Введение 3 Глава 1. Библиотека и информационная культура читателя 8 1.1. Информационная культура читателя 8 1.2. Деятельность библиотек по формированию информационной культуры. 22 Глава 2. Формирование информационной культуры читателя на примере Ленинградской областной универсальной научной библиотеки 32 2.1. Общая характеристика Ленинградской областной универсальной научной библиотеки 32 2.2 Методы работы по формированию информационной культуры читателя в Ленинградской областной универсальной научной библиотеке 37 Заключение 45 Список источников 48 Приложение 1 54

Формирование информационной культуры читателя современной библиотеки

дипломная работа
Литература
50 страниц
90% уникальность
2015 год
260 просмотров
Клешнева О.
Эксперт по предмету «Библиотековедение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Библиотека и информационная культура читателя 8 1.1. Информационная культура читателя 8 1.2. Деятельность библиотек по формированию информационной культуры. 22 Глава 2. Формирование информационной культуры читателя на примере Ленинградской областной универсальной научной библиотеки 32 2.1. Общая характеристика Ленинградской областной универсальной научной библиотеки 32 2.2 Методы работы по формированию информационной культуры читателя в Ленинградской областной универсальной научной библиотеке 37 Заключение 45 Список источников 48 Приложение 1 54
Читать дальше
В Федеральном законе о библиотечном деле библиотека названа «информационной, культурной, просветительской» организацией [1]. Публичные библиотеки в нашей стране являются не только национальным культурным достоянием. Это - самый распространенный и общедоступный демократический институт в современном обществе. Близость расположения библиотек к месту проживания городского и сельского населения, бесплатное обслуживание – все это способствует их наибольшей доступности. В библиотеки ходят все – потребность посещать библиотек имеют и взрослые, и дети, и люди с образованием, и те, кто лишь начинает учиться, пенсионеры и студенты, домохозяйки и школьники [8, 21]. Сегодня библиотеки являются объектом внимания со стороны федеральных и муниципальных властей.


Многие студенты откладывают написание курсовой работы по программированию. Чтобы сэкономить время лучше заказать курсовую работу в Work5.


. Финансирование и целевые программы способствуют обновлению библиотечных учреждений, изменению их облика [11, 24]. Библиотеки становятся участниками корпоративного и глобального взаимодействия в информационном пространстве. Можно говорить о формировании на базе библиотек локальных, по месту жительства, культурных центров. В библиотеки приезжают для встреч с населением писатели и поэты, ветераны и политики. Проводятся дни открытых дверей, публичные дискуссии, сеансы интерактивного общения с библиотечными учреждениями из других городов [52, 22]. Организация «дней открытых дверей», тематических мероприятий несомненно способствует облагораживанию атмосферы мест проживания, формированию и развитию духовной жизни общества, просвещению, приобщению населения к творчеству. В конечном счете, все это способствует сохранению и преемственности лучших русских культурных традиций [56, 16]. Секция публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации проводит целенаправленную деятельность по укреплению профессиональных связей, по обмену информацией и инициативами. Так происходит процесс интеграции и общее развитие библиотечной деятельности. Для современной публичной библиотеки обязательным условием является живой отклик, реакция на происходящие изменения в обществе, активное сотрудничество с государственными властными органами. Библиотека должна взаимодействовать с партнерами по культурной деятельности – это не только другие библиотеки, но и общественные движения и организации, средства массовой информации. Такое взаимодействие способствует деловым и творческим связям библиотечных учреждений с политиками, управленцами, деятелями искусств, предпринимателями и т.