Введение…………………………………………………………………………...2 Глава I. Теоретические основы развития лексики детей-инофонов дошкольного возраста в поликультурной среде согласно психолого-педагогическим аспектам………………………………………………………...8 Методические основы развития лексики детей-инофонов в поликультурной среде……………………………………………………….8 Формирование лексического уровня детей дошкольного возраста на основе тематически связанной лексики………………………...…………18 Содержательные компоненты и дидактическая структура обучения лексики с использованием аудирования…………………………………..22 Вывод к главе I…………………………………………………………………...27 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию лексики детей-инофонов дошкольного возраста……………………………………………….29 2.1 Принцип отбора лексики для дошкольников – инофонов……………….29 2.2 Последовательность работы с лексикой………………………………….34 2.3 Система дидактических упражнений, направленных на развитие лексики……………………………………………………………………….39 Вывод к главе II………………………………………………………………….43 Заключение……………………………………………………………………….45 Список использованной литературы…………………………………………...47 Приложение  

Обучение дошкольников-инофонов русской лексике

дипломная работа
Искусство
49 страниц
95% уникальность
2017 год
116 просмотров
Борисов Д.
Эксперт по предмету «Межкультурная коммуникация»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...2 Глава I. Теоретические основы развития лексики детей-инофонов дошкольного возраста в поликультурной среде согласно психолого-педагогическим аспектам………………………………………………………...8 Методические основы развития лексики детей-инофонов в поликультурной среде……………………………………………………….8 Формирование лексического уровня детей дошкольного возраста на основе тематически связанной лексики………………………...…………18 Содержательные компоненты и дидактическая структура обучения лексики с использованием аудирования…………………………………..22 Вывод к главе I…………………………………………………………………...27 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию лексики детей-инофонов дошкольного возраста……………………………………………….29 2.1 Принцип отбора лексики для дошкольников – инофонов……………….29 2.2 Последовательность работы с лексикой………………………………….34 2.3 Система дидактических упражнений, направленных на развитие лексики……………………………………………………………………….39 Вывод к главе II………………………………………………………………….43 Заключение……………………………………………………………………….45 Список использованной литературы…………………………………………...47 Приложение  
Читать дальше
Процесс глобализация английского языка, устранение барьеров общения между различными народами и странами, современный прогресс развития науки и техники, а также доминирование ведущих стран и установление их главенствующей позиции на мировой арене приводит к необходимости устранения коммуникативных барьеров в поликультурной среде. Необходимость развития личности и социализации маленького ребенка, находящегося в условиях существования и превосходства чужого языка приводят к появлению проблемы развития ребенка–инофона в поликультурной среде, устранение которой предполагает изучение лексики, а также основных грамматических норм и наличие аудиторных способностей ребенка. Изучение формирования лексического состава языка ребенка – инофона, начиная с первых лет его пребывания в среде иностранного языка и культуры, является проблемой, изучаемое в ходе нашего исследования. Стремительное развитие России и прочное утверждение страны в политическом и экономическом мировом кругу, а также комфортные жизненные условия способствуют формированию мотивации иностранного населения к переезду на территорию Российской Федерации. Отсюда, выявляется актуальность исследуемой проблемы. Актуальность проблемы. Федеральный государственный образовательный стандарт, выдвигающий требования к формированию компетенций преподавателя русского языка, а также воспитателя дошкольных учреждений, не предполагает развитие тех качеств, которые необходимы для обучения детей – инофонов, требующих отдельную, отличающуюся методику обучения лексики русского языка. В свою очередь, преподаватели английского и других языков также редко подготовлены к обучению детей – инофонов своей лексике, что создает трудности для дальнейшей социализации личности ребенка в социуме данной страны.


На Work5 вы можете заказать недорого контрольную работу в Хабаровске и не переживать за качество.


