Введение 3 Глава I. Образ дома 6 1.1 Образ дома в художественной литературе 6 1.2 Образ дома в романе И.С. Тургенева «Рудин» 10 Глава II. Образ сада и пруда 14 2.1 Временные и пространственные характеристики дома в романе. Дом переходящий в усадьбу 14 2.2 Сад, пруд, дом – единое целое 16 2.3 Звук, цвет, запах, сезонные изменения – способы создания художественного образа дворянской усадьбы 26 Глава III. Социокультурное пространство дворянской усадьбы в романе 30 3.1 Дворянская усадьба – определенный образ жизни (портреты, иконы, музыка, архитектура дома, дворовые постройки) 30 3.2 Патриархальность художественного образа дворянской усадьбы. Усадьба синоним дворянского гнезда 37 Заключение 38 Литература: 41

Художественный образ дворянской усадьбы в романе И.С. Тургенева «Рудин»

дипломная работа
Литература
60 страниц
73% уникальность
2016 год
141 просмотров
Григорьева В.
Эксперт по предмету «Русская литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Образ дома 6 1.1 Образ дома в художественной литературе 6 1.2 Образ дома в романе И.С. Тургенева «Рудин» 10 Глава II. Образ сада и пруда 14 2.1 Временные и пространственные характеристики дома в романе. Дом переходящий в усадьбу 14 2.2 Сад, пруд, дом – единое целое 16 2.3 Звук, цвет, запах, сезонные изменения – способы создания художественного образа дворянской усадьбы 26 Глава III. Социокультурное пространство дворянской усадьбы в романе 30 3.1 Дворянская усадьба – определенный образ жизни (портреты, иконы, музыка, архитектура дома, дворовые постройки) 30 3.2 Патриархальность художественного образа дворянской усадьбы. Усадьба синоним дворянского гнезда 37 Заключение 38 Литература: 41
Читать дальше
Начиная с XVIII века, в России начинают появляться усадьбы, каждая из которых представляет собой бесценное наследие. Усадьба – это загородное владение, которое кроме дома имеет многочисленные подсобные хозяйственные постройки, а также парк, аллеи, беседки, оранжереи, водоемы. Гордостью дворян были липовые и яблоневые аллеи, где они гуляли, обсуждая важные вопросы и темы. Представители высших сословий занимались рисованием, музицированием, рукоделием, чтением книг и поэтому каждый уважающий себя дворянин отводил в своем доме места, где принимали гостей, читали вслух книги и т. д. Усадьба являлась не только излюбленным местом её хозяев, но и тех, кто её посещал. Немало строк посвятили описанию русской усадьбы и её обитателей русские писатели. В своих произведениях русский писатель И.С. Тургенев также уделил немало внимания описанию усадьбы, её обитателей, быту, истории и осмыслению жизни в ней.


На нашем сервисе написание курсовой работы на заказ в Нижнем Новгороде отличается особым качеством.


. Вышли в свет и продолжают выходить исследования, которых освещаются вопросы жизни русского дворянства. Например, большой интерес представляет книга О.С. Евангуловой «Художественная вселенная русской усадьбы», в которой систематизированы очерки культуры русской усадьбы XVIII – XIX веков. Статья О.Б. Кафановой «Поэзия и философия в творчестве И.С. Тургенева раскрывает функции сада с философской точки зрения, уделяя большое место психологической и эстетической роли сада. В статье также дан анализ мировоззрения героев через восприятие природы. Через описание дома и интерьер комнат показан характер героев в статье «Изображение усадебного дома в произведениях И.С. Тургенева» Л.М. Миндыбаевой. По праву лучшим биографическим очерком о И.С. Тургеневе можно считать книгу «Жизнь Тургенева» Б.К. Зайцева. Противопоставление трущобного романа и усадебной повести можно выявить, изучив книгу В.Г. Щукина «Поэзия усадьбы и проза трущобы». Художественному методу И.С. Тургенева посвящен труд Б.Г. Курляндской «И.С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции». В данной работе мировоззренческие позиции Тургенева сопоставляются с позициями Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина. В книге Ю.В. Лебедева «Жизнь Тургенева. Всеведущее одиночество гения» рассказывается о взаимоотношениях Тургенева с такими мастерами слова, как Бакунин, Некрасов, Достоевский, Толстой, Гончаров. В книге есть главы, посвященные детству Тургенева, его отношениям с Полиной Виардо, романам «Дворянское гнездо», «Накануне» и др. Трагическая коллизия между взаимоотношениями крестьян и господ после отмены крепостного права раскрывается в книге Ю.В. Лебедева « Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Культурологические аспекты изучения поэтики анализирует В.А. Доманский в статье «Русская усадьба в художественной литературе XIX века». Потребность отечественного литературоведения в исследовании мира русской усадьбы определяет актуальность выбранной темы. Объект дипломной работы – это мир русской усадьбы и её обитателей, взаимоотношения господ и слуг, сады, парки, водоемы, дом и его интерьер. Предмет исследования дипломной работы – русская усадьба в романе И.