ВВЕДЕНИЕ 2 1.ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАКУЛЬСКОЙ РОСПИСИ 7 1.1 История графических росписей русских северных регионов 7 1.1.1 Семиотика изобразительного искусства 7 1.1.2 Генезис изобразительного искусства 11 1.1.3 Роспись по дереву как часть ментальности русского человека 14 1.2 Особенности ракульской росписи 17 1.2.1 Семантика орнамента 17 1.2.2 Семантика ракульской росписи 21 1.3 Основы традиционной композиции 30 Вывод по главе 1 38 ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАКУЛЬСКОЙ РОСПИСИ 40 2.1 Инструменты и материалы ракульской росписи 40 2.2 Традиционная композиция и колорит 42 2.3 Создание картонов-эскизов 45 2.4 Последовательность выполнения 46 Вывод по главе 2. 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 Глоссарий 57 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82

Ракульская роспись (народная роспись Северной Двины)

дипломная работа
Культура
70 страниц
73% уникальность
2016 год
283 просмотров
Вятчин Д.
Эксперт по предмету «Декоративно-прикладное искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 1.ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАКУЛЬСКОЙ РОСПИСИ 7 1.1 История графических росписей русских северных регионов 7 1.1.1 Семиотика изобразительного искусства 7 1.1.2 Генезис изобразительного искусства 11 1.1.3 Роспись по дереву как часть ментальности русского человека 14 1.2 Особенности ракульской росписи 17 1.2.1 Семантика орнамента 17 1.2.2 Семантика ракульской росписи 21 1.3 Основы традиционной композиции 30 Вывод по главе 1 38 ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАКУЛЬСКОЙ РОСПИСИ 40 2.1 Инструменты и материалы ракульской росписи 40 2.2 Традиционная композиция и колорит 42 2.3 Создание картонов-эскизов 45 2.4 Последовательность выполнения 46 Вывод по главе 2. 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 Глоссарий 57 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Нынешняя социокультурная ситуация требует со стороны современного российского общества осуществления реальных шагов в деле изучения, сохранения и популяризации историко-культурного наследия. Русское народное прикладное творчество представляет собой уникальную ценность с точки зрения исследования русской культуры, ее первоначального вида, сохранения памятников истории, воспитания патриотических чувств молодого поколения, формирования твердых морально-нравственных ориентиров. При этом изучение прикладного искусства русского народа имеет не только воспитательное и просветительское, но и сугубо практическое, экономическое значение. Но знакомство с историческим наследием наиболее полноценно тогда, когда о нем не только рассказывают, но и показывают, позволяют в буквальном смысле слова прикоснуться к его материальным свидетельствам. Так возникла необходимость в исследовании такого вида прикладного искусства, как роспись по дереву. Нас так долго приучали к псевдорусской культуре, что сегодня, только-только начиная постигать суть истинных русских традиций — песенных, орнаментальных, обрядовых, — осознаешь, насколько уникален и драгоценен этот пласт. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно неисчерпаемо, сколько бы его ни изучали археологи, историки, искусствоведы, педагоги.


Курсовая работа по здравоохранению на заказ - это то, что нужно для уставшего студента. Если не хотите писать работу самостоятельно, оставляйте заказ у нас на сайте и мы обязательно вам поможем!