. Цель исследования – рассмотреть основы обучения лексики детей – инофонов в дошкольном возрасте в условиях поликультурной среды. Реализации данной цели способствуют следующие задачи: • Рассмотрение теоретических основ формирования лексики согласно исследованиям методистов; • Обоснование психолого-педагогических и методических аспектов обучения; • Определение метода тематически связанной лексики и его места в процессе обучение; • Предоставление понятия об аудировании, как одном из основных способов формирования лексического состава детей-инофонов дошкольного возраста; • Проведение научно–практической работы по теме исследования. Рассмотрение особенностей обучения лексики детей-инофонов является качественным показателем формирования у преподавателя компетенций, описанных и регламентируемых федеральным законом и принципами системы образования. Основы лингводидактики и теории обучения, направленные на рассмотрение обучения русскому языку как иностранному, освящены в работах Е.Ю. Протасовой, Н.Д. Гальсковой, Е.А. Хамраевой. Современные лингвисты и языковеды ведут активную взаимосвязанную работу с ведущими педагогами, стремясь избавиться от противоречиях в обучении лексики детей-инофонов. Противоречия: • Между потребностью детей-инофонов к проживанию на территории Российской Федерации и недостаточностью методически разработанной программы дошкольного обучения детей и формирования лексического состава; • Между имеющимися методами и технологиями обучения, включающими дидактические игры, проблемный метод, как одни из доминирующих при обучении детей в дошкольных учреждениях и неспособностью формировать лексику в плане рассмотрения русского языка, как иностранного; • Между необходимостью развития системы образования, учитывающей поликультурную среду, и отсутствием научных, экспериментально–практических апробированных программ обучения детей–инофонов. Межкультурная коммуникация, как научная теория, занимающаяся описанием коммуникативных процессов между представителями разных народов и национальностей, предполагает наличие специального узуса и норм обучения лексических основ чужого языка, что достигается посредством наличия знаний и умений преподавателя в области обеспечения работы с детьми–инофонами дошкольного возраста, а также современной международной практикой в системе образования. Принципы отбора и использования страноведческой и культурно–языковой информации для составления текстов и их использования при обучении лексики является ведущей задачей предмета межкультурной коммуникации, которые подчеркиваются М.С. Берсеневой, говорящей о главенствующей роли учета и влияния характерных особенностей многонациональной страны и языковой системы. Объект исследования – процесс обучения лексики в поликультурном пространстве. Предмет исследования – тематически связанная лексика, которой обучаются дети-инофоны. Новизна исследования. Сейчас наблюдается большое количество смешения культур, объединения языков, например, английский язык становится доминирующим. В свою очередь это приводит к тому, что происходит изменение системы образования, направленной на то, что создаются новые методы обучения не только русскоязычных детей, но и инофонов. Исследование позволит систематизировать все знания, полученные лингвистами, и сделать выводы согласно современным достижениям наук и особенностям обучения. Научные достижения в области межкультурной коммуникации и педагогических наук развиваются под влиянием взглядов М.Б. Багге, О.Н. Коваленковой и Т.Л. Феоктистовой, подчеркивающих необходимость обучения лексики и подготовки воспитателей и учителей дошкольных образовательных учреждений с целью умения преподавать русский язык как иностранный. Однако, современный процесс глобализации и миграции различных национальностей в силу политических и экономических условий развития стран выносит проблемы обучения детей-инофонов на первый уровень в плане рассмотрения системы образования. Теоретическая значимость проблемы исследования обучения лексики детей-инофонов заключается в дальнейшем рассмотрении и обзоре педагогических технологий с учетом открытий в области межкультурной коммуникации, которые приводят к единому обеспечению эффективного обучения на основе новых аспектов и критериев обучения, а также пересмотру методов и задачей образовательной системы вообще. Практическая значимость проявляется в ходе реализации новых методов обучения детей-инофонов в дошкольных подготовительных учреждениях, предполагающих создание комфортной атмосферы обучения, избавление от коммуникативных барьеров и усвоение лексических основ русского языка детьми-инофнами. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, как ориентирующий фактор направления развития работы над проблемой обучения лексики детей-инофонов, заключается в следующем: учет психолого-педагогических основ согласно методическим принципам обучения, а также рассмотрение видов приемов и методов формирования лексического состава, согласно языковой науке, способствует появлению эффективных способов обучения детей-инофонов в поликультурном пространстве. В качестве методов исследования выбраны поисковый метод, заключающийся в обработке научных данных лингвистов и языковедов, занимающихся проблемами обучения иностранным языкам, описательный, предполагающий предоставление информации по теме исследования, а также сравнительный, требующий систематизированного подхода в отборе информации при составлении практической части работы. Методологической базой исследования является специализированная литература и открытия ученых, касающихся исследования аудирования и изучения лексики на основе тематических словарей: • Теории компетентностного подхода в профессиональном образовании (Л. Макарова, Н.В. Кузьмина, В.И. Блинов, А.Н. Лейбович и др.); • Концепции международного образования и социально–культурной адаптации детей-инофонов (Л. Миксюк, М.Ю. Мартынова, Ю.А. Горячев и др.); • Основные положения теории коммуникативной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); • Проблематики обучения русскому языку как иностранному детей дошкольного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком (Е.Ю. Протасова, Т.В. Савченко, О.Н. Каленкова и др.); обучение детей–билингвов согласно компетентностному подходу (Е.А. Хамраева). Вышеописанные цели и задачи исследования, показывающие характерное направление развития работы, а также рассмотренные основы проблемы привели к составлению структуры работы, включающей теоретическую часть первой главы и практическое обоснование во второй главе. Первая глава работы посвящена изложению группы педагогических принципов, проблем преподавания и развития согласно педагогическим и межкультурным основам, критерии развития, аспекты, мешающие пониманию и задачи преподавателя. Тематический словарь, используемый воспитателями при работе с детьми-инофонами, а также аудирование, как способы формирования лексического словаря детей будут описаны согласно лингвистическим аспектам обучения. В практической главе будет рассмотрен комплекс запоминания лексических единиц языка, приведены упражнения и словарик минимальных слов, необходимых для коммуникации и утверждения в обществе детей-инофонов. Систематизированные данные по теме исследования, а также собственные выводы будут изложены после каждой части и обобщены на заключительном этапе работы.

Читать дальше
Исследование по проблеме обучения лексики детей-инофонов дошкольного возраста поставило ряд задачам, направленных на нахождение лингвистических и методических аспектов обучения, изучение проблем, мешающих усвоению лексического состава русского языка, а также выяснению методов формирования русской лексики для успешной социализации личности ребенка в поликультурной среде. Трехступенчатая подготовка воспитателей и учителей, обеспечивающих процесс обучения лексики в дошкольных образовательных учреждениях и начальных этапах обучения в школе предполагает обеспечение реализации тех компетентностей учителя, которые описаны в ФГОС. Однако, межкультурная коммуникация и лингвистика говорят о коммуникативных барьерах, как главных причин торможения социализации инофона в многонациональной стране. Реализация компетентностей учителей и воспитателей предполагает обучение своим предметам согласно существующим в России методикам обучения, но не направлена на осуществление эффективного образовательного процесса при работе не только с русскоязычными детьми, но и детьми-инофонами, откуда возникают проблемы преподавания. Многие из них затрагивают современную систему образования и заключаются в некоторых требованиях к ней, например, необходима специальная подготовка воспитателей, разработка специальных методов и учебно-методических комплексов. Воспитатели могут научить русской лексике русских детей, но не владеют навыками преподавания ее детям-инофонам. В особенности, трехступенчатая система говорит