С. Тургенева «Рудин». Материал исследования – романы И.С. Тургенева. Цель дипломной работы – рассмотрение особенностей изображения русской усадьбы в романе «Рудин» И.С. Тургенева. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Выявить и изучить литературу по выбранной теме. 2. Рассмотреть своеобразие усадебной жизни в романе «Рудин» И.С. Тургенева. 3. Исследовать особенности изображения в романе образа дома, сада, пруда. 4. Проанализировать социокультурное пространство дворянской усадьбы в романе «Рудин». По структуре дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Итак, мир дворянской усадьбы всегда привлекал внимание классической литературы, отразившей его в самых разнообразных аспектах и проявлениях. В определённой мере он послужил основой и для возникновения сложнейших нравственно-религиозных проблем. Ведь здесь происходило столкновение двух различных культур. Помещик, с одной стороны, принадлежал к европеизированной части русского общества, а с другой — по условиям своей жизни находился в непосредственной близости от мужика, его верований, обычаев и традиций. Как восстановить духовную связь между ними? Об этом напряжённо размышляли не только те писатели, которые придерживались почвеннических воззрений, но и западник Тургенев. Л.И. Скокова верно отмечает, что существовала «точка пересечения в воззрениях Тургенева и славянофилов, главной идеей которых было сохранение дворянства как сословия в патриархальном единении с крестьянством». Хотелось бы добавить, что подобное единение возможно только на религиозной основе. Тургенев, не раз заявлявший о своём атеизме, всё же не был враждебен Церкви и не был к ней равнодушен. Г. Б. Курляндская справедливо указывает, что отношение к религии менялось у писателя в разные периоды его жизни: «В 50-годы в письмах к Ламберт выражается признание религиозности одним из наиболее верных средств познания истины». Именно в этот период Тургенев напишет роман «Дворянское гнездо», один из самых проникновенных в русской литературе, посвящённый поискам веры. История дворянской усадьбы в произведениях русской литературы вызывает большой интерес среди тех, кто интересуется данной темой. В произведениях русских писателей мы видим по¬стоянное общение её представителей, которое продолжало традицию дворянских усадеб как очагов культуры, где переплелись традиции купеческого и дворянского со¬словий, где сказалось влияние современной по тому времени и западной культуры, тем более: если к этому стремилось новое поколение хозяев усадеб. После 1917 г. мно¬гие дворянские усадьбы подверглись разрушению и лишь в послед¬ нее десятилетие уважение к истории и любовь к отечественной культуре притягивают историков и культурные слои современного общества к таким феноменам исторического развития России как русская усадьба. Таким образом, дворянская усадьба предстаёт в романе как элемент географически определённого пространства и как средство характеристики реальной обстановки, социальной среды, действующих лиц романа. Поэтизируя дворянский усадебный быт, тихий, размеренный ритм русской деревни, автор не столько скорбит об уходящем веке, но и утверждает ценность того пласта русской жизни, которая является неотъемлемой частью национальной культуры. Предельно точно воссоздавая в романе реалии прошлого и настоящего, автор вместе с главными героями обращается к будущему. Сложность тургеневского мировоззрения сказывается в том, что у писателя, чрезвычайно далёкого от сознания эмпирической одномерности бытия, мысль о существовании запредельной по отношению к земному миру сферы не выступает единственной основой системы взглядов. В «Дворянском гнезде» выражены характерные для Тургенева реалистические принципы мироустройства, в частности, историзм и социальность. Отсюда детальные описания быта, вещественной среды, общественного статуса героев. Между тем писатель явно выходит за рамки конкретно изображаемого. Индивидуальное бытие героев романа даётся Тургеневым в неразрывном единстве «конкретно-исторического» и «универсального»: оно не только вписывается в историческое время и в масштабное пространство России, но и соотносится с метафизическими аспектами. Показательно в связи с этим, что самый образ «дворянского гнезда», образ, локально и социально «отмежёванный» от большого обобщённого образа России, родины, представляет производное от него и выступает «хранилищем интеллектуальной, эстетической и духовной памяти поколений», «символом национального идеала красоты» и одновременно «частью» всемирного «целого».