. Использование фольклорного наследия, особенно его осязаемой, материальной составляющей, совершенно необходимо для нравственного воспитания детей, для формирования созидательного и открытого мировоззрения, уважительного отношения к достоянию своего народа и других народов. В фольклоре запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Он хранит историю движения народа по пути цивилизации, отражает характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. И пусть мы оторвались от своих корней, всегда есть шанс вернуться к своим истокам. Сохранение уникальной русской культуры, сбережение национальной идентичности – все это стало возможно потому, что народ бережно охранял свое творчество, передавал его лучшие образцы из поколения в поколение. Народные традиции не только помогали сохранять в первозданном виде народное творчество, но и воспроизводили в каждом поколении семейные ценности, укрепляли браки и способствовали здоровой демографической обстановке Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Уже в условиях первобытнообщинного строя целью и содержанием воспитания было не только развитие трудовых навыков, но и чувства верности интересам рода и племени, при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени, на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Развитие культурных, духовно-нравственных, эстетических ценностей, возрождение традиций русского народа, формирование традиционных ценностных ориентиров, уважительного отношения к институту семьи, - все это ведет в конечном итоге к формированию полноценной здоровой личности. Важным и своевременным представляется также более активное использование материальных свидетельств отечественной истории в индустрии туризма. Туристов привлекают архитектурные памятники и связанные с ними исторически сложившиеся легенды. Народные росписи как часть материального наследия русского народа должны быть подробно изучены. Кроме того, необходимо более активно и широко распространять среди населения сведения об этом виде культурного наследия, чтобы оно получило достаточную известность. Популяризация народного декоративно-прикладного творчества позволит организовать туристические поездки с мастер-классами по историческим местам севера России, где когда-то зародилось это уникальное искусство. Нельзя не отметить позитивный характер такого подхода – благодаря ему будет происходить не только привлечение туристов и рост туристской отрасли в России, но и будет сохраняться историческая память и преемственность, будет развиваться и укрепляться самосознание русских людей как уникального этноса. Роспись по дереву является одним из самых распространенных и популярных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия. Это искусство и сейчас, в мире высоких технологий и автоматизированного труда, не утратило свою актуальность и популярность. Появилось множество новых стилей росписи, разработаны современные технологии и оборудование. В современных условиях искусство расписывать деревянные поверхности уже не передается в одной семье из поколения в поколения. В настоящее время росписью по дереву занимаются профессиональные художники, имеющие диплом об окончании соответствующих учебных заведений. В их распоряжении самые современные средства художественной выразительности – грунтовки, лаки, краски. Мотивы народных промыслов приобрели новое звучание. Таким образом, изучение народной графической росписи актуально и с духовно-воспитательной, и с практической точки зрения. Объект исследования. Особенности народного прикладного искусства русского Севера. Предмет исследования. Ракульская роспись, особенности ее зарождения и развития и технология изготовления. Цель исследования. Изучение особенностей ракульской росписи (народной росписи Северной Двины). Задачи исследования. 1. История графических росписей русских северных регионов 2. Особенности ракульской росписи 3. Основы традиционной композиции 4. Инструменты и материалы 5. Традиционная композиция и колорит 6. Создание картонных эскизов 7. Последовательность выполнения Новизна исследования. В настоящее время многие занимаются исследованием материального исторического наследия русского народа, в том числе изучением русского народного декоративно-прикладного искусства. Имеется ряд исследования, посвященных росписям по дереву Русского Севера. Однако теоретических разработок, посвященных конкретно ракульской росписи, крайне мало. В этом теоретическая новизна исследования. Практическая значимость исследования. Практическая часть работы посвящена изучению технологии работы над ракульской росписью. Результаты работы могут быть использованы для разработки программ занятий для детей и подростков, для организации студии народного творчества, для организации занятий в учреждениях дополнительного образования, для проведения занятий в кружках в условиях общеобразовательной школы. Также результаты исследования могут быть использованы для разработки курса преподавания в учебных заведениях таких предметов, как история, этнография, искусствоведение, фольклористика. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка источников и приложений, в которых размещены образцы ракульской росписи.