о необходимости формирования лишь базовых преподавательских качеств у воспитателя, из-за чего они не могут преподавать русский язык. Проблемы учения затрагивают непосредственно психолого-педагогические аспекты обучения, показывающие проблемы, с которыми сталкиваются сами дети. Так, проживание в поликультурном пространстве, но наличие родной речи в семье, компаниях друзей приводит к менее эффективному ее усвоению, ориентируясь только на часы в дошкольных учреждениях. Дети-инофоны должны чаще попадать в чужую языковую среду с целью тренировки коммуникативных навыков. Известно, что система образования в России предполагает развитие одинаковых компетенций у всех детей, следовательно, необходимо подготовить ребенка для обучения в школе. Из вышесказанного видно, что педагогическая наука оказывает большое влияние на методику формирования лексики. Лингвистика выделяет два принципа, характеризующих процесс обучения: лингвосоциологический и семасеологический, как доминирующие при обучении лексики детей-инофонов. В предмете межкультурной коммуникации стоит вопрос о необходимости выделять родовидовые, ассоциативные и семантические отношения между лексическими единицами русского языка, что происходит с помощью метода тематически связанной лексики и аудирования. Обучение на основе тематически связанной лексики проходит несколько этапов, включающих умение пользоваться словарями, отражающих лексические единицы русского языка, формирование алфавита, овладение слова с помощью звукового сопровождения и иллюстраций, а также заучивания. Лексико-семантические и лексико-стилистические упражнения по формированию лексического состава затрагивают как лексический характер русского языка, так и грамматическую и орфографическую нормы. Применение упражнений на нахождение слов, выделение главного или лишнего в списке, а также «стилистический эксперимент» развиваются в современной системе образования и являются основой формирования учебно-методических комплексов.
Читать дальше
1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - С-Пб.: Златоуст, 1999. - 472 с. 2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русской лексике / Л.И. Айдарова. - М., 2007. - 180 с. 3. Амиатова Э.И. Функционально-коммуникативная лингводидактическая модель языка как одна из составляющих современной лингвистической пирамиды / Э.И. Амиатова и др. // Вестник Московского университета. - 2001. - № 6. - С. 15-20 4. Архипова Е.В. О проблемах преподавания русского языка в школах с полиэтническим составом учащихся: региональный аспект / Е.В. Архипова, Е.Я. Фетисова // Психолого-педагогический поиск. - 2-13. - № 4. - С. 91-97 5. Архипова Е.В. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособ. для студ. высш. пед. заведений / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с. 6. Ашурова С.Д. Учебный тематический словарь русского языка / Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М.: Русский язык, 1997. - С. 184-191. 7. Багге М.Б. Русский язык в полиэтнических классах / М.Б. Багге. -С-Пб.: АППО, 2008. - 56 с. 8. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. - М., 2000. - С. 254-257 9. Барлас Л.Г. Русский язык. Введение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография / Л.Г. Барлас. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2003. - 256 с. 10. Беликов В.И. Социолингвистика / В.И. Беликов, Л.П. Крысин. - М., 2001. - 315 с. 11. Беляева Е.Н. Работа над усвоением тематических групп лексики - средство обогащения словаря младших школьников / Е.Н. Беляева // Журнал начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 20-25 12. Берсенева М.С. Чтение на занятиях по русскому языку: теоретические проблемы обучения инофонов / М.С. Берсенева // Русский язык как неродной: новое в теории и методике: сб. науч. Статей. - М., 2008. – 224 с. 13. Бондаренко А.А. Ваш друг - «Орфографический словарь», методические рекомендации / А.А. Бондаренко, И.В. Нуркова. - Новосибирск: НГПУД, 1993. - 38 с. 14. Борисенко И.В. Русский язык как неродной в русскоязычной начальной школе / И.В. Борисенко // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 4. - Том II. - С. 121-126. 15. Вишняков С.А. Основные типы словарей в отечественной русистике // Лексикография русского языка. Учебник для высш. учеб. заведений Российской Федерации / С.А. Вишняков. - С-Пб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. - 672 с. 16. Волина В.В. Откуда пришли слова? Занимательный этимологический словарь / В.