Читать дальше
1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина Статья вторая // Белинский В Г. Полн. собр. соч. Т. VII. - М., 1955. 2. Бельская А.А. Крест и роза в художественном пространстве «Отцов и детей» И.С. Тургенева // Ученые записки Орловского государственного университета. № 1 (57). Орел изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2014. – С. 184-192. 3. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996. 4. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). М.: Культура, 1996. – 431 с. 5. Гроссман Л. Портрет Манон Леско. Два этюда о Тургеневе. - Одесса, 1919. 6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. - Т. 1. А – З. - М.: Русский язык, 1981. - 699 с. 7. Доманский В.А. Сюжет и метасюжет усадебных романов И. С. Тургенева // Спасский вестник. – Вып. 14. Тула: Гриф и К?, 2007. 8. Доманский В.А. Флористический код любовных коллизий прозы И.С. Тургенева // Спасский вестник. – Вып. 16. Тула: Гриф и К?, 2009. 9. Каждан Т. П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997. 10. Кафанова О.Б. Поэзия и философия сада в творчестве И.С. Тургенев. // И.С. Тургенев. Новые исследования и материалы. I / Отв. ред. Генералова Н.П., Лукина В.А. СПб.: Альянс – Архео, 2009. – С. 112 – 130. 11. Кострубина Е. А. Типы концептов: гипеконцепт семья – дом / Е. А. Кострубина // Вестник Пермского университета. – 2010. - Вып. 6 (12). - С. 51-57. 12. Курляндская Г. Б. Структура повести и романа И. С.Тургенева 1850-х годов. Тула, 1977. 13. Курляндская Г.Б Эстетический мир И. С. Тургенева. Орел, 1994. – 344 с. 14. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев / История русской литературы XIXвека: Вторая половина /под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1987. – С. 58 – 115. 15. Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Наука, 1991. – 372 с. 16. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. ? М. : Просвещение, 1988. 17. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб. : Искусство-СПб, 2004. - 704 с. 18. Непомнящий B. C. Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Екатерины, 2001. - 398 с. 19. Непомнящий В.С. Пушкин. Избранные работы 1906-х – 1990-х годов. М., . 2001. 20. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. 21. Скокова Л. И. И. Тургенев о судьбе дворянства (по роману «Дворянское гнездо») // Спасский вестник. № 9. Тула, 2002. 22. Старыгина Н.Н. «Дачный текст» в повести «Первая любовь» И.С. Тургенева // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. - № 4 (19). – С. 107 – 111. 23. Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 280 с. 24. Тургенев И. С. Полн. собр. соч.: В 28-ми т. - М.; Л., 1961. 25. Тургенев И.С. Рудин. Дворянское гнездо. – М.: Юридическая литература. – 1980. 26. Флоренский П. А. Имена. Кострома, 1993. - 180 с. 27. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной картине мира // Труды по знаковым системам. Тарту. - 1978. - Вып. 10. – С. 65 – 85. 28. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И. С. Тургенева. М.: Просвещение, 1969. – 328 c. 29. Щукин В. Г. Поэзия усадьбы и проза трущобы // Из истории русской культуры. Т. V. - М., 1996. 30. Щукин В. Г. Российский гений просвещения. Исследования в? области мифопоэтики и истории идей / Щукин В. Г.?– М. : РОССПЭН, 2007. 31. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / Авт.-сост. В. Андреева и др. М.: Астрель. АСТ. 2004. – 598 с. 32. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image