ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Общетеоретические основы выражения экспрессивности 6 1.1. Характеристика основ выражения экспрессивности 6 1.2. Особенности выражения экспрессивности в древнерусском языке 11 Глава II. Анализ выражения экспрессивности в древнерусском языке 23 2.1. Специфика выражения экспрессивности в древнерусском языке 23 2.2. Проблемы выражения экспрессивности в древнерусском языке 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Выражение экспрессивности в древнерусском языке

курсовая работа
История
35 страниц
72% уникальность
2016 год
98 просмотров
Задорожная О.
Эксперт по предмету «История языка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Общетеоретические основы выражения экспрессивности 6 1.1. Характеристика основ выражения экспрессивности 6 1.2. Особенности выражения экспрессивности в древнерусском языке 11 Глава II. Анализ выражения экспрессивности в древнерусском языке 23 2.1. Специфика выражения экспрессивности в древнерусском языке 23 2.2. Проблемы выражения экспрессивности в древнерусском языке 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Читать дальше
Как известно, языковая картина мира существует в виде концептов, формирующих концептосферу нации (З. Д. Попова, И. А. Стернин и др.


Если вы хотите заказать написание реферата по строительству, переходите по ссылке, заполняйте форму заявки и мы сделаем самый лучший реферат!


.). Под эмоциоконцептосферой Н. А. Красавский понимает совокупность эмоциональных концептов. Ученые неоднократно обращали внимание на то, что всякий вид дея-тельности человека фундаментирован на эмоциональных переживаниях. В. И. Жельвис, например, наименовывает эмоциями такой способ отношения человека к окружающему миру и к себе самому, который выражается в виде непосредственного переживания. Эмоции играют важную функцию в познании мира и его постижении, правда, они не есть форма познания, но вызывают в сознании определенное беспокойство человеком его отношения к самому себе, к настоящей действительности и к деятельности. К. Изард выделяет десять фундаментальных эмоций: 1) интерес – волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина. Картина мира, свойственная определенной общности, обязательно включает в себя оценку окружающего мира и деятельности в самом широком понимании этой дефиниции, а также ценностные ориентации человека, которые насчитывают эмоциональное отношение по обструкциям: добро – зло, труд – праздность, трудолюбие – леность, богатство – бедность, честь – бесчестье, красота – уродство, жизнь – смерть и т. д [Тихонов, 2014. С. 219]. Данное исследование посвящено изучению основ выражения экспрес-сивности в древнерусском языке. Словарный состав русского языка постоянно изменяется, пополняется новыми словами. Одним из способов пополнения частей речи и образования новых классов слов является процесс перехода (или трансформации) слов из одной части речи в другую. Под трансформацией понимается сложный процесс изменений признаков слова, который приводит к перемещению слова из одной части речи в другую или к перемещению слова из одного морфологического разряда в другой в пределах одной части речи[Смирницкий, 2014. С. 21]. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих использование выражения экс-прессивности в древнерусском языке. Предмет исследования - особенности, присущие выражения экспрес-сивности в древнерусском языке. Материалом послужили труды отечественных и зарубежных языковедов А. Вежбицкой, В. Волек, В. И. Шаховского, Н. А. Красавского и др., занимающихся вопросами языкового выражения эмоций, которые разрешают нам утверждать, что цель обсуждения «Язык и эмоции» есть одно из самых преимущественных направлений нынешнего лингвистического учения. В опусах этих исследователей были впервые изучены различные стороны эмотивности, построена лингвистическая доктрина эмоций. Обнаруживается пристальная заинтересованность к языковым формам и способам выражения эмоций в разных языках. Среди мордовских лингвистов эту проблему рассматривали Р. Н. Бузакова, О. В. Ерина, Р. С. Ширманкина, Т. И. Янгайкина и др. Наиболее подробно этот вопрос нашел отражение в трудах Н. И. Рузанкина. Исследователь отмечает, что во многих работах по данной тематике, прежде всего, наблюдается фактическое и терминологическое неразличение понятий эмоциональность и экспрессивность. Исследователь утверждает, что эмоциональное должно рассматриваться не как средство, а как основа или причина создания экспрессивности, так как эмоциональность содержательна и интеллектуально обоснована[Тихонов, 2014. С. 219]. В своих работах исследователь противопоставляет эмоциональность и экспрессивность как сущности, выполняющие разные функциональные задачи. Так, по его мнению, эмоциональность используется для выражения субъективного отношения, чувств, настроений человека и воздействия на чувства других. Экспрессивность же служит для усиления выразительности, как при выражении эмоций, воли, так и при выражении мысли [Смирницкий, 2014. С. 21]. Цель написания данной работы - выявление содержания использование выражения экспрессивности в древнерусском языке. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач: 1. Рассмотрение общетеоретических основ выражения экспрессивно-сти; 2. Анализ выражения экспрессивности в древнерусском языке. Теоретической и методологической основой нашего исследования послужили работы таких авторов Арутюнова Н. Д., Ермакова О. П., Загоруйко А. Я., Кубрякова Е. С., Лексин В. Н., Швецов А. Н. и др. Актуальность данной работы заключается в необходимости рассмотрения выражения экспрессивности в древнерусском языке. Новизна работы заключается в выявлении специфики выражения экспрессивности в древнерусском языке. Положения, выносимые на защиту: 1. общетеоретические основы выражения экспрессивности; 2. специфика выражения экспрессивности в древнерусском языке Теоретическая значимость работы заключается в исследовании об-щетеоретических основ выражения экспрессивности. Практическая значимость работы выявляется в анализе древнерус-ских текстов на предмет их экспрессивности. Апробация результатов исследования возможно при изучении со-держания древнерусских текстов. Методы, используемые в работе - сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания. Структура работы. Работа состоит из Введения, 2 глав, Заключения, списка использованной литературы (24 наименований).

