Введение…………………………………………………………………………...3 1. Человек в философской концепции своеволия Шопенгауэра………………6 2. Человек в философской концепции Ницше…………………………………12 3. Главные причины расхождения философии Ницше с философией Шопенгауэра……………………………………………………………………..19 Заключение……………………………………………………………………….23 Список литературы………………………………………………………………25

Западноевропейская философия (XIX-XX вв.)

реферат
Философия
25 страниц
87% уникальность
2016 год
119 просмотров
Ткачев М.
Эксперт по предмету «Зарубежная философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Человек в философской концепции своеволия Шопенгауэра………………6 2. Человек в философской концепции Ницше…………………………………12 3. Главные причины расхождения философии Ницше с философией Шопенгауэра……………………………………………………………………..19 Заключение……………………………………………………………………….23 Список литературы………………………………………………………………25
Читать дальше
Философия XIX – XX веков является важнейшим этапом развития человеческой мысли.В этот период в философствовании сложились многие новые понятия и способы философствования, игнорировать которые сегодня не представляется возможным. Этот период достаточно продолжительный, его полное рассмотрение далеко бы выходило за рамки нашего небольшого исследования, потому нами будут рассмотрены только два философа – Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Актуальность исследования философии Шопенгауэра и Ницше обусловлена тем, что благодаря этим мыслителям в середине XIX века произошли изменения, которые надолго определили дальнейшую стратегию философской мысли. В философских концепция обоих этих мыслителей начинает по-новому осмыслятьсячеловек. И, несмотря на похожие исходные принципы в осмыслении человека, выводы философы делают разные, потому сравнение обеих концепций является одной их важных задач нашего исследования.


Напишем диплом на заказ в москве за короткий срок.


. Начиная с немецкого идеализма, философия стремилась быть рациональной, точной, категориальной, не признавала чувства серьёзным источником познания. И хотя Шопенгауэр считал себя последователем Канта, он существенно сместил акцент с категориальной структуры мышления на априорные формы чувственности. Начиная с Шопенгауэра, в центре философских размышлений лежит феномен жизни со всем его разнообразием и неоднозначностью. Однако, забегая вперёд, следует сказать, что находясь ещё в рамках классической философии, Шопенгауэр использует традиционный категориальный аппарат. Этот мыслитель в своём главном труде «Мир как воля и представление» выделил два аспекта понимания субъекта: тот, который дан объектом восприятия и тот, который субъект сам по себе. Мир как представление, по мнению Шопенгауэра, обусловлен субъектом, является сферой его видимости. Воля у Шопенгауэра – космический принцип, основа мироздания, это таинственная и тёмная сила, абсолютно эгоцентричная. Этому принципу следует каждый индивид, что ведёт к беспокойству и конфликтам с другими людьми. Для Шопенгауэра это явилось поводом для пропаганды полного аскетизма, умерщвления «воли к жизни». Изначально подражатель, а впоследствии один из самых ярких оппонентов Артура Шопенгауэра, Фридрих Ницше заимствует его главный термин – «воля», однако существенно переосмысляет его. Главной заслугой этого философа является то что, он поставил под сомнение все то, что предыдущая многовековая философия накопила. Все те «истины», которые она сформулировала, являются, по мнению Ницше, мнимыми. Мнимость их обусловлена, в том числе, мнимостью тех категорий, которыми предыдущая философия оперировала. Внутри христианского мышления такие категории, как субъект и объект, добро и зло, мир истинный, потусторонний и мир неистинный, эмпирический, посюсторонний, вполне обоснованы. Однако, если выйти за рамки христианского мышления, вернуться к истокам философии, то все эти категории теряют свою истинность и смысл. То, как Ницше понимает человека, заслуживает особого внимания. Человек, благодаря этому философу, больше не мыслится в качестве автономного субъекта – человек находится в мире, он обусловлен этим миром. Таким образом, сравнительное рассмотрение Шопенгауэра и Ницше возможно в первую очередь в рамках их взгляда на феномен жизни. Оба философа сходятся во мнении, что жизнь человека наполнена страхами и ужасами, однако выводы делают совершенно разные. Если для Шопенгауэра этот факт является поводом к пессимизму, к подавлению инстинкта жизни, для Ницше, напротив, – это является поводом к оптимизму. Этот оптимизм у Ницше связан с самоценностью жизни, которой не требуется «потустороннее» оправдание. Все старые христианские категории философии, которые овладели не только массовым, но и философским сознанием, отбирают, по мысли Ницше, у земной жизни истину, перенося её в потустороннюю область, отбирают тем самым у жизни смысл. Целью нашего исследования является проблема человека в мире в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Для реализации поставленной цели, мы выполним ряд задач: 1. Проанализируем человека в философской концепции своеволия Шопенгауэра; 2. Проанализируем человека в философской концепции Ницше; 3. Покажем главные причины расхождения философии Ницше с философией Шопенгауэра. Теоретической базой исследования являются труды А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а также работы таких исследователей творчества этих мыслителей, как Альберт Швейцер, Бертран Рассел, Генрих Риккерт, Мартин Хайдеггер, Куно Фишер, Ирвин Ялом, Павел Гуревич и других. Методологической базой исследования являются общенаучные методы – анализ, синтез, сравнение, исторический методы и специально-философский метод – структурно-функциональный анализ – определение структурных компонентов изучаемых явлений и их функций.

