Введение 3
Депривация 5
Виды депривации в младенческом возрасте 8
Влияние младенческой депривации на развитие ребенка 12
Заключение 17
Список литературы 19
Читать дальше
Подводя итоги проделанной работы, среди основных выводов можно обозначить следующее:
Депривация, как социальное и психологическое явление, как факт, вошла в общественную жизнь людей с 40-50 гг. XXв. Депривация – это своего рода целый букет проявлений соматического и социально-психологического характера, который может явиться симптоматикой депривации ребенка, а также отдельных ее проявлений, которые становятся очевидными лишь впоследствии.
В семье для ребенка также достаточно факторов, приводящих к формированию депривации. Различные формы материнской или отцовской депривации, способны сформировать у ребенка нездоровые поведенческие паттерны вне зависимости от социального и материального статуса семьи.
Основной чертой депривационного влияния на детей младенческого возраста, является формирование психических нарушений. Они возникают в тех ситуациях, когда ребенок лишается возможности контактирования с близким, особенно с самым важным для себя в данном возрасте человеком – матерью. Уровень и глубина этого пагубного воздействия напрямую зависит от того в каком возрасте был получен данный негативный опыт. Обобщив, можно сказать, что чем раньше возникла ситуация депривации, тем глубже окажется формируемая патология. Для раннего возраста характерным является преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания интеллектуального развитии с преимущественным нарушением развития речи (особенно экспрессивной). Значительно чаще, у таких детей выявляются патологические привычные действия (сосание одежды, пальцев рук, яктации, трихотилломании и др.), признаки депривационной (апатической или маскированной) депрессии, явление депривационного псевдоаутизма.
Сиротство является бесспорным фактором развития депривации у ребенка, поскольку психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребенка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребенку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.
Читать дальше
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/Л.И.Божович. –М.: Педагогика, 1988.
Буянов М. И. Вопросы депривации в детской психиатрии // Журн. невропатол. и психиатр. — 1970.
Гречаный С. В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской деп-ривации. Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — М., 1998.
Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005.
Проселкова М. Е. Формирование психопатологической структуры симптоматики у детей в деприва-ционых условиях // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998 г.). — М., 1998.
Проселкова М. Е„ Козловская Г. В., Баши-на В. М. Особенности психического развития детей-сирот раннего возраста // Журн. невропатол. и психиатр. — 1995.
Развитие личности ребенка в условиях депривации. – М.: РИПКРО, 1994.
Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. — СПб, 1997.
Шпиц Рене А., Годфри Коблинер У. Первый год жизни. Академический проект, 2006.
Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. и науч. ред. А. А. Алексеев; 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Летний сад, 2000.
Читать дальше