Введение…………………………………………………………………3-7 Глава 1. Понятие об Искуплении…………………………………………8 Христианская онтология………………………………………...…8-27 Понятие об искуплении в свете христианской парадигмы…….27-39 Вывод по главе 1…………………………………………………..39-40 Глава 2. Юридическая теория об Искуплении………………………….41 2.1 Юридическая теория об Искуплении в изложении Ансельма Кентерберийского…….……………………………………………………..41-49 2.2 Юридическая теория об Искуплении в русском богословии….49-52 Вывод по главе 2…………………………………………………52-53 Глава 3. Нравственная теория об Искуплении…………………………54 3.1 Нравственная теория об Искуплении в свете русского богословия…………………………………………………………………...54-56 3.2 Отличие нравственной теории об Искуплении от юридической ………………………………………………………………………………..56-67 Вывод по главе 3……………………………………………………..67-68 Заключение…………………………………………………………...69-72 Библиографический список источников…..……………………….73-76

Юридическая и нравственная теория об искуплении в свете совремнного православного богословия

дипломная работа
Культура
70 страниц
71% уникальность
2016 год
95 просмотров
Филиппова О.
Эксперт по предмету «Богословие»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………3-7 Глава 1. Понятие об Искуплении…………………………………………8 Христианская онтология………………………………………...…8-27 Понятие об искуплении в свете христианской парадигмы…….27-39 Вывод по главе 1…………………………………………………..39-40 Глава 2. Юридическая теория об Искуплении………………………….41 2.1 Юридическая теория об Искуплении в изложении Ансельма Кентерберийского…….……………………………………………………..41-49 2.2 Юридическая теория об Искуплении в русском богословии….49-52 Вывод по главе 2…………………………………………………52-53 Глава 3. Нравственная теория об Искуплении…………………………54 3.1 Нравственная теория об Искуплении в свете русского богословия…………………………………………………………………...54-56 3.2 Отличие нравственной теории об Искуплении от юридической ………………………………………………………………………………..56-67 Вывод по главе 3……………………………………………………..67-68 Заключение…………………………………………………………...69-72 Библиографический список источников…..……………………….73-76
Читать дальше
Актуальность исследования. Не так давно, после крушения Советского Союза и его идеологического поражения, считалось «общим местом», что идеология либерализма – абсолютно правильная и единственно ведущая любое человеческое общество к развитию и процветанию. Возврат к традициям, уважение к верующим, бережное отношение к собственной истории – все эти простые и очевидные вещи могут помочь в единении общества, в установлении гражданского мира и взаимного уважения. Кроме того, история нашего Отечества показывает, что крещение Руси, принятие православного христианства для нашего государства тождественно факту рождения для человека. Россия как государство и ее население как русский народ, великие достижения нашей истории и культуры – все это опирается на мощный фундамент православной веры. Цивилизация, в которой мы живем, создана этим событием. Сами того не замечая, мы каждый день бесчисленное множество раз вспоминаем о нем: в обычном выражении благодарности - «спасибо» - содержится призвание имени Божия. Газета, радио, телевидение, интернет и календарь полны упоминанием о Рождестве Христовом – ведь летосчисление идет от этого события. И Ветхозаветная «суббота», и Новозаветное «Воскресенье» - все это оттуда, из христианской истории. Поэтому так важно для нашего государства христианское мировоззрение.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по языкознанию. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


. Но христианское мировоззрение очень важно и для каждого отдельного человека. Ведь человек нуждается в смысле жизни, которого современный гедонистический взгляд на мир ему предоставить не может. Духовную драму современного человека составляет, по мнению американского теолога и философа немецкого происхождения Пауля Тиллиха, утрата системы абсолютных ценностей, потеря Бога1 Тиллих П. Избранное. Теология культуры. — М.: Знание, 1995, с. 19. . Он, конечно, вполне может прожить и без всяких «идеалов», но будет ли он при этом счастливым и полноценным? Вряд ли. Американский психолог Джеймс Бьюдженталь в одном из основополагающих положений гуманистической психологии утверждает: «...человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл».2 Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. — М: Независимая фирма «Класс», 1998, с. 32. Человек, как разумное существо, не может не задаваться вопросом о смысле своего существования. Но современное «общество потребления» не в силах дать хоть сколько-нибудь разумный ответ на этот вопрос. Поэтому вопрос мировоззрения не является чисто философским: это один из самых насущных вопросов человечества, от которого зависит и душевный комфорт, и духовное развитие личности. В этом актуальность выбранной темы исследования. Христианский взгляд на мир обладает огромной ценностью, которую, как правило, не хотят обсуждать люди, исповедующие атеизм, материализм, экзистенциализм и т.п. Христианское мировоззрение делает окружающий мир разумным, осмысленным, имеющим цель и смысл. Никакое другое мировоззрение такой трактовки окружающего мира не имеет. С точки зрения материалиста, мир возник сам по себе непонятно для чего, и каким-то случайным образом в нем возник человек и человеческий разум. Для чего тогда живут люди? Получается, что их существование не имеет смысла. Христианство же дает на этот вопрос четкий ответ: люди живут, чтобы соединиться с Богом. Человеческая жизнь на земле – лишь только начало, короткий период приуготовления к вечности. Но этот короткий период является определяющим в дальней шей судьбе человека. Какой будет эта вечность – вечным страданием или вечным блаженством – зависит от того, как человек понесет те испытания, которые выпадают на его долю в жизни временной. Важнейшим для христианина событием человеческой истории является Искупление путем Великой Жертвы: Распятия, Крестных Страданий, Смерти, Воскресения и Вознесения Господа Иисуса Христа, о которых повествуется в Священном Писании, а именно в трудах святых апостолов – евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова. Проблематика исследования. Центральный вопрос, на который отвечает любая богословская система - что есть спасение? Насколько религии или даже конфессии разнятся между собой, виднее не из сопоставления их догматических формул, говорящих о Боге, а из сравнения их сотериологических представлений. Что есть спасение; что подлежит спасению; как совершается спасение; от чего необходимо спасение, — вот круг вопросов, дающих полное представление о любой религиозной системе. Чтобы войти в мир православия, надо задать те же самые вопросы. И прежде всего: что такого произошло с человеком, что ему необходима даже не помощь, но именно спасение? Библия на этот вопрос отвечает рассказом третьей главы книги Бытия. В последующих книгах Писания этот первичный рассказ поясняется так: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3 Ездр. 7, 48). Или, еще короче: «одним человеком грех вошел в мир» (Рим. 5,12). Что же произошло в результате этого вторжения? Через человека вошла в мир смерть. И мир, и человек в Адаме потеряли Богоподобие, единение с Богом. Первозданный человек нарушил одну заповедь Божию и через это он лишил себя жизни, отказался от труда и возделывания себя и мира, не распознал искушения, навязанного ему диаволом. Он нарушил закон благодарения, лежащий в основе евхаристического поста.

Читать дальше
Итак, рассмотрение основных, бытийных вопросов науки – о происхождении мира, жизни, разумного человека – показывает, что научно доказанных, строго логически выстроенных версий происхождения материи, жизни, человека, разума на данный момент в материалистической науке просто нет. Все, что материалистическая наука может предложить человеку в ответ на онтологические вопросы – это всего лишь гипотезы, которые не имеют научного, логического обоснования, не имеют четких доказательств. То, что материалисты говорят о происхождении вселенной, жизни, человека, невольно заставляет вспомнить языческие мифы о сотворении богов и героев. И те, и другие варианты требуют безоговорочной, никакими доводами не доказуемой веры в весьма сомнительные утверждения. По сравнению с атеистическими гипотезами, которые подаются нам как «научные», на вопросы онтологии в христианстве можно получить четкие и ясные ответы, которые не противоречат