Любая фотография, и пейзажная — не исключение, создается светом. От него напрямую зависит, какой снимок получится в результате. А в пейзажной фотографии свет и вовсе правит балом. Потому, что фотограф не может никак повлиять на положение солнца на небе или мягкость светового потока. Поэтому в пейзажной съемке арсенал фотографа включает: совокупность знаний, опыта, богатство внутреннего мира, развитость воображения, наличие вкуса и т.д.
Пейзаж – это один из самых популярных и распространенных жанров в фотографии. Через увлечение пейзажной фотосъемкой рано или поздно проходят все мастера своего дела. И этому есть причины: снимая пейзаж или панораму, можно получить шикарные результаты даже без использования дорогостоящей техники и специально оборудованной мастерской или студии с особенным освещением. Всё, что потребуется для создания шедевра – это фотокамера и, желательно, штатив, а также определенные профессиональные навыки и изрядное терпение. Надо отметить, очень часто конечный результат зависит не только и не столько от фотоаппарата, а от мастерства фотографа. Конечно, любая фотосъемка это, в первую очередь, творческий процесс, но существует ряд правил, соблюдение которых позволит избежать распространенных ошибок, совершаемых начинающими фотографами.
Откуда берутся знания и опыт: они приобретаются со временем, в результате путешествий, путем создания и анализа фотографий, сделанных в разное время суток. Ведется запись и анализ, в первую очередь — светового рисунка ландшафта, который меняется в зависимости от положения солнца относительно земли и других факторов. Также учитывается направление лучей солнца (их свойства изменчивы). Так что опытный пейзажный фотограф — тот, который знает наверняка, чего ожидать от солнца в определенное время суток, к чему нужно быть готовым. И тогда вероятность сделать хорошие пейзажные кадры достаточно высока.
Если продолжить мысль, говоря конкретно про НПФ, то можно предположить, что каждый такой кадр ведет зрителя в альтернативную реальность, ограниченную лишь рамками кадра.
Как воспринимает зритель пейзажное фото? Как фрагмент реальности, как нечто реально существующее в нашем мире.
Однако, при взгляде на фото у нашего зрителя могут возникнуть вопросы: «Сколько в этой фотографии — реальности», «не слишком ли здесь много пост-обработки» и т.п. Типичное предположение зрителя — автор (о, ужас!) пользовался фоторедактором для улучшения результата. Для этого много не надо — достаточно пейзажной фотографии быть контрастной, с яркими и сочными цветами и звенящей резкостью.
Вправе ли автор, в таком случае, считать свое творение Настоящей Пейзажной Фотографией? Ведь вмешательство с его стороны было и оно — очевидно.
Любопытно отметить одну важную деталь: поскольку в нашей стране исторически сложилось так, что главным направлением фотографии в советские времена был репортаж, то многие фотографы со стажем часто не понимают не только самого пейзажа, но и зачем вообще нужна пейзажная съемка. Природа она и есть природа. Или, как сказал мне однажды один маститый фотограф, рассматривая мой пейзаж с осенними деревьями: "Никак не пойму, где тут смысл". Впрочем, настоящий профессионал хорош в любом виде съемки и сможет достойно оценить кадр, сделанный в любом ключе.
Из всего сказанного следует, что хороший пейзаж должен быть безукоризненно выполнен по форме. А скрытый в кадре (или трудно определяемый на первый взгляд) СВКЦ может быть в определенной степени компенсирован некоей внутренней динамикой, в которой есть элемент вовлеченности зрителя. По большому счету, хороший пейзаж отличается от плохого тем, что в правильном пейзаже всегда есть некая тайна, которую и предложено разгадать зрителю. Настоящий пейзаж всегда эмоционален, и чем выше внутренний накал эмоций, переданный автором в снимке, тем сильнее будет отклик зрителя. Тем в большей степени, по закону ассоциаций, к восприятию снимка подключаются остальные органы чувств - мы начинаем слышать шум леса, пение птиц, ощущать запах влажной листвы, чувствовать на лице легкое дуновение ветерка.