ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания школьников средствами народной музыки 1.1. Патриотическое воспитание на современном этапе……………….7 1.2. Возможности народной музыки в патриотическом воспитании….…………………………………………………………………..15 Глава II. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания 2.1. Воспитание патриотизма средствами народной музыки на примере учащихся Центра развития ребенка «Гармония»………………25 2.2. Методические рекомендации по применению народной музыки, как средства патриотического воспитания школьников……………….….58 Заключение………………………………………………………………65 Библиография……………………………………………………………68

Патриотическое воспитание школьников средствами народной музыки

дипломная работа
Культура
70 страниц
91% уникальность
2016 год
199 просмотров
Шляхтина П.
Эксперт по предмету «Музыка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания школьников средствами народной музыки 1.1. Патриотическое воспитание на современном этапе……………….7 1.2. Возможности народной музыки в патриотическом воспитании….…………………………………………………………………..15 Глава II. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания 2.1. Воспитание патриотизма средствами народной музыки на примере учащихся Центра развития ребенка «Гармония»………………25 2.2. Методические рекомендации по применению народной музыки, как средства патриотического воспитания школьников……………….….58 Заключение………………………………………………………………65 Библиография……………………………………………………………68
Читать дальше
В настоящее время в России происходит перестройка системы образования. Заметно возросли требования к личностным, социально значимым качествам человека, таким как социально-коммуникативная мобильность, готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. В связи с этими новыми потребностями общества становится необходимой и переориентация образования, осуществление смены основной его парадигмы с информационной на развивающую самостоятельность, познавательную активность личности. В связи с тем, что социальный фон воспитания в современной России продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием российского социума, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей, в соответствии с социальным заказом общественности, основанным на законе РФ «Об образовании в РФ». Е. Леонов говорил: “Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни.


Многим необходимы экзаменационные билеты ответы на них вы можете заказать на Work5.


. В том, что ребёнок постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра” [5]. Сберечь человеческое в наших детей, чтобы заложить основные идеи воспитания нравственного и патриотического чувства. Большой потенциал для нравственного и патриотического влияния лежат в народной музыке. Народная музыка ненавязчиво, часто в форме удовольствие от игры знакомит детей с обычаями и образом жизни русского народа, трудом, воспитывает уважение к природе, любовь к жизни. Вводя компонент патриотического воспитания на уроке музыки следует принимать во внимание: возраст и индивидуальные особенности школьников, их личные способности, интерес и склонности, уровень формирования патриотизма индивидов, социальной и психологической готовности детей к восприятию предлагаемых работ. Здесь важно помнить, учителю, по словам В. К. Белобородова, "что музыка воспринимается каждым учеником по-своему, в зависимости от его опыта, запас впечатлений, той или иной ситуации и многих других факторов," [2 , п. 23]. Учителя музыки должны принять во внимание, что ребенок школьного возраста с его умственными способностями готов усвоить гражданские и патриотические идеи и ценности, формирование патриотических чувств: любовь к родной земле и Родине, интерес к своей истории. Это делает логичным, что качество реализации образовательного процесса непосредственно влияет на уровень достигнутых результатов. Очевидно, актуальность темы нашей работы: «Патриотическое воспитание школьников средствами народной музыки», в процессе работы над которой мы сможем подтвердить необходимость совершенствования процесса патриотического воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях. Объект: патриотическое воспитание школьников. Тема: формирование патриотизма в современной России. Цель: определить педагогические условия патриотического воспитания школьников через народную музыку. Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность патриотического воспитания школьников значительно улучшится, если: - Принять во внимание конкретные виды деятельности учителей в патриотическом воспитании студентов; - Обеспечить осуществление педагогического процесса в модельных системах патриотического воспитания подрастающего поколения; - Разработать критерии, показатели для определения уровня патриотического воспитания школьников; Задачи: 1) Изучить основные принципы патриотического воспитания, и в частности, в работе со студентами; 2) Опишите средства для содействия патриотическому воспитанию студентов; 3) дать анализ учебного плана (классы от 5 до 9) в качестве педагогических условий патриотического воспитания. Актуальность формирования чувства патриотизма в школьные годы находит свое отражение в содержании "Федерального государственного образовательного стандарта". Это указывает на то, что образ выпускника школы отображает личностные характеристики, которые включают в себя любовь к своему народу и краю, Родины. Разрабатывая основную образовательную программу, следует учесть чувство гордости за свою страну, русского народа и истории Отечества. Для процесса формирования патриотизма требуется учесть возраст учащихся. На этом этапе ребенок начинает социальную общественно значимую оценку систематических учебных мероприятий, включается в школьную жизнь. Образование обращает большое внимание не только к знанию ребенка, но и к качеству его личности, которые формируются в процессе обучения, изменение характера отношений ребенка с другими людьми. В этих условиях, отношения школьника с другими во многом определяется оценкой его обучения и поведения в школе. В начале обучения у школьников происходит фундаментальное противоречие - между постоянно растущими требованиями ребенка как личности, памяти, внимания, мышления, речи и уровня его развития, что является движущей силой в этот возрастной период. Методы: 1. Изучение психолого-педагогической литературы, документации, анализа, статистической обработки данных; 2. Теоретическая значимость работы заключается в понимании и обработке теоретических проблем, связанных с патриотическим воспитанием подростков в условиях современной России. В этом возрасте формируются научные интересы. Если в начале школьников интересуют, как правило, новые, по сравнению с дошкольным периодом, а затем в школе, их начинают привлекать все типы исследования, которые требуют посильного умственного напряжения. К концу школьного возраста учащихся интерес к конкретным учебным предметам, это начальная фаза развития реальных познавательных интересов, как правило, вызывают у них сильное впечатление. В то же время они стремятся проникнуть в суть вещей, выявить их причины, в школьном возраста это проявляется не заметно, вызывая смущение и главным образом изоляцию. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творчества. Ребёнок в этом возрасте активен и любознателен по своей природе, он стремится преобразовать мир по собственным законам красоты. Младших школьников отличает желание выразить свои чувства, свое видение окружающей жизни в пении, танцах, рисовании, сочинительстве. Освоение ребенком изобразительных и выразительных средств музыкального искусства, затрагивающего эмоциональную сферу личности, помогает пробудить стремление к творчеству, желание преобразовательных действий. Для детей младшего школьного возраста ряд учёных (О.А. Апраксина, Л.С.Выготский, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Н.П.Леонтьев, Б.Т.Лихачёв, Б.М.Неменский, С.А.Рубинштейн, Б.М. Теплов, другие) в качестве ведущего выделяют эстетическое воспитание, приоритетным аспектом которого является художественная творческая деятельность. Школьник получает жизненный опыт в команде, что очень важно для дальнейшего нравственного, социального и коммуникативного развития. После поступления в школу, подлинные коллективные отношение ребенка формируется не сразу, а постепенно. Вначале ребенку только нужно общаться со своими сверстниками, не чувствуя себя членом команды. Тем не менее, в 5-ом классе становится очень важным ощущение места в коллективе, они, как правило, добиваются уважения и доверия одноклассников, поэтому реализация коллективных требований стали обычным явлением для ребенка, что является не только необходимостью, но и потребностью. По данным В. И. Максакова, "об успехах в патриотическом воспитании школьников можно сказать только тогда, когда в педагогических условиях, которые выбраны, разработаны ценные моральные принципы, и наш собственный опыт патриотических чувств» [15, с. 176]. В школьные годы, как подчеркнул Т. Бондаренко, в связи с развитием подражания, "дети нуждаются в нравственном воспитании взрослых, и общаются с ними, что дает пример для их нравственного поведения" [4, с. 27]. О. Жавинина отмечает, что " ребенок хочет чтобы с ним считались, слушали внимательно его аргументы, он способен к эмпатии, состраданию, терпимости, проявлению нравственного и патриотического чувства" [10, с , 49]. Все вышеперечисленные вопросы будут раскрыты в этой дипломной работе. Дипломная работа состоит из введения, раскрывающего актуальность патриотического воспитания народной музыки, двух глав, состоящих из двух пунктов, где более подробно о роли народной музыки в патриотическом воспитании.