д. Открытая демонстрация библиотекой своих ценностей, преимуществ и возможностей способствует тому, что общественность получает информацию о целях и задачах библиотечной деятельности, о тех услугах, которые предоставляет библиотека. Библиотеки разрабатывают и осуществляют социальные, культурные, образовательные проекты и принимают участие в аналогичных проектах других организаций. Все эти проекты и программы способствуют тому, что различные группы населения приобщаются к активной общественной жизни. Участие библиотек в общественных кампаниях способствует осуществлению прав населения на знания, информацию и культуру и т.д [58, 94]. Как привлечь пользователей в библиотеку, как сформировать положительное эмоциональное отношение к библиотечным учреждениям среди населения? Для этого необходима целенаправленная работа по формированию информационной культуры населения, режде всего – читателей библиотек. Информация должна не просто давать общее представление о составе фондов библиотеки и предоставляемых ею услугах, но и формировать в глазах потенциальных потребителей позитивный образ библиотеки, говоря современным языком – бренд [49, 116]. Распространение информации побуждает потенциального потребителя этой информации к действию: посетить библиотеку, принять участие в ее мероприятиях, воспользоваться справочным аппаратом, возможностью бесплатного поиск информации не только в фонде конкретной библиотеке, но и в сети Интернет. Создание имиджа библиотеки – это способ внедрить в сознание потенциальных читателей библиотеки ее неповторимый облик и сформировать у них комплекс положительных ассоциаций. Проблема информационного обеспечения в библиотечной практике состоит в недостаточности опыта работы в сфере информационных технологий у сотрудников библиотеки. Довольно трудно привить читателю информационную культуру, если сам не обладаешь ею. У обычного отечественного библиотекаря нет ни опыта, ни соответствующих знаний, ни профессионального подхода к информационной работе – у него есть только ряд определенных навыков работы на компьютере на уровне начинающего пользователя [3, 33]. Традиции отечественного библиотечного дела, существующие и передающиеся долгие годы, не предусматривают деятельности такого рода. Обновление библиотечной практики в соответствии с требованиями сегодняшнего дня идет не так быстро, как хотелось бы. Для этого процесса требуются новые методы, нестандартные решения, оригинальные идеи. Основной целью данного направления является сохранение библиотеки при создании новых условий для ее существования и преуспевания. Вопросами информационного и рекламного обеспечения библиотечной деятельности занимались такие авторы, как МатлинаС.Г.[37], Клюев В.К. [24],[25],[25], Клюкина Н.В. [27], ДворкинаМ.Я. [13], Михнова И. Б., Цесарская Г.Л. [39]и др. В работе были использованы труды этих авторов, а также статьи и обзоры из периодических профессиональных изданий, таких как «Библиография», «Библиотечное дело», «Справочник библиотекаря», «Библиотека», «Библиотековедение». Кроме того, была использована информация различных интернет-ресурсов, посвященных библиотечной деятельности [21], [34], [43], [44], [45], [46]. Научная проблематика темы данного исследования находится в сфере библиотековедческого дела, а также в области информатики, рекламы и PR. Цель дипломной работы – исследование эффективности методов работы по формированию информационной культуры читателя. Объект исследования – Ленинградская областная универсальная научная библиотека. Предмет исследования – формы работы Ленинградской областной универсальной научной библиотеки по формированию информационной культуры читателя. Задачи исследования перечислены далее. Изучить деятельность публичных библиотек в Российской Федерации и модельный стандарт деятельности отечественной публичной библиотеки. Исследовать библиотеку как социальный и культурный феномен. 1.Рассмотреть понятие информационной культуры читателя. 2. Выявить особенности деятельности библиотек по формированию информационной культуры читателя. 3. Дать общую характеристику Ленинградской областной универсальной научной библиотеки. 4. Рассмотреть методы работы по формированию информационной культуры читателя в Ленинградской областной универсальной научной библиотеке . Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы как в практике работы публичных библиотек, так и для составления курсов обучения по специальности «Библиотековедение». Структура работы представляет собой введение, две главы, заключение, библиографический список литературы, использованной во время проведения исследования и приложения.