Читать дальше
Целью нашего исследования являлась проблема человека в мире в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Для реализации поставленной цели, мы выполнили ряд задач, соответствующих главам работы. В первой части мы рассмотрели основные категории философии Шопенгауэра. Показали то, что философская система этого мыслителя основана на системе Канта. Кардинальным отличием Шопенгауэра от Канта явилось смещение акцента в сторону метафизики. Для Канта метафизика в опытном познании невозможна, Шопенгауэр же доказывает обратное. Кантовская вещь-в-себе превращается у Шопенгауэра в мировую волю. Это понятие является у Шопенгауэра организующим принципом бытия, который человек посредством познания должен в себе победить. Необходимость этого обусловлена тем, что жизнь человека наполнена вечными непреодолимыми страданиями. Особой заслугой Шопенгауэра было то, что он один из первых философов, который практически отказался от многовековой традиции рационального, категориального и строго академического философствования и одним из первых рассмотрел проблему человека в мире. Во второй части мы рассмотрели основные принципы философии Ницше. Здесь мы отметили, что этот мыслитель полностью отказался от академического стиля изложения проблем. Целью этого отказа было не желание популяризировать философию, а показать, что весь категориальный аппарат предыдущей многовековой истории философии не мог поднять такие важнейшие вопросы, как человеческая жизнь и человек в мире, поскольку обслуживал мнимые истины, находился внутри этих истин и не возможен без них. Заимствуя у Шопенгауэра термин «воля», и соглашаясь, что она является мировым организующим принципом, Ницше приходит к отличным от Шопенгауэра выводам. Несмотря на все страхи и ужасы человеческого бытия, Ницше утверждает значимость жизни самой по себе. Жизни, по Ницше, не требуется оправдания извне, тем более потустороннего оправдания. В анализе вопроса добра и зла Ницше поступает кардинальным образом. По его мнению, современные представления добра и зла не имеют никакого отношения к изначальному философскому вопрошанию, эти современные представления – следствие многовековой христианской морали. Христианство исказило понимание добра и зла, перевернуло их с ног на голову. Изначально добрым воспринималась то, что способствует утверждению жизни человека, злым – то, что уничтожает стремление к жизни. Для христианской морали жизнь земная несущественна, не истина, зла и несамостоятельна. В этом кроется знаменитая переоценка всех ценностей по Ницше. В последней части исследования мы обобщили и кратко показали главные причины расхождения философии Ницше с философией Шопенгауэра. Воззрения Шопенгауэра и Ницше явились существенным поводом для переосмысления всех тех истин, которые философия накопила за всю свою историю существования. Сегодня обойти в философском вопрошании этих мыслителей не представляется возможным, поскольку они задали новый тон в философии, новые проблемы и новые способы их решения. В нашем небольшом исследовании мы не смогли рассмотреть всю философию XIX – XX веков, поскольку такое рассмотрение далеко бы выходила за необходимые рамки нашего исследования. Однако данное исследование является перспективным, поскольку философские воззрения Шопенгауэра и Ницше повлияли на многих философов XX века. Осмыслением философии Шопенгауэра и Ницше занимались М. Хайдеггер, М. Фуко, Б. Рассел, Г. Риккерт, К. Фишер, И. Ялом и многие другие мыслители. Для всех этих мыслителей эта философия стала не просто ещё одним этапом в многовековом развитии философской мысли, а методологической базой, которая способна помочь заново ставить новые философские вопросы и находить на них ответы.
Читать дальше
1. Гуревич П. Философия человека: [Монография] / П. С. Гуревич; Рос. акад. наук. Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 1999. – 218 с. 2. Ницше и современная западная мысль: Сб. статей. Под ред. В. Каплуна. – СПб.: Летний сад, 2003 – 592 с.//Бибихин В. На подступах к Ницше. – С. 290-329. 3. Ницше Ф. Воля к власти. – М.: Азбука классика, 2011. – 448 с. 4. Ницше, Ф. Антихрист. Казус Вагнер. Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм. – М.: АСТ, 2007. – 375 с. 5. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии будущего. Пер. с нем. Н. Полилова; К генеалогии морали: Полемическое сочинение. Пер. с нем. К.А. Свасьяна. – М.: Академический Проект, 2007. – 398 с. 6. Ницше Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах, Т 1/1. – М.: Культурная революция, 2012. – 416 с. 7. Ницше Ф. Сумерки идолов. Ecce Homo. – М.: АСТ, 2007. – 208 с. 8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: АСТ, 2009. – 320 с. 9. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. – М.: Азбука классика, 2012. – 384 с. 10. Рассел Б. История западной философии. – М.: Аст, 2010. – 832 с. 11. Риккерт Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Республика, 1998. – 512 с. 12. Фишер К. Артур Шопенгауэр. — СПб.: Лань, 1999. — 608 с. 13. Фуко М. Ницше, генеалогия и история // Философия эпохи постмодерна: Сборник переводов и рефератов. – Мн.: Изд. ООО «Красико-принт», 1996. – С. 74-97. 14. Хайдеггер М. Ницше. Т.1. – СПб.: «Владимир Даль», 2006 – 608 с. 15. Хайдеггер М. Ницше. Т.2. – СПб.: «Владимир Даль», 2006 – 464 с. 16. Швейцер А. Культура и этика. – М.: Прогресс, 1973. – 343 с. 17. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // А. Шопенгауэр. Собр. соч. в пяти томах, т. 1. – М.: Московский Клуб, 1992. – 395 с. 18. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. Малые философские сочинения. – М.: Республика, 2011. – 528 с. // О воле в природе. – С. 164-279. 19. Ялом И. Шопенгауэр как лекарство. — ЭКСМО, 2006. — 544 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image