Читать дальше
Во все времена человечество решало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В двадцать первом веке решение этой задачи приобретает всё большее значение, так как в современной культуре и педагогике появились новые взгляды, идеи, мысли, сказывается влияние других мировых культур, которое за последнее десятилетие возросло; происходит подмена ценностей, мироощущения, утрачивается сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, которые не свойственны белорусской традиционной культуре. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство очень близко по своей природе творчеству ребенка, легко им воспринимается и, следовательно, ему понятно. Среди вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, выделяем, на наш взгляд, один из важнейших вопросов о приобщении к русскому музыкальному фольклору детей школьного возраста. Трудно переоценить пользу школы в патриотическом воспитании школьников, где русский музыкальный фольклор займет заслуженное место. Признавая воспитательные качества русского музыкального фольклора, передовые деятели музыкального искусства всегда стремились вводить народную музыку в практику общеобразовательной школы (Н. Я. Брюсова, В. Н. Шацкая, Н. Л. Гродзенская и другие) [3.c.250]. В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько важна русская народная музыка в воспитании детей. Тот факт, что народная песня - бесценный материал для обучения школьников, который может быть найден в научно-методических работах В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенская, О. А. Апраксина, Е. Ю. Гембитсой, В. А. Дашлевской, В. Попов, Ю. Б. Алиев, опубликованных в разные годы [3, C.340]. Дети лучше понимают музыку других народов, через творчество своего народа, и остро воспринимают обычное человеческое; знание музыки других народов способствует воспитанию уважения к ним, пламенную любовь к своей стране, к родной природе. Психологи утверждают, что формирование личности младшего школьника происходит во время начальной подготовки. Поэтому, если с раннего возраста, ребенок будет слушать и петь народные песни, играть и танцевать под музыку, его слух постепенно развивается, его мелодические интонации и ритмические особенности становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будет постепенно накапливается музыкальный и слуховой опыт, связанный с носителями интонаций, музыкальный опыт детей постепенно влияет на отношение к миру, влияет на формирование нравственности, потому что музыкальные интересы и вкусы являются органической частью личности как таковой. Следовательно, интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать[7, c.52]. Таким образом, знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает на себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность. Доступность народных инструментов, их привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформируют интерес к познанию мира музыки в разных его направлениях. Сегодня, отсутствие систематического прослушивания русской народной музыки, невозможность применить на уроки один из различных педагогических методов и приемов, которые могут вдохновить детей, причины того, что дети не чувствуют достаточный интерес, следовательно, народная песня не влияет на их чувства и не вызывает эмоционального отклика. Важным правилом для приобщения младших школьников к русскому музыкальному фольклору и полноценного его восприятия является участие детей в музыкальной деятельности, как на уроках, так и на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности. Именно русский музыкальный фольклор может и должен стать действенным средством патриотического воспитания младших школьников.
Читать дальше
1. Абдуллин Теория EB и практика музыкального образования в средней школе.[Текст] - М., 1983, -124 с. 2. Актуальные проблемы художественного образования детей дошкольного и школьного возраста: Коллекция. [Текст] - М., 1983, -223 с. 3. Алиев Ю.Б. Справочник педагога - музыканта. [Текст] - М., 2000, -346 с. 4. Алексеев Е. Фольклор в контексте современной культуры. [Текст] - Москва: Советский композитор, 1988. -284 с. 5. Аникин В. П. русские пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. [Текст] - М., 1957. -259 с. 6. Апраксина О. А. Музыкальное образование в русской средней школе. [Текст] - М.; Л. 1948, -189 с. 7. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном обучении и образовании. [Текст] -А:. Музыка, 1973. - 263 с. 8. Асафьев Б. В. О народной музыки .[Текст] / Сост. И.Земцовский, A.Кунанбаева. -A: Музыка 1987 - 84.. 9. Бахтин от эпоса к рифмы / Сказки фольклора /.