Читать дальше
Итак, в данной работе были исследованы основные особенности формирования информационной культуры читателя на примере. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Несмотря на бурное развитие информационных технологий, которые стали доступны практически каждому городскому жителю в собственной квартире, популярность библиотек остается высокой. Библиотеки стараются не отстать от стремительного развития технического прогресса и информационных технологий. Благодаря этому молодые читатели, помимо книжного фонда, могут воспользоваться компьютерной и офисной техникой, получить доступ к сети Интернет. О «новом рождении» библиотек говорить пока рано, однако уже сейчас в облике библиотек можно увидеть черты будущего – не просто книгохранилищ, но многофункциональных информационных, культурных, а возможно и духовных центров, какими их желали бы видеть молодые читатели. Рассмотрим далее результаты выполнения поставленных в работе задач. 1.Рассмотреть понятие информационной культуры читателя. Цель работы библиотек - передача знаний об окружающем мире и месте человеке в окружающем мире, формирование мотивации к гуманистическим отношениям человека с миром и с самим собой. Говоря обобщенно, цель воспитания культуры чтения у детей в библиотеках – это осознанная деятельность, которая стремится к сохранению и распространению культурного наследия нашего народа и дальнейшей передаче этого сокровища будущим поколениям. Примета современности - всеобщая компьютерная грамотность и повсеместное распространение компьютерных и информационных технологий Люди получают возможность наиболее полно удовлетворять свои потребности в информации, в самых различных продуктах и услугах информационного характера. Для того, чтобы пользоваться всем огромным багажом информации безопасно и с пользой для себя, необходима информационная культура - своего рода духовная «гигиена». Всеядность в информации несет в себе серьезные опасности для морально-нравственного развития. 2. Выявить особенности деятельности библиотек по формированию информационной культуры читателя. Новой позицией библиотек в вопросе воспитания культуры чтения и расширения информирования населения о работе библиотек является разработка собственных целевых программ. Библиотеки разрабатывают сегодня целевые программы довольно высокого профессионального уровня. Эти программы направлены на решение конкретных задач: сформировать у населения тягу к чтению, воспитать культуру потребления информации. Работа библиотек по привлечению читателей требует усиления внимания и новых подходов к проблема информационного обеспечения библиотечного дела. 3. Дать общую характеристику Ленинградской областной универсальной научной библиотеки. В современном периоде развития Ленинградская областная универсальная научная библиотека активно условия для того, чтобы возможности жителей города и жителей области в потреблении культурных ценностей и информационных ресурсов библиотеки были равными. Деятельность ЛОУНБ в этом направлении формирует единую культурную среду в регионе. ЛОУНБ прошла от момента своего создания долгим и трудным путем. В современных условиях библиотека вступает в новый этап своего развития, не утратив при этом тех лучших традиций, которые выработали в тяжелое послеблокадное время ее основатели. Эти традиции бережно сохраняли целые поколения библиотечных работников. Благодаря их самоотверженному труду областная библиотека не только достигла уровня современного культурно-информационного центра, но и стала связующим звеном в потоке времени между Санкт-Петербургом имперской России, Петроградом революционного времени, Ленинградом Советского периода и новым, современным Санкт-Петербургом. 4. Рассмотреть методы работы по формированию информационной культуры читателя в Ленинградской областной универсальной научной библиотеке. Библиотека ведет активную работу по информированию населения и формированию у читателей информационной культуры. Мероприятия областной библиотеки в сфере информационных технологий и распространения информации являются разнообразными, эффективными и рассчитаны на широкий круг пользователей.