Читать дальше
Итак, в данном исследовании были рассмотрены художественные особенности ракульской росписи – народного промысла, характерной, имеющей свой уникальный стиль росписи по дереву, которая зародилась в северном русском регионе, в районе впадения в Северную Двину реки Ракулки. Рассмотрим далее выполнение задач исследования, поставленных перед началом работы. 1. История графических росписей русских северных регионов Каждая культура может быть представлена в виде определенной символической системы, раскрытие значений которой приводит к постижению ее содержания. Все это входит в содержание понятия «культурная символика» . Культурная символика – система специфических мифологических, религиозных, социальных, этнических, художественных и политических (в т.ч. государственных) символов, используемых социальными группами, организациями, институтами для выражения основных понятий, идеалов, норма и ценностей. Культурные символы позволяют индивидам считать себя носителями определенной культуры. Они выступают цементирующим фактором для сохранения и исторической трансляции культурных концептов, ценностей и норм между представителями одной культуры. Каждая социально-историческая общность имеет свою систему культурной символики. В ней воплощаются идеи, идеалы, нормы и смыслы, основополагающие для культурной жизни общности . В качестве символа могут выступать слова, невербальные приемы (жесты, позы, мимика), графические изображения, различные предметы и явления, процессы природного и социального характера, а также фигуры фантастических существ. Выбор того или иного предмета и явления в качестве объекта символической детерминации свидетельствует о его ценности для представителей социальной группы и общности. Важнейшим символом для самоидентификации как отдельной личности, так и целой общности людей является прикладная изобразительная деятельность. В культуре русского народа она всегда играла очень важную роль. Русское народное искусство выражает духовную культуру народа, черты национального характера, представления о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей, природой, родиной. Русский народ глубоко чувствует широту пространств родной земли, полевые просторы, лесные дали, небесную высоту . Все традиционно русские символы – это символы этого восприятия окружающего мира. «Малиновый звон» колоколов, слышный «за сорок верст», и странники, идущие куда глаза глядят, и гремящая серебряными бубенцами «птица-тройка», и протяжные песни, и удалые пляски, и яркие, четкие, смелые образы народной росписи по дереву. Севернорусские крестьянские росписи по дереву - один из самых молодых видов традиционного народного искусства; в исторически короткий срок они органично вошли в народную культуру и стали одной из характернейших ее черт. В северовосточных районах Русского Севера, бассейнах Двины, Пинеги, Мезени, Печоры распространены различные графические росписи. В них присутствуют сюжетные, растительные и геометризованные зооморфные и антропоморфные мотивы. 2. Особенности ракульской росписи Основа орнамента на ракуловских прялках - изогнутый стебель, от которого в обе стороны идут как бы большие округлые разноцветные капли. Фон у прялки желтый, на лицевой стороне в пяти орнаментальных рамках на белом фоне обязательно помещается условное черное графическое изображение птицы, напоминающей петуха. Местные мастера расписывали деревянную утварь в основном для родственников и односельчан. Вероятно, работы местных мастеров не могли конкурировать с изделиями крупных северно-русских и прикамских промысловых центров по росписи и поэтому не вывозились для продажи на ярмарки. Ареал ракульской росписи, бытовавшей на территории края коми во второй половине XIX - первой четверти XX в., входит в зону распространения крестьянских северных росписей, которая протянулась от Карелии до предгорий Урала. Ракульская роспись является связующим звеном между художественными традициями обработки дерева, характерными для бассейна Северной Двины и Прикамья. Вместе с тем она существенно отличается от росписей Русского Севера и Урала: образцы ракульской росписи во многом уникальны по технике исполнения, орнаментальному канону и художественно-стилистическим особенностям. Оформление традиции ракульской росписи происходило в условиях проживания русского старообрядческого населения. Условия способствовали плодотворному развитию самобытной этнокультурной традиции. 3. Основы традиционной композиции Ракульская роспись – одна из росписей по дереву русского Севера, которая наносилась в основном на деревянные прялки и берестяные туесы. Традиция ракульской росписи зародилась в районе реки Северная двина, недалеко от места впадения в нее речки Ракулки. Росписью прялок и туесов занимались члены обширной фамилии Витязевых – бывшие старообрядцы. Многие исследователи подчеркивают близость ракульских узоров к оформлению старообрядческих рукописных книг. Роспись характеризуется охристо-золотистым фоном и неброскими зелеными, красными, черными растительными узорами. Также характерная черта ракульской росписи – «ракульские птички», стилизованные изображения птичек с хохолками. Современные творческие коллективы художественных промыслов бережно хранят и развивают традиции художественного народного графического и живописного искусства. Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос, как в нашей стране, так и за рубежом. 4. Инструменты и материалы Мастера ракульской росписи пользовались яичными (желтковыми) и клеевыми красками, а также специальным составом - грунтовым левкасом. Яичная темпера – хорошо известная краска, отличающаяся исключительной стойкостью. В составе темперы - три элемента: вода, яичный желток как эмульгатор и красящее вещество – масло, эмульгируемое при помощи яичного желтка. Темпера при всей своей стойкости была достаточно хрупка к механическим повреждениям, поэтому, чтобы защитить узор на изделии, его покрывали лаком в несколько слоев. В современных условиях ракульские доски расписывают чаще всего анилиновыми красками, так как они дешевле и доступнее. Однако кричащая яркость этих красок лишает современные изделия той неброской гармонии, которая была изначально свойственна изделиям, созданным в технике ракульской росписи. Грунтовым левкасом называли специальную грунтовую массу, в состав которой входили толченый просеянный мел, вода и клей. Технология использования грунтового левкаса при работе с деревом была многоступенчатой: после нанесения его на деревянную поверхность грунтовка в течение определенного времени высыхала, а затем обрабатывалась и шлифовалась до достижения глянца. Доски, на которых рисовали свои узоры ракульские мастера, были чаще всего кленовыми. Также имеются сведения и о дубовых, еловых, реже – о кедровых и сосновых досках. В настоящее время в народных промыслах используются чаще всего сосновые доски, в силу технологического удобства, долговечности и доступности сосновой древесины. 5. Традиционная композиция и колорит Колорит ракульской росписи очень узнаваемый. Это сочетание красно-коричневого, черного, темно-зеленого цветов – на охристо-золотистом фоне. Глазу «хочется» синего цвета – и мастера добавляют небольшие темно-синие вставки, которые не нарушают общего колорита, но очень оживляют композицию и делают ее совершенно неповторимой. Основу ракульского орнамента составляют растительные мотивы. Характерный элемент - «Ракульские кустики». Это фантастические изображения то ли кустов, то ли цветов, с невероятной формы лепестками и усиками. Необычность вида кустов-цветов компенсируется неброским колоритом. Используется также такой вариант, как «дерево» - он похож на «куст», но больше в длину. «Лианы», украшенные фантастическими листьями и цветам, могут опоясывать кругом все изделие, служить фоном композиции. Для росписи тарелок и донышек корзин, туесов и коробов-набирух используются «круговые» орнаменты с черно-белыми птицами в центре композиции. Важнейшим элементом ракульской росписи, который придает ей неповторимость и узнаваемость, являются, конечно, ракульские птички. Прялка, как бытовой предмет, имеет чисто женское предназначение – мужчины пряжей не занимались. Поэтому такое важное значение имеют «кутюшки» - птички «женского рода», сидящие в «домиках» из узоров. Ракульские птички могут быть также «парочкой» - две птички, одна побольше, другая поменьше, символизируют семейную пару, мужское и женское начало, их гармонию и единение. Птички могут быть черно-белыми, похожими на сорок или на курочек, и многоцветными «павами». Часто «ракульские доски» опоясываются по краю кантом-узором красного цвета. Такое обрамление придает изделию нарядный, законченный, гармоничный вид. 6. Создание картонов-эскизов Картон-эскиз – важная часть работы художника. Настоящее произведение живописного искусства не может быть создано без детально проработанного эскиза, который является своего рода полноразмерным макетом, представляющим собой модель произведения искусства в полную величину, в масштабе один к одному. Изготовление изделия в технике ракульской росписи требует такой тщательной подготовки. После выбора предмета росписи и определения его размера мастер должен на листе картона в масштабе один к одному воспроизвести композицию будущего произведения. Мастер размечает лист, наносит графический рисунок будущего изделия, а затем и выполняет его в красках. Когда картон-эскиз полностью готов, его необходимо «перевести» на доску. 7. Последовательность выполнения a. Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи. b. Выбор материалов для художественной росписи по дереву. c. Осуществление композиционного построения эскизов с использованием ракульских традиций росписи по дереву. d. Разработка эскизов орнаментального оформления деревянных изделий с использованием сведений из истории орнамента). e. Художественная роспись деревянных изделий. f. Осуществление выбора красителей для художественной росписи деревянных изделий. g. Составление цветовых растворов из готовых красителей. h. Перевод рисунка на доску. i. Грунтование доски. j. Художественная роспись деревянных изделий с использованием различных техник и приемов художественной росписи дерева.