Читать дальше
Подводя итог проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме. Несмотря на достаточную стереотипность высказываний, обслужива-ющих различные жизненные ситуации, говорящий нередко чувствует необходимость заменить обычные для восприятия слова на более живые построения. Повышение эффективности, действенности высказывания создается с помощью экспрессивности, которая «имеет … целью усилить воздействие на слушающего, поразить, убедить его». Экспрессивность как языковая категория связана с усилением комму-никативного намерения говорящего. Для высказываний, ведущей предпосылкой которых является называние речевого намерения субъекта речи, предлагается термин эмотивные речевые акты, т.е. «речевые акты, иллокутивной целью которых является выражение эмоционального состояния субъекта речи или его эмоциональное отношение к чему-либо». Такая концепция предлагает нестандартный подход к классификации речевых актов по сравнению с классическим. Части речи- это одна из наиболее общих категорий языка. Термин – калька из латинского (partes – части, oratio – речь). Зародилось учение в Индии, его развили римляне и греки. Европейские грамматики опирались на учение Аристотеля (4 в до н.э.). Первой Российской грамматикой был труд с таким же название М. В. Ломоносова, затем труд А. Х. Востокова «Русская грамматика», далее над этой проблемой трудились Павский, Потебня, Буслаев, Пешковский, Щерба, Виноградов и многие другие. Существует три основных критерия выделения частей речи и четвер-тый – факультативный: 1) семантический (значение) 2) морфологический (грамматические признаки) 3) синтаксический (функция в предложении) 4) словообразовательный (сущ, прил – суффиксация, глаголы - префиксация). Части речи – это самые крупные грамматические классы слов, характеризующиеся следующими признаками: 1) обобщенным ГЗ; 2) определенным составом морфологических категорий и общностью парадигматики (система форм словоизменения); 3) общностью основных синтаксических функций. Традиционным и наиболее широко принятым является деление слов на 10 частей речи: знаменательные (6), служебные (3), междометия. Л. В. Щерба выделил слова категории состояния (Ему весело. Мне холодно. Вам пора ехать). Слова да и нет находятся вне частей речи.
Читать дальше
1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. 2014. 2. Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразования // Исследования по русской грамматике: избр. тр. / В. В. Виноградов. — М., 2015. — С. 155–166. 3. Ермакова О. П. О некоторых общих вопросах словообразования наречий // Развитие словообразования современного русского языка. — М., 2014. — С. 45–54. 4. Загоруйко А. Я. Конверсия — морфолого — синтаксический способ словообразования: (на материале современного английского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук / А. Я. Загоруйко. — М., 2015. — 27 с. 5. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. — М.: Просвещение, 2015. — 304 с. 6. Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России. Проблемы и тенденции переходного периода. М., 2013 7. Кубрякова Е. С. Деривация, транспозиция, конверсия // Вопр. языкознания. — 2014. — № 5. — С. 64–76. 8. Купина Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции 2015 9. Лапина Н. Ю. «Центр – регионы» в постсоветской России: исто-рия, механизмы взаимодействия, сценарии будущего // Политическая экспертиза. 2014. № 2; 10. Левковская К. А. О словообразовании и его отношении к грамматике // Вопросы теории и истории языка. — М., 2014. — С. 153–182. 11. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2014. 12. Лихачев Д. С. Русская культура. СПб, 2014. 13. Лопатин В. В. Нулевая аффиксация в системе русского словообразования // Вопр. языкознания. — 2014. — № 1. — С. 76–87. 14. Майданова Л. М. Практикум современному русскому языку, 2013 15. Мельчук И. А. Словообразование и конверсия // Русский язык в модели «смысл-текст» / И. А. Мельчук. — М.; Вена, 2015. — С. 505–512. 16. Молотков А. И. Фразеологический словарь русского языка. М., 2014. 17. Никиенко И. В. Адъективные конверсивы в современном русском языке: (на материале отыменных образований): дис. … канд. филол. наук / И. В. Никиенко. — Томск, 2013. — 310 с. 18. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. — 7-е изд. — М.: Учпедгиз, 2015. — 512 с. 19. Смирницкий А. И. Так называемая конверсия и чередование звуков в английском языке // Иностр. яз. в шк. — 2014. — № 5. — С. 21–31. 20. Солганик Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи, 2012 21. Тихонов А. Н. Части речи — лексико — грамматические разряды слов // Вопросы теории частей речи: (на материале языков различных типов). — Л., 2014. — С. 219–228. 22. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М., 2014. 23. Фокина О. А. Новости регионов в сообщениях информационных агентств / Журналистика в 2015 году: СМИ в публичной сфере. Материалы Международной научнопракт. конфции. М., 2015. 24. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. — 2-е изд. — Л.: Учпедгиз, 2015. — 620 с. 25. Grishin D. A. Representation of the concept love in the mordovian linguistic picture of the world // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2 (22). С. 119–123
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Детское телевидение в России. (Программа «Спокойной ночи, малыши!»)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image