Подводя итог проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме.
Написание магистерской диссертации по теме "Особенности конфликтов в семьях с одним и несколькими детьми" и данного реферата, позволили мне осознать, что в настоящее время девиантология представляет собой не самостоятельную науку, а скорее область междисциплинарных исследований нацеленных на формирование практических рекомендаций по возвращению индивидов с антиобщественными установками мышления и поведения к нормальной социальной жизни. Как причины, так и средства исправления девиантного состояния сознания весьма разнообразны. Данное обстоятельство приводит к тому, что в области девиантологии находят сво? применение психологические, социологические, культурологические, философские и иные исследовательские программы. В процессе разработки комплексных рекомендаций по коррекции различных видов аномии. В этой ситуации особую актуальность получают подходы способные объединить методы нескольких наук. Одной из таких комплексных методологий следует признать социокультурный подход. В психологической девиантологии он стремиться раскрыть взаимосвязь культурных, социальных и психологических условий, как возникновение, так и преодоление девиантного поведения.
В самом общем виде социокультурный подход в девиантологии заключается в демонстрации включенности индивидуального сознания в структуру культурных, социальных, экономических, моральных, правовых, религиозных и иных отношений сформировавшихся в обществе в конкретную историческую эпоху. По своему смыслу социокультурный подход противостоит различным видам теоретического фундаментализма. Под данным термином понимается рассмотрение различными науками и видами познавательной деятельности себя в качестве эталона знания. Другой особенностью теоретического фундаментализма служит представление о том, что формируемые им знания имеют надвременной характер, то есть обладает значимостью для всех исторических культур и эпох. Например, с точки рения представителей неопозитивизма нормальная наука всегда была подлинным отражением реальности, но человечество не сразу пришло к осознанию ее истинности. Таким образом, сторонники различных форм идеализма, материализма, социологизма, психологизма утверждают, что постижение действительности как таковой было осуществлено только ими, и в дальнейшем оно не претерпит существенного изменения.
В области девиантологической теории и практики теоретический фундаментализм приводит не только к абсолютизации какоголибо редукцианизма, но и к отказу искать другие объяснения исследуемого явлению. В качестве примера такого рода догматизма можно привести рассказ В.Франкла о сво?м пациенте пытавшемся преодолеть отвращение к своей работе. Долгое время этот пациент занимался с психоаналитиком, который полагал, что отвращение к работе есть завуалированная неприязнь к отцу. Поэтому долгие годы этот врач пров?л в попытках убедить пациента примириться со своим отцом, так и обсудив с ним волновавшую его проблему.
Социокультурный подход, пытаясь преодолеть догматизм и односторонность теоретического фундаментализма, утверждает, что понимание нормального и девиантного состояния сознания от одной эпохи к другой существенным образом меняется. Поэтому их нужно рассматривать в контексте социальных, экономических и культурных условий в которых находится индивид. Это однако не означает полную зависимость психики от социальной реальности. Представители данного подхода рассматривают психологические и социокультурные условия возникновения и преодоления девиантных состояний сознания в качестве взаимосвязанных.
Согласно Фромму, одному из представителей социокультурного подхода в сознании индивида одновременно принадлежит к определенному психологическому и социальному типу. Под психологическим питом и характером понимается то, чем отличаются индивиды принадлежащие к одной и той же культуре, тогда как социальный характер фиксирует различие между представителями различных культур. Также как и Хорни, Фромм выделяет нормальный и социальные типы. К нормальным или плодотворным типам американский психолог относит деятельный любящий и разумный типы, тогда как в девиантным формам сознания принадлежат: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, стяжательный и рыночный типы.
Для рецептивного типа характерна ориентация на получение различных материальных и духовных благ из вне. Эксплуататорский тип также ориентирован на получение благ из внешних источников, но применяет для достижения своих целей силу и хитрость. Стяжательный характер связан с жесткой экономией имеющихся сил и средст. что выражается не только в скупости, но и душевной черствости. Наконец рыночный тип характеризуется рассмотрением себя и других людей в качестве товара, пользующегося и не пользующегося спросом.
Преодоление девиации должно осуществляться согласно Фромму не только на психологическом, но и на социальном уровне, поскольку подлинна нравственным человек в безнравственном обществе невозможен. Важнейшим критерием нормального общества американский психолог считает нацеленность человека на существование и взаимодействие с другими людьми. Но на обладание благами. Другим важнейшим критерием нормальной социальной жизни является реализация в нем свободы. Но свободы продуктивной, свободы «для». Таким образом, в творчестве Фромма не только констатация социокультурной обусловленности девиантного поведения. Но и определение путей преобразования социальнокультурных условий жизни.
Таким образом, в завершении краткого анализа социокультурного подхода в психологической девиантологии необходимо подчеркнуть, что его следует рассматривать не столько в качестве совершенной методологической установки, сколько в качестве средства фиксации правильной тенденции в развитии данной науки. Эта тенденция заключается в понимании необходимости разработки и применения комплексных средств корректировки девиантного мышления и поведения.