Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия с родителями в процессе воспитания самостоятельности у детей раннего возраста 6
1.1. Характеристика самостоятельности как качество личности 6
1.2. Особенности воспитания самостоятельности у детей раннего возраста 11
1.3. Организация взаимодействия ДОУ и семьи как институтов воспитания 17
1.4. Методика и технология организации взаимодействия с родителями в процессе воспитания самостоятельности у детей раннего возраста 22
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимодействия с родителями в процессе воспитания самостоятельности у детей раннего возраста 31
2.1. Условия для проведения опытно-экспериментальной работы на базе ГБДОУ 25 Курортного района города Сестрорецка 31
2.2. Выявление уровня самостоятельности у детей раннего возраста 1 ясельной группы Гномики 35
2.3. Организация и проведение разнообразных форм взаимодействия с родителями по воспитанию самостоятельности у детей раннего возраста 43
2.4. Анализ результативности проделанной работы по воспитанию самостоятельности у детей раннего возраста 54
2.5. План работы с родителями и детьми по воспитанию самостоятельности 56
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 68
Читать дальше
Пассивность и безынициативность - это главная проблема детей младшего и раннего дошкольного возраста. Самостоятельность формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось и семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле ребенок сам вдруг не начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность. Поэтому как только малыш начнет сам ходить, кушать, 3у него необходимо начинать воспитывать самостоятельность.
Благодаря решению задач: выявления уровня самостоятельности у детей раннего возраста в 1 ясельной группе "Гномики", проведения разнообразных форм работы с родителями, разработки плана работы с детьми и с родителями по воспитанию самостоятельности мы достигли цели воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в процессе взаимодействия с родителями.
В заключении можно сделать следующие выводы:
- родители играют решающую роль в воспитании собственных детей, что нет перечня стандартных советов и рекомендаций, но есть принципы, которые помогут каждому родителю, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, оказывать ему полноценную поддержку и предоставлять наилучшее воспитание;
- воспитатели создают условия для оптимальной совместной деятельности воспитанников, которые учатся самостоятельно договариваться;
-успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми, важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая интересно живет и сплачивается;
- после проведения работы с родителями, уровень развития самостоятельности у детей оказался преимущественно средний. Это говорит о том, что проведение разнообразных форм взаимодействия с родителями способствуют эффективному воспитанию самостоятельности у детей раннего возраста;
-вывод, по исследованию, что данные формы взаимодействия с родителями не только улучшают развитие детей, но и воспитывают в них уверенность, самостоятельность и инициативность.
В ходе работы расширила общие компетенции: организовывать собственную деятельность, определяя методы профессиональных задач, осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для постановки и решения профессиональных задач, использовать информационно-коммутативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Также сформировались профессиональные компетенции: разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста.
Благодаря проделанной работе я научилась делать оформлять педагогические разработки в виде рефератов, выступлений.
Рекомендации по практическому применению результатов работы. Данные результаты можно использовать в детских садах и яслях в повышении самостоятельности детей раннего возраста.
Читать дальше
1. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста / М.Н. Аксарина. - М.: Медицина, 2012. - 304 с.
2. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2012. - №1 - с. 124-132.
3. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2012. - 208 с.
4. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2013. - 224с.
5. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c.
6. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». - 2012. - №37. - с. 20-23.
7. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 2012.- № 6. - С. 66-68.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: АСТ; Астрель, 2013.- 671с.
9. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
10. Голованова Н.Ф. Педагогика.- Издательство: Академия, 2013.- 240с.
11. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? Дошкольное воспитание- №8.- 2012. – С. 25-26.
12. Зверева С.А. Теоретические основы развития самостоятельности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.// Современные проблемы науки и образования.- № 1-1.- 2015.- С. 1-6.
13. Коджаспирова Г. М. Педагогика 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата.- Издательство: Юрайт, 2016.- 716с.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 416 c.
15. Коновалова Т. А. Влияние семьи на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.// Международный журнал экспериментального образования.- № 6.- 2012.- С. 13-17.
16. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема.// Знание. Понимание. Умение.- № 1 / 2012.- С.209-213.
17. Кузавкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие - Пермь, 2013.– С. 92
18. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013.- 639с.
19. Михайленко Н.Я., Короткова H.A. Как играть с ребенком / Н.Я. Ми-хайленко, H.A. Короткова. - М.: Педагогика, 2013. -160 с.
20. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012.- 496 c.
21. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. -М. :Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.
22. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. 2-7 лет. - М.: ВАКО, 2012.- 192 с.
23. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2013.- 640с.
24. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2013.- 192с.
25. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 540 с.
26. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
27. Савченко М. В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста. //Современные проблемы науки и образования.- №1.-2013.- С.1-8.
28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2012.- 256с.
29. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2013- 380 c.
30. Токарева Е.Н. Тренинг взаимодействия родителей с детьми раннего возраста в процессе общения.// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Психология.- № 31.- 2012.- С. 115-121.
31. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, МПСУ, 2013. - 256 c.
32. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. -272 с.
33. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2012. -384с.
34. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология. Антология / Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во «Академический проект», 2013. - 720 с.
35. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие. - М.: издательский центр «Академия», 2012. -384с.
Читать дальше