Читать дальше
Список источников 1. Федеральный закон от 29.12.1994 "О библиотечном деле" N 78-ФЗ. 2. Антопольский А. Б. Электронные библиотеки: принципы создания: научно-методическое пособие. М.: Либерия-Бибинформ, 2012 3. Бердникова, И. Из зала зрительного – в книжный зал / И. Бердникова // Библиотека. – 2014. – № 8. – С. 32-35. 4. Верещагина А. Мы стали ближе друг к другу: организация воспитательного досуга детей и подростков: экологическое просвещение / А. Верещагина // Библиополе. – 2008. - № 10. – С. 7-10. 5. Волкова, О. Н. На первом плане – читатель / О. Н. Волкова, Н. Н. Коневская // Современная библиотека. – 2014. - № 9. – С. 85-87. 6. Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. — СПб.: Профессия, 2004. 7. Вострикова, Т. В. Библиотечные исследования / Т. В. Вострикова, З. Н. Буренко // Современная библиотека. – 2014. – № 8. – С. 82-85. 8. Гизун, Е. В. В поисках легендарной либереи проходим увлекательный квест / Е.В. Гизун // Библиотечное дело. - 2014. – № 14. – С. 22-23. 9. Голубенко Н. Информационные технологии в библиотечном деле. М.: Феникс, 2012 10. Гречихин А.А. Общая библиография. Центр дистанционного образования МГУП, 2011 11. Гудков, Н. Буктрейлер: методика создания / Н. Гудков // Библиополе. – 2014. – № 10. – С. 22-25. 12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.: Просвещение, 2011. 13. Дворкина М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. М.ФАИР, 2012 14. Езова С.А. О подготовке библиотекарей к общению с читателями. //Библиотековедение. – 2013. - № 4. – С. 72 – 75. 15. Завадская Ж., Артеменко З. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью. М.: Современная школа, 2011 16. Захаренко, М. П. Всё для тех, кто приходит в библиотеку! Впечатления и размышления об организации обслуживания в публичных библиотеках Франции / М. П. Захаренко / Библиотечное дело. - 2014. - № 16. - С. 9-12. 17. Захаренко, М. П. Третий российский молодежный библиотечный конвент / М. П. Захаренко // Библиотековедение. – 2014. - № 6. – С. 124-126. 18. Зелинский К., Черникова Т. Нравственное воспитание школьников. М.: Планета, 2011 19. Земсков, А. И. Компоненты успеха – тщательный анализ библиотечных ресурсов и эффективности работы / А. И. Земсков // Научные и технические библиотеки. – 2014. – № 10. – С. 74–88. 20. Земсков, А.И. Электронные библиотеки: Учебник для студентов вузов культуры и др. высших учебных заведений. М: Либерия, 2008. С. 178 21. Информационно-справочный библиотечный портал [электронный ресурс] — Режим доступа / www.library.ru/— Загл. с экрана. 22. Карауш, А. С. Развитие информационных технологий в библиотеке: взгляд в будущее. А. С. Карауш, А. С. Макаревич. Научные и технические библиотеки. 2011. № 1. С. 53-58. 23. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- М.: Эксмо-пресс, 2012. 24. Клюев В.К. Маркетинговые аспекты развития информационной деятельности библиотеки: Науч.-практ. пособие. М.: Моск. гос. ин-т культуры, 2014; 25. Клюев, В. К. Сервис в библиотеке: диалог с пользователем / В. К. Клюев // Библиография. - 2011. - № 9. - С. 45-51; 26. Клюев, В. К. Фандрейзинг в условиях библиотеки / В. К. Клюев // Библиография. - 2011. - № 2. - С. 51-55. 27. Клюкина, Н. История библиотечной рекламы / Н.Клюкина // АиФ. Новая б-ка. - 2014. - № 3. - С. 26-27. 28. Князева О. Олимпийские игры по чтению! / О. Князева // Современная библиотека. – 2014. - № 8. - С. 40-41. 29. Комплексная автоматизация библиотеки. ФГУП ГИВЦ Минкультуры России. – М.: Изд-во ФГУП ГИВЦ Минкультуры России, 2013. 30. Кравченко, М. В. Библиотека и волонтеры – совместный труд объединяет / М. В. Кравченко // Современная библиотека. – 2014. – № 9. – С. 74-77. 31. Крупенин, О. А. Дилеммы библиотечного маркетинга / О. А. Крупенин, И. М. Суслова // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 9. - С. 16-29. 32. Крыжановская, В. Образовательная программа в действии: муниципальный срез / В. Крыжановская // Библиотека. – 2014. - № 7. – С. 12-14. 33. Кузнецова Т.К. Организация досуга детей в муниципальном пространстве мегаполиса на основе взаимодействия учреждения дополнительного образования с социальными инфраструктурами / Т.