В выпускной квалификационной работе проведен анализ эффективности экономических методов управления организацией в условиях рыночных отношений.
Экономические методы управления занимают центральное место в системе методов. Обусловлено это тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие и содержание управления предприятием.
2. Рассмотрен механизм управления деятельностью предприятий в рыночных условиях
3. Рассмотрены экономические методы управления деятельностью предприятий в рыночных условиях.
4. Проведен анализ реализации экономических методов управления в условиях АО «Фармасинтез».
5. Определены пути совершенствования реализации экономических методов управления в условиях АО «Фармасинтез».
Управление, чего бы оно ни касалось, это процесс, который необходим для достижения поставленных целей. Обычно оно включает в себя несколько этапов: постановку целей и планирование работы, ее организацию, определение и создание мотивации, контроль.
Управление предприятием - это многоступенчатый процесс, состоящий из множества подсистем. Важным направлением является оперативное управление.
Процесс управления характеризуется пятью основными функциями:
? Планирование.
? Организация.
? Мотивация.
? Контроль.
? Координация.
Механизм управления предприятием представляет собой комплекс мероприятий по организации системы управления ресурсами. В качестве главной стратегической цели создания механизма определяется совершенствование экономических показателей. В связи с этим можно сказать, что механизм предприятия направлен на рациональное расходование средств. Именно поэтому любые издержки, возникающие в ходе производственного процесса, должны быть четко обоснованными и целесообразными.
Механизм управления направлен на решение определенных проблем, которые неизбежно возникают в хозяйственной деятельности при реализации технологических, социально-экономических, социально-политических и иных задач.
Современные методы управления организацией обычно объединяют в себе:
1. регулирование технических систем, осуществляется при помощи автоматических систем управления;
2. регулирование социально-экономических систем, касается урегулирования отношений в коллективе.
В свою очередь они также зависят от характера формируемых отношений и бывают:
? экономические;
? административные;
? социально-психологические.
Экономические методы управления организацией - это система способов, при помощи которых возможно воздействие на исполнителей используя конкретные соизмеримые условия. К примеру соотношение затрат и полученных результатов, то есть материальное поощрение и штрафные санкции. Основой этого метода является заработная плата, а дополнением - премии или предполагаемые бонусы, которые на прямую зависят от приложенных усилий и конечных результатов. Прослеживается связь между результатами отдельного менеджера и компании в целом. Эти методы управления организацией весьма эффективны, т.к. довольно гибко воздействуют на людей, влияя на непосредственные интересы. Таким образом, воздействуя на персонал, осуществляется влияние на ход производства. Получается, что у работников стимулируют проявление инициативы, реализацию творческого, а вместе с ним и рабочего потенциала, удовлетворяя материальные потребности. Однако, есть также существенные недостаток, который заключается в неудовлетворении, так называемых, не материальных потребностей, которые также могут способствовать снижению мотивации.
Акционерное общество «Фармасинтез». До 01.10.2015г. – Открытое акционерное общество «Фармасинтез»
Доходы Общества в 2015 году сложились за счет:
а) выручка от продажи медикаментов собственного производства – 5 445 499 тыс. руб.;
б) выручка от перепродажи медикаментов – 551 647 тыс. руб.;
в) выручка от продажи основных средств – 17 088 тыс. руб.;
г) выручка от прочей продажи – 188 206 тыс. руб.
По итогам 2015 года АО «Фармасинтез» получило чистую прибыль в размере 294 579 тыс. руб. Увеличение по сравнению с 2014 годом в 1,15 раз.
Постоянные научные изыскания и поиск новых биологически активных молекул — отличительная черта АО «Фармасинтез», инвестирующего в исследования и разработки до 500 млн. руб. в год. Инновационные продукты компания разрабатывает в партнерстве с ведущими институтами России, в частности с Иркутским институтом химии.
Для отработки технологии производства, в т. ч. собственных оригинальных препаратов, в компании создан и функционирует цех опытно-промышленного производства.
Работа по созданию новых АРВП, в разработку которых компания «Фармасинтез» начала инвестировать более четырех лет назад, дает существенные результаты: сейчас исследуются несколько новых антиретровирусных молекул, около 30 находятся в стадии подтверждения эффективности в лабораторных условиях.
В рамках программы импортозамещения АО «Фармасинтез» реализует ряд крупных инвестиционных проектов. Так, на протяжении нескольких лет ведется подготовка к созданию в Санкт-Петербурге научно-производственного комплекса по разработке и производству противоопухолевых и биотехнологических препаратов в твердых лекарственных формах, лиофильных порошках и растворах-концентратах. Первую линию планируется запустить в 2016 г.
Ассортимент выпускаемой продукции постоянно расширяется, Фармасинтез осваивает новые направления. Например, в планах компании начать выпуск АРВ-препаратов, препаратов для лечения онкологических заболеваний, расширить спектр выпускаемых антибиотиков.
Международное сотрудничество является одним из элементов эффективного развития фармацевтической промышленности.
Производство высококачественных современных лекарственных препаратов, доступных для пациентов, систем здравоохранения и партнеров, возможно только благодаря четко продуманным инвестициям.
Для осуществления миссии компании уже запущены в работу несколько инвестиционных проектов, вложения в которые составят порядка 3,1 млрд. рублей (около 100 млн. долларов):
Компания активно взаимодействует с органами власти в планах реализации стратегии «Фарма-2020».
