произведений. Сочетание новых и традиционных методов в работе с читателями, анализ эффективности их воздействия позволяет на научной основе подходить к разработке инновационных подходов к развитию и стимулированию читательской активности.
Детские библиотеки для поддержания чтения используют следующие мероприятия: поддержку выпуска изданий для детей и подростков, в том числе специальных форматов, электронных изданий; модернизацию и улучшение комплектования фондов детских библиотек, привлечение детей в общедоступные библиотеки; стимулирование чтения в школьных библиотеках, поддержку школьных библиотек, внеклассного и летнего чтения детей и подростков; возрождение традиций семейного чтения и его поддержку; приобщение к чтению и пользованию библиотекой детей и подростков, требующих особого внимания: детей-инвалидов, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, детей девиантного поведения, малолетних правонарушителей; организацию массовых мероприятий и акций для детей и подростков, нацеленных на поддержку чтения, пропаганду лучшей детской и юношеской литературы, стимулирование чтения литературы на родном языке, краеведческой литературы.
Падение интереса к чтению является важной проблемой современности. Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры. Ребенок общеобразовательной школы нуждается в целенаправленном формировании читательской деятельности, в создании условий и контроле за читательским развитием, а учитель - в разработанности методического оснащения для решения этой сложнейшей задачи.
При поддержке и развитии чтения у детей нужно использовать личностно-ориентированный подход, целенаправленно и систематически работать над нравственным и эмоциональным развитием детей, обогащать их опыт, формировать положительный интерес к чтению и необходимые умения для дальнейшего изучения литературы.
Литературный анализ должен представлять лишь познавательный момент художественной деятельности, должен занять подобающую ему скромную, чисто служебную роль, выступая как средство для осознания учеником своих первоначальных читательских эмоциональных, личностных впечатлений, а затем – как одно из средств развития литературных знаний.
На занятиях необходимо постоянно читать вслух (выразительно и с явным удовольствием). Читать свои любимые эпизоды, по ходу чтения комментировать и спрашивать мнение детей.
Литературные занятия должны стать для детей уроками художественного творчества, уроками со-размышления, сочувствия, сопереживания, развития.
Библиотека должна быть заметной. Библиотека должна располагать всеми средствами для организации детского чтения и досуга детей. Она должна соединять традиционную культуру общения с книгой и новые информационные технологии.
В библиотеке должна быть обеспечена информационная безопасность детей. Деятельность специалистов детской библиотеки должна быть направлена на повышение качества и расширение спектра оказываемых услуг детскому населению, обеспечение доступности информационных ресурсов, создание доброжелательной среды и комфортных условий для развития детей и подростков, интеллектуального и творческого досуга, площадки для их общения и обмена мнениями.
Читать дальше
1. Аскарова, В.Я. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области [Текст] / В.Я. Аскарова. - М. : МЦБС, 2008. - С. 33-38.
2. Вакулич, Н.Р. Маркетинговые услуги в сфере библиотеки [Текст] / Н.Р. Вакулич // Современная библиотека: традиции и инновации : сб. науч. тр. / под ред. Н.П. Лысиковой. - Саратов, 2005. - С. 51.
3. Ильяева, И.А., Чернышева, Е.А. Гендерная культура в информационно-коммуникативной деятельности в вузовской библиотеке [Текст] : моногр. / И.А. Ильяева, Е.А. Чернышева. - Белгород, 2008. - С. 173.
4. Куликова, Е.В. Рекомендации по участию детских библиотек в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст] / Е.В. Куликова. - М. : МЦБС, 2008. - С. 28.
5. Лекции по библиографоведению. Часть 1. URL: http://mylect.ru/biblioteka/684-bibliogragovedenie1
6. Леонтьева, В.А., Рыжкова, Т.В. Школьный виртуальный литературный музей [Текст] / В.А. Леонтьева, Т.В. Рыжкова // Школа как территория чтения : сб. ст. / сост. С.В. Волков. - М. : МЦБС, 2008. - С. 43-50.
7. Орлова, Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст] / Э.А. Орлова. - М., 2008. - С. 35.
8. Перова М. Первые шаги - вместе / М. Перова / / Библиотека. - 2000. - № 1 - С. 45 - 46
9. Сахалинская областная детская библиотека. URL: http://sakhodb.ru/library/library-today/
10. Чаликова Д. Что и как мы читаем / Д. Чаликова / / Встреча . - 2007. - № 2 - С. 6 - 9.
11. Электронные ресурсы в помощь развитию чтения [Текст] : метод рекомендации / сост.: Р. И. Хамаганова, Р. Д. Жаргалова ; ред. И. Х. Бальхаева. - Улан-Удэ, 2008. - С. 10.
12. Юшков, С.А. Инновация как стратегия личности и общества [Текст] / С.А. Юшков // Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: аспирантские тетради. - 2008. - № 23(54). - С. 276.
13. Янина С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина / / Школьная библиотека. - 2001. - № 6. - С.29 – 31.
Читать дальше