Целью курсовой работы выступало изучение мерчендайзингового подхода к размещению и выкладке товаров, как метода управления предприятием.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
дано определение понятию мерчендайзинг, изучены его цель и роль;
дано определение понятию размещение товаров, определены его значение, изучены требования к размещению;
выявлены правила размещения товаров;
изучено понятие, значение и типы выкладки товаров;
рассмотрены правила и принципы выкладки;
выявлены аспекты размещения и выкладки продовольственных товаров в торговой точке.
Предметом курсовой работы являлись особенности применения мерчендайзингового подхода как метода правления.
Объектом – размещение и выкладка товаров в магазине.
Мерчендайзинг – это система мероприятий, проводимых в микромире магазина и направленных на то, чтобы покупателю было удобно, приятно и выгодно совершать покупки.
Размещение товаров – это их расположение на площади торгового зала. При размещении выделяют основные и дополнительные места продаж.
При размещении товаров в основной точке продаж, в качестве правил, опираются на законы концентрации на ассортименте, единства, «вида и положения», создания блоков, оптимальной протяженности зрительного контакта, наилучшей выкладки.
Выкладка – это не что иное, как расположение, укладка и показ товаров определенными способами. Она предназначена для демонстрации товара, презентации, для облегчения поиска и выбора товара покупателями.
Выкладка – процесс творческий, и то, что подойдет для одного магазина, необязательно будет полезным для другого. В этом вопросе хорошим подспорьем является опыт и эксперименты, разумеется, на основе универсальных для всех торговых точек правил и принципов, без соблюдения которых эффективная выкладка невозможна.
В практике мерчендайзинга используют выкладку по товарным группа или категориям, по бренду или производителю, дисплейную выкладку, палетную, навалом, многотоварную, горизонтальную и вертикальную.
Правила выкладки товаров в торговой точке: 1) логичность выкладки, что предполагает наличие единого принципа, позволяющего покупателям понимать каким образом ему быстро и просто найти интересующий товар; 2) уровень глаз; 3) уровень вытянутой руки; 4) лучшему товару, лучшее место: здесь не обойтись без АВС анализа для определения товара с наибольшими продажами; 4) доля размещения товара, и её соответствие выручке; 5) каждому товару своя категория и свой ценовой сегмент.
Так же выделяется ряд принципов:
соблюдать цветовую гамму, располагайте товары слева-направо от светлых – к темным упаковкам.
товар к покупателю необходимо располагать лицом.
чересполосица – чередование дорогих товаров с более дешевыми.
витрины, товары должны быть чистыми, ценники – не поврежденными и т.д.
Выкладка продовольственных товаров имеет свои особенности, обусловленные природой поведения покупателей.
Таким образом, можно сделать вывод, что для любого предприятия розничной торговли правильная выкладка продукции – выкладка продукции имеет первостепенное зна¬чение, так как она позволяет эффективно представить товар на полке, влиять на поведение покупателей, увеличить число импульсных покупок, завоевать новых и удержать старых покупателей, проинформировать покупателя, а так же создает конкурентные преимущества.