Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения речи детей дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией 5
1.1 Понятие о кохлеарной имплантации (КИ) 5
1.2 Особенности речевого развития неслышащих детей дошкольного возраста 10
1.3 Показания для проведения КИ 15
Выводы по первой главе 19
Глава II. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации 20
2.1 Методологические основы реабилитации детей после кохлеарной имплантации 20
2.2 Психолого-педагогические условия коррекции речи детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации 28
2.3 Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы 32
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Читать дальше
Нарушение слуха возникает практически при всех заболеваниях, связанных с нарушением органов слуха. В мире ею страдает около 7 % населения. Наиболее распространенной причиной снижения слуха является отит. В запущенных случаях может наступать глухота. Перед тем, как принять решение об установке кохлеарного импланта, необходимо тщательно взвесить все за и против этой процедуры. Несмотря на сложность периода реабилитации после кохлеарной имплантации, процедура является единственным способом для глухих людей вернуть способность слышать.
В работе были рассмотрены следующие вопросы: понятие о кохлеарной имплантации (КИ); особенности речевого развития неслышащих детей дошкольного возраста; показания для проведения КИ; методологические основы реабилитации детей после кохлеарной имплантации; психолого-педагогические условия коррекции речи детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации; особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы и др.
В заключении можно сделать следующие выводы:
- слух информирует человека о любых изменениях внешней среды, но и предупреждают о возможной опасности.
- кохлеарная имплантация позволяет глухому человеку вновь обрести способность слышать;
- условием развития речи после кохлеарной имплантации в дошкольном возрасте предусматривает включение в процесс образования таких специалистов, как педагог-логопед и педагог-психолог;
- верботональный метод получает все большее распространение. Преимуществом является то, что дети не учатся, а играют, но под незаметным управлением педагога. Действия педагога дают возможность поддерживать и активизировать голосовые реакции детей, соотносить с действием.
Рекомендации и предложения. Кохлеарная имплантация очень хороший выход для глухих детей, но прежде чем ее делать нужно пройти консультацию у врачей и предусмотреть возможные побочные последствия.
Перспектива изучения проблемы. В настоящее время кохлеарную имплантацию все еще изучают, добавляют новые улучшенные технологии.
Читать дальше
1. Актуальные нормативно - правовые акты по вопросам организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2012.- 34с.
2. Беляева, О. Л. Совершенствование фонематического восприятия у младших школьников с кохлеарным имплантом. / О. Л. Беляева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 54–59
3. Богданова, Т. Г. Регуляция деятельности в неблагоприятных условиях детьми младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова, В. С. Панина // Специальное образование. – 2015. – № 1. – С. 11–24
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013.-432 с.
5. Васина, Л. Г. «Центр на Павелецкой» – ресурсный центр общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся с нарушением слуха. / Л. Г. Васина, К. Б. Вовненко, В. Б. Никонова и др. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 2. – С. 30–33
6. Гончарова, Е. Л. Как изменяются задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 6. – С. 5–12
7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013.- 479 с.
8. Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
9. Колесникова Г.И.: Специальная психология и педагогика . - Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 288с.
10. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушением слуха.// Под ред. Николаевой Т.В.- Издательство: Экзамен, 2006.- 135с.
11. Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. Спб.: Издательство: КАРО, 2012.- 400с.
12. Королева И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха. –СП.КАРО,2011.- 240с.
13. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. – Санк-Петербург,2010.- 145с.
14. Королева, И. В. Логопедическая реабилитация детей с кохлеарными инплантантами / И. В. Королева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 38–47
15. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард.- М.: Теревинф, 2011.- 144с.
16. Сатаева, А. И. Значение первоначального периода реабилитации глухого дошкольника после кохлеарной имплантации / А. И. Сатаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 5. – С. 9–16
17. Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.95, № 223-ФЗ).
18. Специальная психология./ Под ред. В.И. Лубовского; рец.: Н.Л. Белопольская, В.В. Ткачева: - М.: Академия, 2012.- 558 с.
19. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013.- 144с.
20. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика.- М.: Книга по Требованию, 2013.- 656c.
Читать дальше