Читать дальше
Книги Книга с одним автором 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001 2. Бернштам Т.А. Русские народные росписи по дереву в свете старообрядческой изобразительной культуры. – СПб.: МАЭ РАН, 2007. – C. 242–244 3. Бернштам Т.А. Старообрядцы и крестьянская бытовая роспись на Севере и в Поволжье: XVIII–XX вв. // Коллек- ции отдела Европы: Выставочные проекты. Каталоги. СПб.: Наука, 2008. – C. 144–202. 4. Богатырев П. Г. Русское народное творчество. М.: Высшая школа,1966 5. Богуславская, И. Я. Северные сокровища : о нар. искусстве Севера и его мастерах / И. Я. Богуславская. - Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. - 80 с. 6. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.М., 1973 7. Василенко В.М. Избранные труды о народном творчестве X–XX вв. М., 1974. 8. Власова В.В. Старообрядческие группы: конфессиональные особенности социальной и обрядовой жизни. – Сыктывкар: Изд-во Коми науч. центра УрО РАН, 2010. – 172 с. 9. Володарский В. М. Образ природы в творчестве Парацельса // Природа в культуре Возрождения. М.: Искусство, 1992. 10. Ворончихин Н. С. Орнаменты. Стили. Мотивы. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2007 11. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент. М.: Искусство, 1998 12. Дмитриева, С. И. Традиционное искусство русских Европейского Севера: этнографический альбом / С. И. Дмитриева ; Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва : Наука, 2006. - 284 с. 13. Дробижева Л.М. Национальное самосознание и динамика культуры / Таллин. Нация и культура 1985. 14. Жегалова С. К. Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов.— М.: Просвещение, 1984 15. Зеньковский С. Русское старообрядчество. Москва, Просвещение, 1995 16. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.2, М., 1991. 17. Козлов В.И. Этнос и культура // Советская этнография. 1979. N 3. С.71-86 18. Конотопов М.В. История экономики России. — Москва, Проспект, 2003 19. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. М.: Изобразительное искусство, 1987 20. Крыськов В.Г. Этнопсихология: теория и методология. Учебное пособие. В 2-х ч. М.: Институт молодежи, 1992 21. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Атриум, 2009 22. Лихачев Д.С. Раздумья о России. М.: Эксмо-пресс, 2012 23. Лотман Ю. М. Люди и знаки. / В кн. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПБ, 2010. — С. 6. 24. Миловский, А. Народные промыслы : встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. - М. : Мысль, 1994. - 398 с. : ил. 25. Налчаджан А.А. Этнопсихология.СПб.: Питер, 2004 26. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2003. 27. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. М.: Искусство, 1989 28. Сергеев Ю. Н. Семиотика. М.: Политкнига, 2012 29. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. М.: Владос, 2005 30. Страгородский С.- Православное учение о спасении. – Москва, Философская книга, 1991 31. Тарановская Н.В. Художественные центры росписи на притоках Северной Двины.М., 1983. 32. Тимофеева, Л. Ф. Народные росписи Русского Севера : авт. прогр. творч. мастерской / Л. Ф. Тимофеева. - Архангельск : Правда Севера, 1998. - 31 с., 8 л. ил. + 2 л. карт. - Библиогр.: с. 30. 33. Уайт Л.А. Символ: исток и основа поведения человека // Работы Л.А. Уайта по культурологии. Сборник переводов. М. 1996, с.25 34. Уханова, И. Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII - XIX веков : монография / И. Н. Уханова. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. - 307 с. 35. Шарапов В.Э. Роспись по дереву русского старожильческого населения. Науч. ред. Э.А. Савельева, отв. ред. Е.В. Корниенко. – М.: Феория, 2011. 36. Шелег, В. А. Крестьянские росписи Севера / В. А. Шелег // Русский Север : Ареалы и культурные традиции / Росс. АН, Музей антропологии и этнографии, ПГПУ им. Ломоносова, Регион. фонд культурной программы "Европейский Север" ; ред.-сост.: Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. - СПб. : Наука, СПб. отд-ние, 1992. - С. 127-147 : ил. 37. Щуров, Г. С. Очерки истории культуры Русского Севера, 988-1917 / Г. С. Щуров. - Архангельск, 2004. - 551 с. Сборник 38. Алхимия // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005 39. Добрых рук мастерство : Произведения народного искусства в собр. Гос. Рус. музея : сборник / cост. И. Я. Богуславская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981. - 311 с. : цв. ил. 40. Искусство русской кистевой росписи : Учеб. пособие для студ. высщ. учеб. заведений,С. Бадаев. — М. , 2013. — 71 с 41. История предпринимательства в России: в 2-х кн. — Москва, Прогресс, 2000 42. Мастерская ракульской росписи: учебно-методическое пособие. Нск: ООО ПК «АртПресс», 2012 43. Народная культура Русского Севера : сб. ст. / отв. за вып. Е. И. Ружникова ; сост. Т. М. Кольцова ; Гос. музейное объединение "Худож. культура Рус. Севера". - Архангельск, 1997. - 246 с. : ил. 44. Народное искусство Каргополья: сборник статей / сост. и науч. ред. Ирина Богуславская. - С.-Петербург : Palace editions, 2006. - 94 с. - (Альманах / Гос. Русский музей; Вып. 142). 45. Народное искусство. Исследования и материалы : сборник статей / Гос. Рус. музей ; сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. - Санкт-Петербург : Palace Edition : Издатель Иозеф Киблицкий, 1995. - 204 с. : цв. ил. - К 100-летию Государственного Русского музея. 46. Рябининские чтения – 2007. Отв. ред Т.Г.Иванова. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image