К. Кузнецова, М.В. Жиркова // Внешкольник : дополн. образование детей. – 2014. – № 2. – C. 22-25. 34. Ленинградская областная универсальная научная библиотека – ЛОУНБ [электронный ресурс] — Режим доступа http://reglib.ru/— Загл. с экрана. 35. Литвинова С. Н. Организация досуга детей и подростков : метод. пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей. Дополнительное образование : информ. портал. - М., 2012. 36. Лучникова, Н. С. Обучая, развивать: организационно-методическая помощь библиотекам области / Н.С. Лучникова // Библиотечное дело. –2014. - № 20. – С. 32-35. 37. Матлина, С. Г. Библиотечный маркетинг. Пермь, 2013. - 65 с 38. Михеева Ю. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Учительская газета. Независимое педагогическое издание. – 2012, № 7. 39. Михнова И. Б., Цесарская Г. Л. Как сделать рекламу библиотеки : теория, методика, практика. М.: Библиомаркет, 2015 40. Мотульский, Р.С. Библиотека как социальный институт. Р.С. Мотульский, Бел. гос. ун-т культуры. Мн.: Народная Асвета, 2012. 41. Новикова, Т. По главной улице с оркестром: библиотека без границ / Т. Новикова / Библиотечное дело. – 2014. - № 14. – С. 18-20. 42. Петровская, Н. Г. Воспитание искусством / Н. Г. Петровская // Современная библиотека. – 2014. - № 8. – С. 14-19. 43. Российская библиотечная ассоциация. Официальный сайт. [электронный ресурс] — Режим доступа / http://www.rba.ru/ — Загл. с экрана. 44. Российская государственная библиотека. [электронный ресурс] — Режим доступа / http://www.rsl.ru/ — Загл. с экрана. 45. Российская государственная детская библиотека. [электронный ресурс] — Режим доступа / http://www.rgdb.ru/— Загл. с экрана. 46. Российская национальная библиотека. [электронный ресурс]— Режим доступа / http://www.nlr.ru — Загл. с экрана. 47. Сафронова Е. Интернет-проект как дружественная среда. Е. Сафронова, А. Шашкина. Библиотека. 2014. № 8. С. 26. 48. Серова, О. В. Качество услуг в электронной среде и новые сервисы. Библиосфера. 2014. № 1. 49. Синяева И.М. Паблик рилейшнз. Толковый словарь. М.: Дашков и Ко, 2011 50. Слободяник, М. С. Инновационная библиотечная технология: пути реализации. М. С. Слободяник. Прогрессивные библиотечные технологии: организация и управление: Сб. науч. тр., 2012. 51. Соколов, А. В. Концепция реализации библиотечно-информационной магистратуры в России / А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров // Научные и технические библиотеки. – 2014. - № 11. – С. 5-28. 52. Сорокина, М. Н. Дружить городами: видеомост как форма общения / М. Н. Сорокина // Современная библиотека. – 2014. - № 8. – С. 20-23. 53. Степанова, В. Неспособных детей не бывает: организация творческого пространства в детских библиотеках / В. Степанова // Библиополе. – 2014. - № 10. – С. 18-21. 54. Струкова, Н. Л. Аккаунт без тени сомнений. Библиотека в социальных сетях / Н. Л. Струкова // Библиотечное дело. – 2014. - № 17. – С. 17-21. 55. Тихонова, Л. Н. Ежегодное совещание руководителей федеральных и центральных библиотек субъектов Российской Федерации в 2014 году / Л. Н. Тихонова, Н.В. Бабахина // Библиотековедение. – 2014. - № 6. – С. 8-11. 56. Фабрикова, И. Играем бал!: литературно-творческий альянс ЦБ в работе с молодежью / И. Фабрикова // Библиополе. – 2014. - № 10. – С. 15-17. 57. Фокеев В. Библиографическая наука и практика. М.: Профессия, 2012 58. Чеботарёва, Н. А. Вместе по жизни / Н. А. Чеботарёва // Современная библиотека. – 2014. - № 8. – С. 93–95. 59. Швецов А. Н. «Информационное общество». Теория и практика становления в мире и в России. М.: Красанд, 2012 60. Шрайберг, Я. Л. Библиотеки и Интернет: единство и борьба противоположностей и загадочные перспективы в изменяющейся социокультурной и информационной среде: ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2014 / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. – 2014. – № 10. – С. 5-51. – Библиогр.: с. 47-51. 61. Юрманова, С. В. О Ежегодном совещании директоров детских и детско-юношеских библиотек «Новая детская библиотека: слагаемые успеха» / С. В. Юрманова // Библиотековедение. – 2014. - № 5 – С. 132-133.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image