[Текст] - Л:. Детская литература, 1982, -162 с. 10. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в начальной школе. [Текст] - М., 2000, -297 с. 11. Бессонов П. А. Песни для детей. [Текст] - М., 1968. -189 с. 12. Василенко В. А. Детский фольклор. Русская народная поэзия. [Текст] - М: Образование, 1969. -294 с.. 13. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. [Текст] М:. Советский композитор, 1971 -234 с. 14. Гусев В.Е. О коллективном фольклоре. Диалектика индивидуального и массового творчества. Специфика фольклорных жанров. [Текст] Л:. Наука, 1967. -182 с. 15. Гусев В.Е. фольклорные эстетики. [Текст] - Л:. Наука, 1967 - 285 с. 16. Григорьев В. народные игры и традиции в России. [Текст] - М., 1994, -265 с. 17. Давлетов К. С. Фольклор, как форма искусства [Текст] - М. Наука, 1966 - 357 с. 18. Детский фольклор: Репетиционная иллюстративная программа для фольклорных и этнографических кружков. [Текст] - М: 1987 до -35.. 19. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. [Текст] – М.,1989, -257 с. 20. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. [Текст] – М.:Народное образование,1999,- 208 с. 21. Дышлевская В.А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. [Текст] – М.: Издательство АПН РСФСР,1956, -82 с. 22. Земцовский И.И. Народная музыка и современность. [Текст] - М., 1977.- 126 с. 23. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. [Текст] М.2005,-198 с. 24. .Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. [Текст] – М.,»Академия».2005,-304 с. 25. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. [Текст] М.: МГИК, 1994 -72 с. 26. Крысько В.Г.Этническая психология. [Текст] – М.:Академия,2004,-315 с. 27. Кукушкин В.С.. Столяренко П.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. [Текст] – Ростов-наДону: «Феникс»,2000, -443 с. 28. Локшин Д. Л. Хоровое пение в русской школе. [Текст] – М., 1957,-257 с. 29. Мельников М.Н.Русский детский фольклор. [Текст] – М.,1987,-240 с. 30. Мир детства и традиционная культура. [Текст] – М.,1995-1996.- Вып.1-2. 31. .Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1: Младенчество. Детство / Сост. В.Акинин. [Текст] – М..1991, -168 с. 32. Музыка в начальных классах. Авт.коллектив под науч . рук. Кабалевского Д.Б. [Текст] – М..1985.-234 с. 33. Музыкальное образование в школе./Под ред. Школяр Л.В. [Текст] – М.: Академия,2001,-332 с. 34. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие /сост.Л.В.Шамина. [Текст] – М.,1992,- 249 с. 35. Музыкальный фольклор. 1-4 классы. Программа. [Текст] – М., «Просвещение»,1992,-16 с. 36. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. [Текст] - СПб. «Речь».2002,-240 с. 37. Науменко Г.М.Детский музыкальный фольклор[Текст] – М.,1999, -267 с. 38. Науменко Г.М. Этнография детства. [Текст] – М.,1998, -321 с. 39. Науменко Г.М.Фольклорный праздник. [Текст] -М. Линка-Пресс,2000,-222 с. 40. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. [Текст] – М..1996, -283 с. 41. Овчинникова Т. Репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитания // Работа с детским хором: [Текст] Сб. стат. – М., 1981, -с.58-64. 42. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Уч. пособие для студ. муз.-пед. отд. и фак. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – [Текст] М.: Издательский центр «Академия», 1999,-216 с. 43. Певческое развитие ребёнка: Научно-методические материалы по итогам Всероссийской конференции «Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребёнка»/ МО РФ. – АПК и ПРО; Сост. И. В. Калиш; Науч. ред. Л. П. Дуганова. [Текст] – М.,1999,-253 с. 44. Пономарёв А. Жизнь детского хора // Воспитание музыкой. Из опыта работы / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. [Текст] – М., 1991 – с.38-47. 45. Пономарьков И. П. Хоровое пение в школе. [Текст] – М.; Л., 1946.-88 с. 46. Попова Т. Основы русской народной музыки. [Текст] – М.: Музыка, 1977, -334 с. 47. Русская мысль о музыкальном фольклоре. [Текст] – М.:Музыка.1979,-366 с. 48. Содержание этнокультурного образования в школе.. Сборник методических материалов. [Текст] – М.,2006,-182 с. 49. Соболева Г. Россия в песне. [Текст] – М.: Музыка. 1980,-208 с. 50. Соколов В. Работа с хором. [Текст] – М., 1983,-217 с. 51. Стефаненко Г.Этнопсихология. [Текст] – М.,Институт психологии РАН «Академический проект».1999, -320 с. 52. Струве Г. Школьный хор: Книга для учителя. [Текст] – М., 1981, -213 с. 53. Стулова Г. Хоровой класс. Теория и практика работы в детском хоре. [Текст] – М., 1988,-246 с. 54. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. [Текст] – М.,1999, -295с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image