В прошлом году более половины продаваемых в стране препаратов были отечественными, но из-за разницы в стоимости с импортными лекарствами доля отечественных производителей в денежном выражении составила 25%, а в секторе госзакупок — 35,3%. С момента появления концепции программы «Фарма-2020», то есть с 2011 года, эти показатели увеличились на 3,2% и 10,3% соответственно. Доля отечественных лекарственных препаратов по номенклатуре перечня ЖНВЛП в 2015 году составила 72,4% — скачок на 10,3% произошел после введения ограничения на участие в госзакупках иностранных производителей (так называемое правило «третий лишний»).
Отечественный фармацевтический рынок является одним из самых быстрорастущих в мире. Кроме того, в результате реализации мероприятий госпрограмм, предприятия, получившие государственную поддержку, повысили качество производимой продукции и расширили ассортимент выпускаемых видов продукции. Однако сами игроки рынка оценивают его сегодняшнее состояние и перспективы довольно осторожно, отмечая, что для вывода отрасли на приемлемый уровень предстоит сделать еще очень много, — в том числе и в части господдержки.
Наибольшее влияние на фармацевтическую отрасль в 2015 году продолжала оказывать экономическая ситуация и падение платежеспособного спроса, а также его перераспределение в пользу более доступных товаров. Такого мнения придерживается большинство игроков российского фармрынка, в том числе и руководство АО «Фармасинтез».
Минувший год оказался для АО «Фармасинтез» достаточно успешным. Однако АО «Фармасинтез» в срочном порядке приходилось преодолевать возникающие финансовые препятствия, что создавало напряженные условия для работы — в том числе и над новыми проектами. Во-первых, колебания валютных курсов снизили рентабельность производства вдвое, что потребовало пересмотра инвестиционных программ, — говорит генеральный директор иркутского АО «Фармасинтез». Во-вторых, экономические санкции против России потребовали реорганизовать структуру связей в банковской сфере.
В работе произведена оценка эффективности применяемых экономических методов управления АО «Фармасинтез».
АО «Фармасинтез» разрабатываются долгосрочные, среднесрочные, текущие планы. Большое внимание АО «Фармасинтез» уделяет стратегическому планированию. При стратегическом анализе выявляются сильные и слабые стороны организации. При этом применяется: PEST-анализ, SWOT-анализ.
В условиях экономической нестабильности необходимо прогнозировать будущее, предвидеть возможные АО «Фармасинтез» применяет бюджетирование. Однако бюджетирование в АО «Фармасинтез» носит в основном условный характер, и заключается в контроле отдельных показателей, например размеры дебиторской и кредиторской задолженности. В основном составляют бюджеты доходов и расходов, различные варианты бюджета денежных средств, а прогнозный баланс не составляют, не говоря уже о полноценном наборе операционных бюджетов. В данной ситуации возможности полноценного бюджетирования не используются.
В системе планов предприятия отсутствует план маркетинга. Маркетингу в АО «Фармасинтез» отводится роль вспомогательного звена стратегического управления.
АО «Фармасинтез» использует обычную систему налогообложения. Налоговая нагрузка АО «Фармасинтез» ниже средней налоговой нагрузки по России и по отрасли.
В АО «Фармасинтез» лояльность персонала находится на достаточно высоком уровне. Приверженность работников своей организации является психологическим состоянием, которое определяет ожидания, установки работников, особенности их рабочего поведения и то, как они воспринимают организацию. В организации применяют следующие конкретных мероприятий, направленных на повышение лояльности персонала:
- формулирование и доведение до работников миссии компании;
- тренинг командообразования для сотрудников;
- профессиональные конкурсы, соревнования;
- внутренние СМИ (интернет-портал, газета, доска объявлений);
- корпоративные мероприятия, создающие у работников чувство гордости за компанию.
Для определения степени удовлетворенности персонала условиями труда в АО «Фармасинтез» было проведено анкетирование. Анализ удовлетворенности персонала организации показал, что все сотрудники в целом удовлетворены. Особое внимание руководству следует уделить перспективам профессионального и служебного роста, так как по данному показателю видно неудовлетворение сотрудников. По остальным показателям наглядно видна удовлетворенность.
Формирование цен на лекарства в АО «Фармасинтез» зависит от множества факторов:
? производственные факторы, рыночные, наличие конкуренции, влияние законодательной базы, расходы на научные поиски, инновации и разработки,
? затраты на исследования;
? расходы на транспортировку, особые условия хранения;
? рекламу и маркетинг в специфической среде и т.п.
Для совершенствования реализации экономических методов управления АО «Фармасинтез» можно предложить:
1. Совершенствование системы планирования.
2. Совершенствование ценовой политики предприятия
3. Совершенствование системы стимулирования сотрудников предприятия.
4. Увеличение объемов производства продукции за счет следующих факторов:
4.1. Реализация программ импортозамещения.
4.2. Увеличение производственных мощностей
4. 3. Расширение ассортимента выпускаемой продукции
4.4. Привлечение заемного капитала для дальнейшего развития бизнеса.
Приведенные расчеты показывают, что реализация предложенных мероприятий позволит предприятию увеличить выручку минимум на 15 % за счет увеличения объемов производства, разработки новых видов продуктов и повышения производительности труда. Затраты предприятия вырастут на 10 % за счет роста затрат на экономические ресурсы.
Выручка компании вырастет на 951539 тыс., руб., чистая прибыль на 38211,9тыс. руб., рентабельность на 0,33 % и составит 7 %