логике и представляются единственной непротиворечивой версией происхождения бытия мира и человека. Кроме того, нужно отметить, что наука и христианство не находятся в состоянии противоречия. Противоречат друг другу христианство и атеизм, христианство и материализм. Материалисты утверждают, что у вселенной нет творца. Наука же, изучая законы мироздания, свидетельствует как об обратном: целесообразность и разумность устройства «механизма вселенной» говорит о том, что у этого механизма был проект, который задумал и воплотил Тот, кто выше и больше вселенной. Святые отцы ясно учат, что, когда Адам согрешил, человек не просто утратил нечто, что было прибавлено к его природе, но скорее сама человеческая природа изменилась, подверглась порче в то самое время, как человек утратил благодать Божию. Человеческую волю исцелить может только Бог. А Бог не может исцелить человека, если воля последнего не стремится к Нему всецело. Это и есть очевидный парадокс христианской сотериологии: чтобы приносимый от Бога Дар оказался действенным, он должен уже действовать в человеке. Но ведь даже Адам, который жил в мире до катастрофы и который обладал еще неповрежденной человеческой природой, оказался не в состоянии достичь подлинного соединения с Творцом. Задача спасения кажется неразрешимой. Но Бог находит выход: в единой, безгрешной и Божественной Личности должны быть соединены две природы, свободно, по своей воле стремящиеся друг ко другу — и тогда в этом Посреднике и произойдет истинное исцеление. Доктрина юридизма, которую еще называют «латинской», рассматривает смерть Христа как наказание за человеческие грехи. Необходимым условием для принесения Жертвы за грех человека стало воплощение, вочеловечивание Христа. Иисус, не имея грехов, предложил Себя вместо людей, которые по грехам своим заслужили наказание. Взойдя на крест, Господь вынес наказание вместо падшего человека. Так Господь Своей смертью искупил грехи человеческого рода и позволил людям снова быть принятыми Богом. То, что Христос воскрес – свидетельство принятия Богом-Отцом Сыновней жертвы. В юридической теории искупления смерть Христа на кресте является средством, при помощи которого осуществляется искупление. Автор юридической доктрины Ансельм Кентерберийский в своем учении неправомерно сужает значимость Искупления. Средневековый схоласт делает попытку ограничения предания путем развития догмата Искупления, автономного рассмотрения его, не учитывает все остальное Божественное домостроительство. Однако эта теория не дает нам пояснения смысла других великих деяний, таких как: сошествие Святого Духа на апостолов, Воскресение Господне, славное Его Вознесение, тем самым не дает нам понять истинное значение Церкви Христовой. В русской богословской науке юридическая теория Искупления получила широкое распространение в XIX-ом столетии благодаря авторитету митрополита Макария (Булгакова), который использовал ее в «Догматическом богословии». Теологические крайности, которые есть у Ансельма Кентерберийского и западных богословов, у митрополита Макария (Булгакова) отсутствуют. В догматических системах протоиерея Николая Малиновского и епископа Сильвестра (Малеванского) теория Искупления излагается в соответствии с основными принципами юридической теории, хотя последний пытается смягчить ее крайности и избегает таких откровенных схоластических терминов, как «удовлетворение», «заслуга», «оскорбление», «уплата долга». Реакцией на юридическую теорию, вернее, на наличие в ней явных крайностей, стало появление так называемой нравственной теории Искупления. В нравственной теории искупления центральным ядром является этическая сторона в искупительном подвиге Христовом. В соответствии с этой теорией, Искупление – это, прежде всего,пример. Спаситель преодолел все искушения, Он был полностью послушен Отцу – и тем самым является высочайшим примером для подражания. Самыми видными представителями нравственной концепции считают протоиерея Павла Светлова и профессора нравственного богословия в Московской духовной академии Михаила Тареева. Некоторые считают, что приверженцем нравственной теории был и Патриарх Сергий (Страгородский), но это верно только отчасти.