В. Волина. - М.: Аст-Пресс, 1996. - 272 с. 17. Галузина И.Ю. Обучение детей-инофонов как проблема их социальной адаптации // И.Ю. Галузина. - СПб.: Питер, 2015. - 67 с. 18. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания / А.Н. Гвоздев // Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 471 с. 19. Горелов И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2010. - 3-4 с. 20. Гуркова И.В. Толково-этимологический словарь / И.В. Гуркова. - С-Пб.: Виктория-плюс, 2013. - 191 с. 21. Гусева И.А. Формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при изучении иностранного языка в системе дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. - М., 2015. - 121 с. 22. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Интор, 1996. - 544 с. 23. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. даль: В 4 т. - М.: РИПОЛ, 2006. - 785 с. 24. Дубичинский В.В. Лексикография русского языка / В.В. Дубчинский. - М.: Наука, 2008. - 432 с. 25. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин // Язык. Речь. Творчество. - М.: Творчество, 1998. - С. 23-31. 26. Залевская А.А. Актуальные проблемы двуязычия: обзор / А.А. Залевская // Вестник Тверского государственного университета. 2008. - № 17. - С. 123-144. 27. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика / В.А. Звегинцев. - М., 1967. - 73 с. 28. Зиновьева Т.И. Комплексная система обучения детей мигрантов русскому зяку и русской культуре в поликультурной начальной школе города Москвы: коллективная монография / Т.И. Зиновьева. - М.: Издательство «Перо», 2016. - 231 с. 29. Иванов С.В. Русский язык: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 176 с. 30. Каленкова О.Н. Шатилова И.Е. Уроки русской речи // О.Н. Каленкова, И.Е. Шатилова. - СПб.: Питер, 2007. - 105 с. 31. Кананкина В.П. Русский язык: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.П. Кананкина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с. 32. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 480 с. 33. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах / О.Н. Левушкина. - М., 2012. - 95 с. 34. Левушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: автореф. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. _ Ульяновск, 2000. - 23 с. 35. Леонтьев А.А. Речевая деятельность. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М., 1974. - 368 с. 36. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М., 2000. - 216 с. 37. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. - М., 2004. - 214 с. 38. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2000. - 472 с. 39. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - Тула: ООО Издание «Родничок»; М.: ООО «Издание Астрель»; ООО «Издание Аст», 2003. - 238 с. 40. Макарова Л. Картинный словарь русского языка для детей // Л. Макарова, Т. Сытая. - СПб.: Златоуст, 2007. - 107 с. 41. Миксюк Р.В. Лексический аспект при изучении русского языка как иностранного / Р.В. Миксюк. – СПб: Питер, 2009. - 128 с. 42. Неусыпова Н.М., Стригина О.М. Учусь понимать слова / Н.М. Неусыпова, О.М. Стригина. - М.: Дрофа, 2010. - 302 с. 43. Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков. -СПб., 1982. - 272 с. 44. Панасюк О.М. Технологическая карта проекта «Иносказательная изобразительность в выразительности слов» / О.М. Панасюк. - М.: Аст-Пресс, 2012. - 69 с. 45. Пряхин В.В. Методика обучения детей-инофонов // В.В. Пряхин. - СПб.: Питер, 2009. - 78 с. 46. Протасова Е.Ю. Обучение грамоте в ситуации двуязычия / Е.Ю. Протасова // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения. - С-Пб.: Изда-во С.-Петербургского ун-та, 2004. - С. 141-149. 47. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2011. - 415 с. 48. Рогожина Г.С. Некоторые закономерности освоения детьми-инофонами количественно-именных сочетаний русского языка / Г.С. Рогожина // Материалы конгресса: «Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века». - Прага, 2013. - С. 74. 49. Уша Т.Ю. Учитель русского языка в полиэтнической школе // Материалы Круглого стола «Русский язык как инструмент интеграции мигрантов в российский социум»,30 марта 2007. - СПб.: Златоуст, 2007 50. Шакирова Л.З. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе: учеб. пособие для студентов вузов / Л.З. Шакирова, Л.Г. Саяхова. - 2-е изд., дораб. - Спб.: Просвещение (отделение), 1992. - 287 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image