Читать дальше
.Андреев И.М.Научное знание и христианская истина.Нью-Йорк,1974,112 с. 2.Алексеев В.П. Становление человека. М., 1984, 464 с. 3.Антоний (Храповицкий), митр. Опыт христианского православного катехизиса // Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. VIII. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии, 1961, 344 с. 4.Библия, Ветхий Завет. Новый Завет. М.: Российское Библейское общество, 2012, 1644 с. 5.Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М: Независимая фирма «Класс», 1998, 336 с. 6.Григорий Палама, святитель // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991, 528 с. 7.Гурий (Степанов), архиепископ. Богозданный человек. Опыт православной традиции жизни. БТ., вып. 12, 80 с. 8.Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М.: ПСТБИ, 1997, 624 с. 9.Иеромонах Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию. М., 1997, 116 с. 10.Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского избранные творения. Беседы на книгу Бытия. Т.1. М., 1993, 920 с. 11.Иоанн (Мейендорф), прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Глава «Святой Дух и свобода человека». Минск: Лучи Софии, 2001, 336 с. 12.Лосский В.Н. Боговидение. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. М.: Издательство «АСТ», 2003, 492 с. 13.Лосский В. Н. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991, 288 с. 14.Лосский В.Н. Искупление и обожение. // Боговидение. Минск, 2007, 496 с. 15.Льюис К.С. Письма Баламута. Баламут предлагает тост. М.: Русская неделя, 2014, 240 с. 16.Льюис К.С. Размышление о псалмах. Собрание сочинений в 8 томах. Том 8-й. М.: Фонд имени Александра Меня, 2006, 464 с. 17. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996, 3800 с. 18. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Репринтное издание. Том 2-й. М., 1993, 644 с. 19.Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. СПб. 1868, 1288 с. 20.Молитвослов и Псалтирь. М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2011, 704 с. 21.Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М.: Идея-Пресс, 2011, 84 с. 22.Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. М.: ИФРАН, 2007, 200 с. 23. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007, 860 с. 24. Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 2002, 324 с. 25. Преподобный Григорий Синаит. Творения. М., 1999, 160 с. 26. Преподобпый Исаак Сирин. Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М., 1993, 698 с. 27. Преподобный Исаак Сирин. Творения. - Сергиев Посад, 1911, 1180 с. 28. Раннее Христианство: сборник в двух томах. М.: АСТ-Фолио,2001.Том 2-й, 514 с. 29. Св. прп.Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 2000, 788 с. 30. Свт. Григорий Богослов. Творения в 2-х томах. Том 1-й. Слова. М.: Сибирская Благозвонница, 2010, 898 с. 31.Священномученик Ириней Лионский. Творения. / Пер. П. Преображенского. — [СПб., 1900], Н.Сагарды [СПб., 1907]. (Серия «Библиотека отцов и учителей Церкви». II); М., Благовест, 1996, 640 с. 32. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966, 576 с. 33.Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподокийской // Беседы на Шестоднев. Ч.1. М., 1845, 454 с. 34.Тиллих П. Избранное. Теология культуры. — М.: Знание, 1995, 498 с. 35. Шабатин И, профессор МДА. Классик истории Русской Церкви митрополит Московский Макарий (Булгаков). Журнал Московской Патриархии № 5, 1967, с. 61-69. 36. Широков В. С. Галилей и средневековая математика. Историко-математические исследования. Сборник научных статей. Ред. А. П. Юшкевич. М.: Наука, 1979, 668 с. 37. Энциклопедия для детей: Т.1. (Всемирная история). М., 1994, 1040 с. 38.Яннарас Х. Вера Церкви. – М.: Центр по изучению религий,1992, 388 с. Интернет-источники: 1. Азбука Веры. Святитель Григорий Богослов. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/45 (сетевой ресурс) 2. Вся вселенная создана под человека. Интервью с Владиславом Ольховским. http://www.pravoslavie.ru/smi/44938.htm (сетевой ресурс). 3. Иларион (Алфеев), митрополит. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. http://www.e-reading.club/book.php?book=147479 (сетевой ресурс) 4. Кураев А.В. Таинство Искупления. http://rumagic.com/ru_zar/sci_religion/kuraev/f/j58.html (сетевой ресурс) 5. Лествица или Скрижали духовные преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы http://www .wco.ru/biblio/books/ioannl1/ Main.htm (сетевой ресурс). 6. Митрополит Каллист (Уэр). Можно ли считать Клайва Льюиса «анонимным православным»? http://baznica.info/article/mozhno-li-schitat-klaiva-lyuisa-anonimnym-/ (сетевой ресурс). 7. Митрополит Сергий (Старогородский). Православное учение о спасении. Часть 1. Происхождение правового жизнепонимания. Католичество: http://pravbeseda.org/library/books/strag1_3.htm (сетевой ресурс). 8. Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/videt-boga-kak-on-est/ (сетевой ресурс) Источники на английском языке. 1.Seraphim (Rose). Genesis, Creation and Early Man. Platina, California: St. Herman of Alaska Brotherhood, 2000, 378 p. 2.The Lenten Triodion, Tr. Mother Mary and Archimandrite Kallistos Ware St. Tikhon’s Seminary Press, 2002, 288 p.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image